Начало
Да, да такой случай был, именно, в тот год, когда мы приступили к занятиям на последнем, выпускном курсе Государственного университета.
А дело в том, что многие физики ушли работать в научно-космические лаборатории и исследовательские институты, куда их приглашали с большим интересом, видите ли, там, оказывается, очень нужны физики.
Началась, как говорили, космическая эра.
В школах Приморья, как и везде, не хватало учителей-физиков, а Уссурийский педагогический институт отдал все свои резервы.
Декан нашего факультета, по фамилии Ветер, объявила нам, радиофизикам, что надо поработать.
- …Друзья, если даже вас выгонят из школы за то, что вы не справились, мы претензий иметь не будем.
И после первой четверти, после ноябрьских праздников, вы сможете приступить к занятиям, - так закончила она свою речь и, как говорится, благословила нас в путь.
А сентябрь во Владивостоке – это самое замечательное время года.
Все дни солнечные.
Море, ласковое и тёплое, манит к себе, в нём даже ночью можно купаться с наслаждением.
Вода в Японском море нагревается жарким днём, и морские волны, если они и есть, то небольшие, качают, качают и качают.
А если опять же ночами поверхность гладкая, то морская вода, усыпанная отражёнными небесными огоньками звёзд, так нежно ласкает прибрежный песок Набережной, что невозможно не окунуться и не испытать блаженство всем телом, каждой клеточкой кожи, и невозможно не полежать на этой водной перине, с наслаждением ощущая, как не чувствуешь своего веса.
Божественно!
А днём так радуют разноцветные, изумительные краски пригородного леса, что описать пером их, просто, невозможно!
Оранжево - жёлтые и пурпурные разводы осени, огненно – красные вспышки прибрежных кустов сочного спелого шиповника и яркое пламя, сверкающих под ослепительными лучами Солнца, пушистых клёнов и калины – завораживает.
Нет, ну невозможно бросить всё это в такое великолепное время и уехать в северный район Приморья от его замечательного и тёплого южного побережья.
Ну что же делать, если надо!
И мы едим.
И вот я уже в вагоне, а поезд мчит меня куда-то в Варфоломеевскую тайгу.
В моём "плацкартном" купе - молодые горняки - специалисты по цветным металлам.
После отпуска они возвращались на работу в свои шахты, штольни, рудники.
Узнав, куда я еду, зная эти таёжные места, они искренне, как казалось, сочувствовали мне.
- Это почти дикие места, - сказал один из них, как помню, Виктор.
- Поезд, практически, не делает здесь остановок, и куда же Вы едите! – добавил его друг Владимир.
- Да, и проезжаем мы эти лесные просторы всегда ночью. Там, подальше, где горы, как ни странно, более обжитые места – идёт добыча цветных металлов, где мы и работаем, - подвел итог третий.
Когда поезд, в котором я ехала в глушь Варфоломеевской тайги, приближался к месту моего назначения, была глубокая ночь.
Мои попутчики, как и я, не спали и уговаривали меня не выходить на этом полустанке.
- Куда же Вы пойдете в эту осеннюю ночь, такую тёмную, безлюдную и одинокую? - сказал первый.
- Может быть, Вам лучше проехать дальше с нами, в Ковалерово – там тоже нужны учителя… – высказал свои мысли вслух второй горняк.
Рассуждая между собой об этих местах, для меня загадочных, перебирая возможности мне помочь, они вели беседу, в которой я, практически, не принимала участие, а только слушала их.
Во втором часу ночи, когда проводник предупредил, что поезд будет стоять одну минуту и мне пора готовиться к выходу, мне стало тревожно.
Проявляя солидарность, зная эти безлюдные места, молодые горняки, говорили, что им от души меня жаль, отчего моё волнение усиливалось.
Я уже сама себя жалела и думала:
- Куда же я еду, зачем – кругом такая темень, ни огонька: зря я не осталась в городе Спасске, куда была направлена и зря согласилась на предложение, когда в ГорОНО, уговаривая, просили поехать в школу этого далёкого посёлка. Там, мол, вообще нет преподавателя физики и математики, а учебный год уже идёт. Там очень ждут учителя…
Мои мысли прервали попутчики, когда речь пошла о том, что места здесь опасные, потому что водятся волки.
И это была не шутка, здесь, действительно, есть волки.
После таких разговоров, я окончательно растерялась.
И когда поезд, притормозил во втором часу ночи, и открылась дверь, в тамбуре меня обожгла ночная прохлада.
- Как холодно, - подумала я, - и какие здесь прохладные ночи.
И прежде, чем сойти на этом тёмном полустанке, в считанные секунды я обнаружила, что мой вагон оказался далеко от станционной избушки, её по-другому и нельзя было назвать. А платформы вообще не было.
Мне стало не по себе,
- Зачем мне все это? – подумала я.
Ребята, провожавшие меня, в один голос:
- Нет- нет, не надо выходить, идёмте назад в тёплый, уютный вагон, здесь так темно и страшно. Куда же Вы пойдете?
И действительно куда?
И только я с волнением и страхом взялась за поручни, как с улицы раздался сильный мужской бас:
- Где здесь учительница, которая приехала к нам?
Это был точно гром в ясном небе.
Я так обрадовалась, а ребята даже рты раскрыли от удивления.
Один миг, но была немая сцена.
Мне показалось, что я выросла на целую голову, так я обрадовалась.
Подумала же я, что это случайность, которая никакого отношения ко мне не имеет.
Но оказалось, что имеет и самое прямое.
Меня, действительно, встретил директор местной восьмилетней школы.
Появившись из темноты, он казался огромным, в длинном тулупе, и очень важным. Взял мой чемодан и, не торопясь, произнес:
- Сейчас я отведу Вас к себе домой. Вы переночуете в комнате моей дочери, она тоже учительница. Уехала в Спасск - рожать. Мне сообщили из ГорОНО, из Спасска, что Вы к нам едете. А чуть позже я должен ехать к ним, скоро и мой поезд.
Мы тронулись в путь, и мой провожатый продолжил:
- Наша школа хоть и в далёкой глуши, но считается Спасской городской школой. И связь работает отлично. Здесь леспромхоз и три воинские части.
Когда перешли железнодорожные пути, он остановился и, опять же не торопясь, спросил:
- Вы не замерзли?
- Нет, нет! - бодро ответила я, мне было жарко от радости, что меня встретили.
Тем временем мы начали подниматься в гору.
- Ваш поезд не пришлось долго ждать, но у нас в глубинке ночи уже холодные, да и вечера прохладные, а вот дни стоят яркие и тёплые, - спокойно, опять же не торопясь, говорил добрый и хороший человек, директор школы, по фамилии Чаплинский.
За это время мы подошли к добротному дому с высоким крыльцом, где нас встретила его жена, учительница биологии, которая до ухода на пенсию работала тоже в этой же школе.
Мы уже сидели за столом и пили горячий и ароматный чай с малиновым вареньем, когда директор сказал:
- Завтра Вы будете у себя. Для Вас приготовлена хорошая комната, правда, мебели нет, но к Вам придёт машина, и всё необходимое для себя Вы выберете сами в воинской части.
После этих слов он поспешил к поезду.
В этом таёжном посёлке в прекрасном педагогическом коллективе я проработала не одну четверть, как планировала, а, как говорится, по служебной необходимости, целых две, до самого Нового год, где и встретила новый 1964 год с замечательными учениками.
Вернувшись в университет, я успела к зимней экзаменационной сессии и успешно её сдала, правда, пришлось изрядно потрудиться.
Моя студенческая жизнь продолжилась.
А ГОДЫ ЛЕТЯТ
Зимний холодный вечер,
Скрипит под ногами снежок,
В школе затоплены печи,
Над крышей струится дымок.
Поезд проходит раз в сутки –
И лишь по ночам, а не днём.
Дети укутались в шубки.
Военный в тайге полигон.
Ждёт меня мама и город.
А здесь книги, мел и доска…
Буду ли дома я скоро?
За сердце хватает тоска.
Лишь снег здесь - местное диво.
А годы летят, как стрела.
Я молода и красива,
В театр сходить бы могла…
Учительствовать должна я,
А личная жизнь потом…
С любовью школа держала,
Оправдала я свой диплом.
Книга "Роза ветров моих", издательство "Русаки", Москва, 2007г.
Свидетельство о публикации №210051000975