Наука и искусство
* * *
Я удивляюсь, как во мне сочетается интерес к науке и искусству. Когда я занимаюсь наукой, я не понимаю, как это люди могут любить искусство, что они в нем такого находят. Когда я занимаюсь искусством, для меня теряет интерес все остальное, и мне становится жаль людей, проводящих все свое свободное время в лабораториях и пыльных библиотеках.
* * *
И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. В науке результат познания - закон - инвариантен по отношению к человеческому познанию. Несколько исследователей, работая независимо, могут придти к одному и тому же выводу. В искусстве окончательный результат глубоко индивидуален. Несколько художников, работая над одним и тем же объектом, могут создать произведения, каждое из которых будет иметь право на существование. И если начинающему ученому необходимо расширять свои познания главным образом для того, чтобы не изобрести "велосипед", а не затем, чтобы научиться методу, то в случае художника картина обратная. Ему надо совершенствовать свою руку, глаз, мысль. Если же он затронет то, что уже когда-то в искусстве было отражено, и его работа будет талантливее, то приоритет и слава первопроходца будут за ним. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете. До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром.
* * *
Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства. Но в таком случае любое творчество - это искусство. Не лишаем ли мы науку творчества? В науке творчество есть, и, очевидно, существует два вида творчества: научное и художественное. Научное творчество - это установление, формулировка законов, прибегая к интуитивному уровню. Художественное творчество характеризуется тем, что художник опускается в процессе работы на интуитивный уровень и не поднимается обратно при изложении результатов работы. Это как бы слепок с интуитивного уровня человека. Вот почему такие "слепки" подчас бывают интересны для ученых. Например, психолог многое может почерпнуть, анализируя работы талантливого писателя.
То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне самостоятельный. Казалось бы, то, что составляет предмет искусства - не должно иметь большого значения в жизни человека, но это не так. Искусство, в основном, воздействует на эмоциональную сферу человека, представляет большой простор его воображению, фантазии.
Искусство - это система образных знаний об окружающем мире.
* * *
Человеку свойственно стремление к познанию. Стремится он к знанию и в области искусства. Но порой забравшись слишком глубоко в дебри искусствознания, он останавливается как бы в испуге, поразившись глубине пропасти, разверзшейся перед ним, и спрашивает себя: зачем мне это надо? К чему мне это?
Сущность ценности искусства - в наслаждении, которое осуществляется путем эмоционального сопереживания, путем восприятия, в котором разум не участвует. Не лишит ли наука в искусстве не только радости творчества, но и радости восприятия? Не является ли наука своего рода троянским конем?
* * *
В науке эмоциональные переживания, встряски вредны. Они мешают ученому заниматься творческой работой. Следовательно, эмоции, чувства и научная деятельность несовместимы. Это две противоположные силы. Но с другой стороны не надо забывать, что противоречие всегда служило источником движения. В искусстве эмоционально окрашенная жизнь благоприятствует творческому процессу. Но здесь нет противоречия. Парадокс!
* * *
Искусство в своем отражении охватывает весь мир, в том числе и науку. Наука же занимается своим узким предметом. Наука более ограничена в этом смысле. Конечно, существуют области науки, которые занимаются и искусством, и человеком и т.д. Но опять же эти области очень специализированы, узки. Любая же область искусства отражает весть мир в совокупности.
* * *
Помогают или мешают друг другу наука и искусство? Когда они не конкурируют за наше свободное время - помогают. А когда начинают бороться за свободное время друг с другом - между ними союз кончается.
* * *
Томас Манн в статье "Философия Ницше в свете нашего опыта" писал: "Культура - это все, что есть в жизни аристократического; с нею тесно связаны искусство и инстинкт, они источники культуры, ее непременное условие; в качестве смертельных врагов культуры и жизни (а значит и искусства - прим. автора) выступает сознание и познание, наука и, наконец, мораль, - мораль, которая будучи хранительницей истины, тем самым убивает в жизни все живое, ибо жизнь в значительной мере зиждется на видимости, искусстве, самообмане, надежде, иллюзии, и все, что живет, вызвано к жизни заблуждением". То, что сказано о морали, можно сказать и о науке, так как наука тоже является хранительницей истины. Таким образом, наука, согласно Томасу Манну, является смертельным врагом искусства. Можно с этим тезисом спорить, но интересно, что еще Пушкин в маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" словами Сальери произнес: "Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию". При научном анализе музыка, и, обобщая, искусство, погибают.
Свидетельство о публикации №210051100453