Прославленцы и прославлянцы Критика

                ПРОСЛАВЛЕНЦЫ  И  ПРОСЛАВЛЯНЦЫ

                За прилавком
                житейских забот
                рубит мясо мясник-исполин.
                Хрясь!
                Бывший медик – мясник не глуп.
                Хрясь!
                …И никаких мелодрам.
                Н. Байбуза

        На исходе 2007 года в уважаемой мною газете «Саратовские вести» одна за другой появились две статьи (члена Союза писателей России Алексея Бусса и журналиста Нины Шаталиной), являющиеся примером утверждения “нашего всего” на якобы обезличенном литературном поле губернии. Кандидатом на “наше всё” безоговорочно объявлен “поэт-громовержец” Николай Байбуза, у которого вышла “новая” книга стихов «Шестьдесят зим», М., «Русскiй мiръ», 80 с.
       Разговор  о ней не могу не предварить несколькими цитатами из откликов на книгу:
«Это человек из эпохи титанов в эпохе пигмеев, поэтический Гулливер… И наш волжский «мушкетёр» и рубака слова. Не услыхать его, не заметить невозможно… Его стихи – это сигналы одного из духовных маяков России» (Алексей Бусс, «Саратовские вести» № 162, 31 октября 2007 г.)
      «Хочется чёрное знамя топтать./ Чёрное знамя собственной тени». – Не знает преград справедливое слово поэта-воина.
       Что ни стихотворение, то твёрдая позиция, твёрдая уверенность (которая и есть торжественность).  …этюды о гармонии человека и природы, где «Коршун дирижирует свободой». Требование его о соблюдении корректности и уважения – беспрекословно.
       Поэт говорит ярко, образно…  умело пользуется огнями слова в своих пламенных выступлениях, замечаниях. Скучно не бывает никогда,  …слышен на фоне любого оркестрового сопровождения.  …»Всё уже круг моих друзей».  В чём и спешу подписаться» (Нина Шаталина, «Саратовские вести» № 183, 8 декабря 2007 г.)
       И здесь представляется небезынтересным для введённого в заблуждение читателя в качестве познания истины взгляд изнутри на данную попытку литературного мифотворчества.

                МИФОТВОРЧЕСТВО
                КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИТЕРАТУРЫ

       Н. Байбуза декларирует, что он – автор пяти или шести книг стихотворений и поэм. Поэтому, перетряхивая пыльный багаж давних лет, начну с первой.
Николай Байбуза   «Я сын полка конвойных войск»: Саратов: РИЦ «Аэлита»...
Год издания книжки, объёмом в 104 страницы, заключённой в твёрдый агатовый переплёт, так и остался тайной для несведущих. Ни ISBN, ни ББК, ни аннотации, ни прочих обязательных выходных данных сие издание не несёт. То есть существует, по сути, на правах рукописи, хотя и отпечатано в Тольятти в типографии Волжского автомобильного завода впечатляющим для нынешних времён тиражом в 5 тысяч экземпляров. Под вступительной статьёй “от автора” стоит дата: “февраль 1992 г.” Как вполне могла стоять любая другая. Бесспорно одно, что к московскому (1994 года) семинару молодых авторов с правом приёма в Союз писателей России, куда Саратовская региональная организация делегировала выпустивших книги А. Дубчак, Н. Ивлиева и Е. Грачёва, книги у героя нашего ещё не наблюдалось.
       Всё прочее знаю не понаслышке, так как эту книгу получил из рук в руки ещё “тёпленькой”, с трогательной авторской надписью: “Дорогому Коле Куракину с любовью и восхищением”, подпись. Дата 12 апреля 1996 г. К этому сроку и следует относить издание первой книжицы на денежки тогдашнего друга, благодетеля и почитателя творчества “великого алтайца” Александра Амусина.
       Дальнейшая судьба книжки, так и не заполонившей, несмотря на тираж, саратовские книжные прилавки, весьма печальна и для автора показательна. Небольшая часть тиража была облачена тем же благодетелем в чёрный ледерин с золотым тиснением и раздарена после этого новоиспечённым автором ближайшему окружению.
       Но коммерческие дела издателя пошли менее успешно, а затем грянул сокрушительный дефолт 1998 года. Так и провалялись горы отпечатанной бумаги ещё в течение ряда лет в помещении клуба юных техников «Спутник» Заводского района Саратова, где директорствовал ещё один на ту пору “друг и читатель” Михаил Лубоцкий, который за невостребованностью и сдал в конце концов всё это в макулатуру. Так что, по большому счёту, плакали спонсорские денежки…
Как оригинально впоследствии отплатил своему благодетелю наш “алтаец”, в литературных кругах Саратова хорошо известно. Предал, продал, без тени смущения оборотившись ни кем-нибудь – “конём троянским”. Но это уже отдельная история из дидактического цикла “Подумай – кто ты?..”
      После выхода и дарения книг, успевших таки обрести переплёт, автор скоренько утерял какой-либо интерес к своему первенцу. Главное, что можно было бутафорски потрясать книжкой и впечатлять цифрами тиража. Что и делалось. Что и впечатляло! И не были приняты во внимание мои советы: сыскать небольшие деньги, облачить оставшиеся тысячи книжных блоков в тонкий переплёт и стать автором ежели уж и не официально изданной, то хотя бы реально осязаемой читателем книги.
     Потом уже понял я, что это вовсе не входило в планы “великого бутафора и горлопана”. Ему надо было срочно подсуетиться и найти нового спонсора для издания следующей книги. Цель была ясна и проста – членство в Союзе писателей. А принимали в “инженеры человеческих душ” по двум изданным книгам.
       И подсуетился! И нашлись благодетели в землях алтайских. И в том же 1996 году в ГИПП «Алтай» города Барнаула была отпечатана тиражом в тысячу экземпляров вторая книжка «Объявиться вовремя живым». Правда, на этот раз местные дарители раскошелились лишь на незамысловатую обложку, хотя и с впечатляющим ликом “матёрого человечища” на ней. Книжка как книжка: бумажная, 112 страниц, типографским шрифтом набранная, но снова на правах рукописи. То есть ни тебе издательства, ни других ГОСТовских реквизитов. А значит, не идёт в обязательный рассыл и нигде не значится. Она вроде бы и есть (вот, потрогай!) и её навроде бы как и нет…
     Возмущённый “наветами” в адрес “мэтра” почитатель может обратиться (да хотя бы через Интернет) во Всероссийскую книжную палату (туда уходят по циркуляру рассылки обязательные экземпляры всех изданных в России книг) или в библиотеки города и там поискать в каталогах как «Я сын полка…», так и «Объявиться вовремя…», раз уж автор настойчиво числит эти произведения начальными вехами своего творческого восхождения. В добрый путь!..
Но тираж-то, о-го-го! А что – тираж?.. Сколько скажете, столько и поставим – не жалко! Ведь нет ответственных, раз нет издательства. Всё просто и ясно, как маков цвет.
Книга, однако, новая! Объявилась она вместе с нашим алтайцем на волжских берегах – не запылилась. Любопытствующий читатель ежели сыщет её где, может сравнить первую со второй. И…  с трудом обнаружит (если обнаружит!) разницу: с десяток новых стихотворных миниатюр и так называемые “поэмы”. Целых три! Трудно, правда, определить жанр означенной стихотворной вязи, но к поэме этот плохо организованный поток сознания никакого отношения (точно уж!) не имеет.
     Две книжки надыбано, цель та же – в поход за корочками “инженера душ”, а глядишь, и в духовные маяки губернского, а то и всероссийского масштаба… Уже проникся “большой поэзией” сам волжский мэтр Малохаткин, получены ещё две необходимые рекомендации. И проведён претендент через собрание, и набрал он необходимую на тот период половину голосов, и дело направлено в секретариат Союза в град стольный Москву. И год на дворе 1997-й.
   В Москве мучились больше года: утверждать – не утверждать?.. Подключались всевозможные рычаги и подпорки, звучало проникновенное: “Надо, надо!..” Председатель Саратовской региональной организации Союза писателей России Виктор Сафронов бросал в сердцах: “Вот ваш хвалёный Байбуза! Москва уже второй год принять не может…” Но… приняли! Надо ведь пополнять ряды, а то средний возраст окопавшихся за бастионом неприступности с советских ещё времён “душных инженеров” за 70 зашкаливает.
   Так стал невыучившийся медик писателем. И продолжил шумное восхождение по проторенному пути, чтобы прийти наконец с подачи молодого литератора Алексея Бусса к осознанию, что он-то и есть “один из духовных маяков России”. Слава маячествующим. Слава!.. А ещё он, по Буссу, “заметная фигура”, “поэтический Гулливер в королевстве лилипутов”. И все-то поэты вокруг такие ма-хонь-кие и незаметные… И только он, герой наш, “человек из эпохи титанов в эпохе пигмеев”. Чай, в одном королевстве и в одну эпоху живём.
       …То, что себя Бусс в пигмеях числит – его дело. Но… неужто и мэтр Малохаткин уже олилипутел? – страшно подумать! А ведь с виду ещё могуч и горазд… Однако Буссу, похоже, видней. Да и сам “маячествующий Гулливер” по громкости звука и неудержимому фонтану декламаций на местном литературном берегу, и к месту и не к месту, всех слышней. Это уж точно!
       А здесь и ещё одна статеечка в той же областной газете подоспела. Нина Шаталина тянулась, тянулась, да и “доросла до высокой гражданской позиции нашего современника и поэта”, “до твёрдой позиции и твёрдой уверенности в шедевриках Байбузы”. Уж чего-чего, а этого – с избытком! Недаром водимая им студия зовётся «Я», ну разве что в церковно-славянской интерпретации («Азъ»). Всё ищем, наивные, ищем, куда приткнуться, а национальная идея, вот она, рядом, в живом и колоритном воплощении. И рецептики от неё как нам и что: “проламывать раму головой”, “топтать собственную тень” (уже в виде поверженного “чёрного знамени” почему-то). Или ещё проще: навести её на плетень… Да ведь разнообразие-то какое – дух захватывает! Это воспевается Шаталиной как пример высокого поэтического откровения и “не знающего преград справедливого слова поэта-воина”. И эта вот “высота спасает от низости” самого автора-героя, чтоб “нёс он свой крест поэта на Земле”?..   Эка, куда хватили!
       Пусть уж так и остаётся “поэтический Гулливер” маяком для Бусса и Шаталиной –дело личное! Всех прочих предостерегаю: “Упаси вас боже! – не выплывете! Или уши опухнут”.

                “ВСЁ УЖЕ КРУГ ДРУЗЕЙ МОИХ…”
        Вернёмся, однако, к тому, что было прославленцем нашим наработано за годы вожделенного писательского членства.
        Книжки выходили с завидным постоянством. Главный редактор Приволжского книжного издательства Валеев, проникшись сочувствием к авторской бедности, взял да и в подтверждение товарищеского расположения выпустил в 2000-м году на средства издательства поэтический сборник под названием «Холст». Тираж, конечно же, небольшой, всего 100 экземпляров, но подарок автору – достойный и редкий!
Тогда же стихотворение «1953 год» вошло в книгу с ответным дружеским посвящением: “В.Х. Валееву”.
      Посвященческие мотивы являются, пожалуй, главной отличительной чертой “байбузового” авторского почерка. Уже в первой книжке «Я сын полка…», как и во второй «Объявиться вовремя…», каждому третьему стихотворению предпослано посвящение. В следующей книге «Холст» (2000) Байбуза ещё более щедр: почти половина стихотворений имеют посвящения конкретным лицам, а вся книга “Армии и Флоту России посвящается”.
Читаешь и видишь воочию, как “не узок круг его (автора) друзей”. Хотя то и дело ловишь себя на саркастической улыбочке, т.к. подобное всегда расценивалось не только как отсутствие меры (поэтической культуры), но и как отсутствие литературного вкуса в целом. Ведь книга – не стихи в альбом, она для широкого круга, для читателя и требует авторской деликатности. Хотя чего уж... настолько наш герой широк душой и крут, ему даже в автографе на книге не хватает эпитетов и свободного титульного поля для размашистой надписи: “Дорогому… с братскими чувствами и восхищением… всегдашний друг по глаголу… неповторимому… с любовью…”  Ах, если б слова те ещё соответствовали его внутренней сути. Если б!..
       При подписании книги чаще всего звучит громогласное, что не заглушить “любому оркестровому сопровождению”: “Знаешь, пишу не много, но на века!”
       И всё бы ничего, да вот только от книги к книге новых стихов как-то маловато, ну 10, ну от силы 20 процентов. Даже в советское время книга при издании должна была обновляться не менее чем наполовину. Но для этого надо ещё писать. А если – просто лень?.. Как было лень в младые годы учиться, чтобы получить законченное системное образование. Как лень было потом серьёзно и ежедневно работать, чтобы достойно содержать себя и семью (деньги на лечение жены, и не малые, давал тот же благодетель, из первых), чтоб зарабатывать хотя бы на издание собственных книг, а не побираться “по друзьям” с протянутой рукой. Хотя можно, надувая щёки, отсидеть до пенсии на вахте ключником, здесь уж “каждый выбирает для себя”…
       И вот “новая” книга, изданная в столице: «Шестьдесят зим» (2007). Замечу, не избранное! Избирать-то не из чего… Так что же в ней нового? Среди 56 стихотворений новых насчитываю одно, два, три…  Где, простите, ожидаемая новизна, декларируемая в аннотации? Хотя нет, не прав! Новизна есть, она в том, что оказались снятыми большинство из значащихся ранее посвящений. Что, бывшие достойными люди и друзья не оправдали высоких авторских надежд? Опираясь на “байбузовую” лексику, “достаю чёрные камни фактов”:
       “1953 год” – посвящение В.Х. Валееву снято (да и к чему оно теперь-то: Владимир Хайруллович ушёл в мир иной и уже ну никак не может быть полезен);
       “Конечно, время нас сотрёт…” с посвящением Надежде Викторовне Макеевой (редактору художественных программ Саратовского радио) переименовано в “Сонет”, посвящение снято;
       “Северянин” – посвящение писателю Владимиру Вардугину снято;
и т.д. и т.п. – сняты почти два десятка посвящений. Видимо, как сказано в аннотации, в этом “справедливо-жёсткое осмысление жизни…” Да, не в чести оказались прежние фигуранты и лирические герои, не в чести! Но ведь, по Байбузе, главное: “быть у самих себя в чести”.  Так что будьте, кто ещё здравствует, – сами у себя!
       И здесь уже никуда не уйти от авторского откровения: “Всё уже круг друзей моих…”
Да, друзей не предают. Дружбой дорожат, бережно растепляя её в ладонях на, увы, не всегда ласковом жизненном пути. И тогда круг не скудеет, а полнится. Ладно, Куракин (общеизвестно в саратовском литературном мире) две пятилетки как не подаёт герою нашему руки после прилюдно полученного от того оскорбления на писательском собрании 19 октября 2000 года. Ну, он, положим, чересчур брезгливый. А где прежде числящиеся в друзьях и тот, и этот, и другие, другие?..
       Их ли вина в разрушении бывшего когда-то дружества? А спросить-то следует свою совесть (“подумай – кто ты?..”), если она, совесть, ещё не вся вышла в горлопанство, как пар в паровозный гудок.
       И вот – всё уже круг, уже, уже… А это уже диагноз. Где он, духовный ваш маяк, прославлянцы, где поле его притяжения?..

                “ПРАКТИКА – ГРЯЗЬ НА АСФАЛЬТЕ”
       Байбуза – поэт мастеровитый, нахватанный, в определённой степени владеющий арсеналом художественных поэтических средств. Есть запоминающиеся образы, строки и даже отдельные стихи. Несомненны внутренняя энергетика стиха, некий эпический замах. Конечно же, Байбуза колоритен, но… он начисто перечёркивает русскую поэтическую традицию поиска и утверждения любви. Жалею – значит, люблю. Недостаёт ему ни любви, ни жалости.    Подтверждает это даже отречение от родного отца (в пору выхода первой книги он ещё здравствовал): “Я сын полка конвойных войск”. Ни больше ни меньше! Дефицит налицо…
Зато с лихвой напора и ярости (“Мой день восстал. / Он требует расплаты, / он раскалился злобой до бела”), стремления всё и вся препарировать и разъять до болевого шока – и в этом проглядывает даже какое-то упоение собой: хрясь!.. Хрясь!!. Кровь, смерть и месиво из плоти… Что это – некрофилия? Чувствуется, что из учебной программы так и не одолённого мединститута, особенно дался автору курс патологоанатомии. Смерть и Красота рядом, а может, даже Красота в Смерти? Но отнюдь не себя, любимого. Смакуя, наблюдать со стороны: хрясь! Или даже соучаствовать… “Вот они, смерть и красота: / нерпа плывёт – кровь изо рта. / Сверху бревно, омуль – внизу / с острым крючком в светлом глазу”… “Шкуру снимают кривым ножом, / режут от паха до бороды, / Вырубят с лобной костью рога, / взвесят сердце на липких весах”…и т.д.  Или: “Не назову Россию сукой…” – и это о Родине, прости его, Господи! Да и не след бы “облаками чистить сапоги” – они, облака, слава Богу, не приватизированы и пусть остаются в первозданной чистоте, для всех.
       Чувствую, как вздрогнул бы от поэтических излияний “неомаячествующего” Александр Блок с его интеллигентской зашоренностью. “Этюды о гармонии”, где “коршун дирижирует свободой”, к счастью, не были ему известны, и в одном из лучших своих стихотворений о России поэт с болью восклицал: “Доколе коршуну кружить?”
       Ужели ж вся “байбузовая” “практика – грязь на асфальте”, как заявляет, внезапно разоткровенничавшись, сам цитируемый автор?..
       И душа, собственная, не вздрогнет, не ужаснётся, не обратится с мольбой прощения к Всевышнему, не заплачет. Такая душа… – ей среди жути не душно. Хотя неожиданно да наткнёшься на робкое понимание этого: “Однажды встретишься с душой тебе родной, / тогда всю жизнь / и праздник – стыд, / и песня – вой”. Однако, наблюдая за артистическим даром этого “матёрого человечища” не одно десятилетие, я прекрасно осознаю, что словеса – всего лишь голая декларация, без оргвыводов. Таких заготовок у него – море!
    А герою нашему писательским руководством доверено ещё воспитывать молодую поэтическую смену, и даже за это приплачивают из облбюджета. В этом тоже подвижничество?.. Или такой вот он “энтузиаст культуры, бережно и тактично работающий с каждым автором”, как пишет в своей недавней статье “Озоновый слой” журналист Евгений Саблин? Почём, простите, энтузиазм?.. И вот уже самые способные из “байбузят”, глядя на “мэтра”, давно выдают на-гора откровения: “Иду по выбитым зубам”. Или “Белоснежную кость длинноногой реки / раздробили циклоны восточные…” Или “Мороз, размахнувшись кастетом, / Ударил по рёбрам берёз. / Нокаутом с щупленьких веток / Листву разномастную снёс”. Дальше – больше: “Он всё сожрёт внутри меня, / Шакальи лязгая клыками. / И душу с печенью, хрипя, / Он будет рвать, давясь кусками”…(Михаил Лаврентьев “Чтоб совпала с надеждой надёжность…”: Стихи. – Саратов: «Стило», 2002.)
       Слава учителю? – не дай бог, Господи!.. Вот Шаталина с Буссом пускай и читают, и восхищаются школой. Только на сон грядущий, пожалуйста, господа прославлянцы, на ночь!
Байбуза позиционирует себя как последователя и продолжателя творческой школы большого русского поэта Павла Васильева, человека яркой и трагической судьбы. И, сказать по правде, “похожесть” есть. Но сходство чисто внешнее, он сумел ухватить энергетику павловасильевского стиха. Только внешнее совпадение фонетического ряда, пожалуй, единственное, что как-то их сближает. Проводить однако сравнительный текстологический анализ – это новая, совершенно обособленная задача, и пусть этим занимаются критики-литературоведы, а не те, с давних времён, по Шаталиной, “обласканные словечком графоман”, что всё-таки берутся судить о поэзии и её нынешних вершинах.
       В своих оценках я не претендую на истину в последней инстанции. Даже не берусь утверждать, сколько у Байбузы как у поэта стоящих стихотворений – пять, десять… Но готов безоговорочно принять возражения и оценки настоящих, активно работающих сегодня в губернии поэтов. Не стану называть имена, дабы не дразнить “лилипутствующих пигмеев” (опять же по классификации Бусса). Прославленческие же оценки Шаталиной, Бусса и примкнувшего к ним Саблина как сугубо частные мнения пусть останутся на их совести и профессиональной чести.
      Резюмировать рискну словами самого “досточтимого мэтра”: “Бог не всем разрешает / в творчестве в Бога играть”. Эх, соотнести бы ещё это “откровение” да с собой, любимым, да чтоб – “на века”…

КАК ДИРИЖИРОВАТЬ СВОБОДОЙ

Это человек из эпохи титанов в эпохе пигмеев,
поэтический Гулливер…  И наш волжский «мушкетёр»
и рубака слова.  Не услыхать его, не заметить невозможно...
Его стихи – это сигналы одного из духовных маяков России.
                Алексей Бусс,
                «Саратовские вести» № 162, 31 октября 2007 г.

«Хочется чёрное знамя топтать. // Чёрное знамя собственной
тени». – Не знает преград справедливое слово поэта-воина.
Что ни стихотворение, то твёрдая позиция, твёрдая уверенность
(которая и есть торжественность). …этюды о гармонии человека
и природы, где «коршун дирижирует свободой». Требование его о
соблюдении корректности и уважения – беспрекословно.
Поэт говорит ярко, образно… умело пользуется огнями слова в
своих пламенных выступлениях, замечаниях. ...Скучно не бывает
никогда, …слышен на фоне любого оркестрового сопровождения.
…«Всё уже круг моих друзей».  В чём и спешу подписаться.
                Нина Шаталина,
                «Саратовские вести» № 183, 8 декабря 2007 г.

ПОДВИЖНИК  ТОПОРА

             За прилавком
             житейских забот
             рубит мясо мясник-исполин.
             Хрясь!
             Бывший медик – мясник не глуп.
             Хрясь!
             ...И никаких мелодрам.
                Н. Байбуза

Есть энергетика, есть напор!
И есть стоящий в прихожей топор.
И чёрная есть в проломе дыра
От энергетики топора.
Усат и горласт, и прёт напролом,
Орудуя словом, как топором.
Податлива плоть людская, нага.
Топор верхогляду дан напрокат.
По локоть в крови рубаки рука,
Аж на рубахе брызги слегка.
Он застирает после работы,
Своя рубаха – свои заботы.
Чтоб респектабельным быть с утра.
А что до палачества?.. – от топора!
Он чист, он высок, корректен и нежен,
Как ястреб-подвижник среди скворечен.
И дух его вольный поживы ищет,
И просится в дело, к руке, топорище.

В чём и подписываюсь с открытым забралом, перед лицом Поэзии и совести своей,
                Николай Куракин

P.S.   Настоящая критическая статья была опубликована (без эпиграммы «Подвижник топора») в поволжском литературно-художественном журнале «Волга-XXI век» № 11-12  за 2008 год. Она вызвала в регионе довольно много шума и нареканий, упрёков в очернительстве и даже во лжи.  Потому вынужден заявить ещё раз, что готов в судебном порядке ответить за все приведённые здесь факты. Благо, другие фигуранты, имена которых по просьбе редакции журнала я вынужден был снять, продолжают активно работать на литературном поле губернии, и с их стороны каких-либо обвинений в необъективности в мой адрес не последовало.


Рецензии
С интересом ознакомился, о разбираемом Вами авторе узнал только вчера
и нахожусь под большим впечатлением, а потому, думаю, главное в Вашем
тексте, все таки вот это,
"Байбуза – поэт мастеровитый, нахватанный, в определённой степени
владеющий арсеналом художественных поэтических средств. Есть
запоминающиеся образы, строки и даже отдельные стихи. Несомненны
внутренняя энергетика стиха, некий эпический замах. Конечно же,
Байбуза колоритен,"

Сам я поэтом себя не считаю, но графоман старый и опытный,
так что стихи-то у Николая Сергеевича настоящие, это очевидно.
И в конечном счете, после нас останутся только стихи,
а прочее, по-большому счету, пустяки и суета.
Удачи Вам!

Геннадий Иваныч   10.03.2013 12:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.