Виктор Мельников - Последний урок

В советской школе нас учили, что до революции в литературе господствовал «критический реализм», а в СССР взял верх ленинский принцип партийности литературы, и писатели взяли на вооружение «социалистический реализм». Сейчас в русской литературе все пишут так, как хотят, не оглядываясь на рамки и принципы. Появился даже заимствованный у западных писателей «магический реализм».
Начав читать рассказ Виктора Мельникова «Последний урок», я решил, что автор преподнёс читателям типичную западную «рождественскую сказку», но конец рассказа резко вернул всё в рамки не реализма даже, а горькой реальности.
Как ни странно, в советские времена наши писатели и кинематографисты умудрялись под маской социалистического реализма преподносить нам западные рождественские сказки. Был такой знаменитый, ещё чёрно-белый фильм, в котором незабвенный Юрий Никулин играл одинокого опустившегося алкоголика, перебивающегося случайными заработками. Однажды герой Никулина приехал в деревню к девушке-сироте и назвался её отцом. Одинокая девушка всем сердцем обрадовалась даже такому отцу и под влиянием её неподдельной любви этот никчёмный опустившийся человек, решивший паразитировать на доверчивой девушке, постепенно меняется: бросает пить и начинает работать. Внешне сюжет вполне соответствовал принципам соц.реализма: труд и коллектив возвращают обществу опустившегося человека, но по сути – это типичная рождественская сказка со счастливым концом. Рассказ Виктора Мельникова правдиво показывает нам, как легко человеку упасть и скатиться на самое дно жизни, и как трудно, а вернее – невозможно из этой ямы вернуться к нормальной жизни, даже при всемерной поддержке друзей и родственников. Наоборот, эта неожиданная и непрошенная помощь в конечном итоге толкают бедолагу ещё глубже в трясину, не принося радости ни спасаемому, ни спасателям. Потому как спасение тела не спасает душу. А телом всё же правит душа, а потому и спасённое вроде тело рано или поздно вновь приводится к соответствию владеющей им душе. Это и есть тот самый последний урок, данный старым учителем своим ученикам.
Да, Виктор Мельников мог пойти по лёгкому пути рождественской сказки, сделать в своём рассказе счастливый конец и тем самым вызвать у чувствительных читателей слёзы умиления. Но автор резко вернул сюжет в рамки реализма, и вместо слащавых слёз умиления горькая судьба Василия Сыча вызывает слёзы сожаления и печали. 


Рецензии
Сергей, а нам, слабым женщинам, ТАК ХОЧЕТСЯ КРАСИВЫХ сказок!!! Пусть и слащавых...

С нежным теплом, Миля

Миля Харченко   11.02.2012 10:59     Заявить о нарушении
Милая Миля!
А уж как НАМ хочется рассказывать вам, женщинам, красивые сказки! И самим в них верить...

Сергей Калабухин   11.02.2012 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.