Начало

                Начался учебный год, а во многих школах не оказалось учителей физики.
                Да, да такой случай был, именно, в тот год, когда мы приступили к занятиям на последнем, выпускном курсе Государственного университета.

                А дело в том, что многие физики ушли работать в научно-космические лаборатории и исследовательские институты, куда их приглашали с большим интересом, видите ли, там, оказывается, очень нужны физики.

                Началась, как говорили, космическая эра.
                В школах Приморья, как и везде, не хватало учителей-физиков, а Уссурийский педагогический институт отдал все свои резервы.

                Декан нашего факультета, по фамилии Ветер, объявила нам, радиофизикам, что надо поработать.
         - …Друзья, если даже вас выгонят из школы за то, что вы не справились, мы претензий иметь не будем.
И после первой четверти, после ноябрьских праздников, вы сможете приступить к занятиям, - так закончила она свою речь и, как говорится, благословила нас в путь.

                А сентябрь во Владивостоке – это самое замечательное время года.
                Все дни солнечные.

                Море, ласковое и тёплое, манит к себе, в нём даже ночью можно купаться с наслаждением.
                Вода в Японском море нагревается жарким днём, и морские волны, если они и  есть, то небольшие, качают, качают и качают.

                А если опять же ночами поверхность гладкая, то морская вода, усыпанная отражёнными небесными огоньками звёзд, так нежно ласкает прибрежный песок Набережной, что невозможно не окунуться и не испытать блаженство всем телом, каждой клеточкой кожи, и невозможно не полежать на этой водной перине, с наслаждением ощущая, как не чувствуешь своего веса.
                Божественно!
                А днём так радуют разноцветные, изумительные краски пригородного леса, что описать пером их, просто, невозможно!

                Оранжево - жёлтые и пурпурные разводы осени, огненно – красные вспышки прибрежных кустов сочного спелого шиповника и яркое пламя, сверкающих под ослепительными лучами Солнца, пушистых клёнов и калины – завораживает.

                Нет, ну невозможно бросить всё это в такое великолепное время и уехать в северный район Приморья от его замечательного и тёплого южного побережья.
                Ну что же делать, если надо!

                И мы едим.
                И вот я уже в вагоне, а поезд мчит меня куда-то в Варфоломеевскую тайгу.
                В моём  "плацкартном" купе - молодые горняки - специалисты по цветным металлам.


                После отпуска они возвращались на работу в свои шахты, штольни, рудники.
                Узнав, куда я еду, зная эти таёжные места, они искренне, как казалось, сочувствовали мне.

               - Это почти дикие места, - сказал один из них, как помню, Виктор.

               - Поезд, практически, не делает здесь остановок, и куда же Вы едите! – добавил его друг Владимир.

               - Да, и проезжаем мы эти лесные просторы всегда ночью. Там, подальше, где горы, как ни странно, более обжитые места – идёт добыча цветных металлов, где мы и работаем, - подвел итог третий.

                Когда поезд, в котором я ехала в глушь Варфоломеевской тайги, приближался к месту моего назначения, была глубокая ночь.
                Мои попутчики, как и я, не спали и уговаривали меня не выходить на этом полустанке.
               - Куда же Вы пойдете в эту осеннюю ночь, такую тёмную, безлюдную и одинокую? - сказал первый.

               - Может быть, Вам лучше проехать дальше с нами, в Ковалерово – там тоже нужны учителя… – высказал свои мысли вслух второй горняк.

                Рассуждая между собой об этих местах, для меня загадочных, перебирая возможности мне помочь, они вели беседу, в которой я, практически, не принимала участие, а только слушала их.
                Во втором часу ночи, когда проводник предупредил, что поезд будет стоять одну минуту и мне пора готовиться к выходу, мне стало тревожно.


                Проявляя солидарность, зная эти безлюдные места, молодые горняки, говорили, что им от души меня жаль, отчего моё волнение усиливалось.

                Я уже сама себя жалела и думала:

               - Куда же я еду, зачем – кругом такая темень, ни огонька: зря я не осталась в городе Спасске, куда была направлена и зря согласилась на предложение, когда в ГорОНО, уговаривая, просили поехать в школу этого далёкого посёлка. Там, мол, вообще нет преподавателя физики и математики, а учебный год уже идёт. Там очень ждут учителя… 
             
                Мои мысли прервали попутчики, когда речь пошла о том, что места здесь опасные, потому что водятся  волки.
                И это была не шутка, здесь, действительно, есть волки.

                После таких разговоров, я окончательно растерялась.
                И когда поезд, притормозил во втором часу ночи, и открылась дверь, в тамбуре меня обожгла ночная прохлада.

               - Как холодно, - подумала я, - и какие здесь прохладные ночи.

                И прежде, чем сойти на этом тёмном полустанке, в считанные секунды я обнаружила, что мой вагон оказался далеко от станционной избушки, её по-другому и нельзя было назвать. А платформы вообще не было.

                Мне стало не по себе,
               - Зачем мне все это? – подумала я.


                Ребята, провожавшие меня, в один голос:

              - Нет- нет, не надо выходить, идёмте назад в тёплый, уютный вагон, здесь так темно и страшно. Куда же Вы пойдете?
 
                И действительно куда?
             
                И только я с волнением и страхом взялась за поручни, как с улицы раздался сильный мужской бас:

             - Где здесь учительница, которая приехала к нам?

               Это был точно гром в ясном небе.
               Я так обрадовалась, а ребята даже рты раскрыли от удивления.

               Один миг, но была немая сцена.
               Мне показалось, что я выросла на целую голову, так я обрадовалась.
               Подумала же я, что это случайность, которая никакого отношения ко мне не имеет.
               Но оказалось, что имеет и самое прямое.

               Меня, действительно, встретил директор местной восьмилетней школы.
               Появившись из темноты, он казался огромным, в длинном тулупе, и очень важным. Взял мой чемодан и, не торопясь, произнес:

             - Сейчас я отведу Вас к себе домой. Вы переночуете в комнате моей дочери, она тоже учительница. Уехала в Спасск - рожать. Мне сообщили из ГорОНО, из Спасска, что Вы к нам едете. А чуть позже  я  должен ехать к ним, скоро и мой поезд.

               Мы тронулись в путь, и мой провожатый продолжил:
            -  Наша школа хоть и в далёкой глуши, но считается Спасской городской школой. И связь работает отлично. Здесь леспромхоз и три воинские части.

               Когда перешли железнодорожные пути, он остановился и, опять же не торопясь, спросил:               
              - Вы не замерзли?
              - Нет, нет! - бодро ответила я, мне было жарко от радости, что меня встретили.
                Тем временем мы начали подниматься в гору.

              - Ваш поезд не пришлось долго ждать, но у нас в глубинке ночи уже холодные,  да и вечера  прохладные, а вот дни стоят яркие и тёплые, - спокойно, опять же не торопясь, говорил добрый и хороший человек, директор школы, по фамилии Чаплинский. 
               
                За это время мы подошли к добротному дому с высоким крыльцом, где нас встретила его жена,  учительница биологии, которая до ухода на пенсию работала тоже в этой же школе.
                Мы уже сидели за столом и пили горячий и ароматный чай с малиновым  вареньем, когда директор сказал:
              - Завтра Вы будете у себя. Для Вас приготовлена хорошая комната, правда, мебели нет, но к Вам придёт машина, и всё необходимое для себя Вы выберете сами в воинской части.

               После этих слов он поспешил к поезду.               
               В этом таёжном посёлке в прекрасном педагогическом коллективе я проработала не одну четверть, как планировала, а, как говорится, по служебной необходимости, целых две, до самого Нового год, где и встретила новый 1964 год с замечательными учениками.
               
               Вернувшись в университет, я успела к зимней экзаменационной сессии и успешно её сдала, правда, пришлось изрядно потрудиться.
               Моя студенческая жизнь продолжилась.
            
                А  ГОДЫ  ЛЕТЯТ

         Зимний холодный вечер,
         Скрипит под ногами снежок,
         В школе затоплены печи,
         Над крышей струится дымок.

              Поезд проходит раз в сутки –
              И лишь по ночам, а не днём.
              Дети укутались в шубки.
              Военный в тайге полигон.


         Ждёт меня мама и город.
         А здесь книги, мел и доска…
         Буду ли дома я скоро?
         За сердце хватает тоска.

             Лишь снег здесь - местное диво.
             А годы летят, как стрела.
             Я молода и красива,
             В театр сходить бы могла…

         Учительствовать должна я,
         А личная жизнь потом…
         С любовью школа держала,
         Оправдала я свой диплом.


Книга  "Роза ветров моих",  издательство  "Русаки",  Москва,  2007г.

             


Рецензии