Eж в штаны дяди Сэма

ВНИМАНИЕ: ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАПЕЧАТАНА В ГАЗЕТЕ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" (НА СТР.14-15). ВЫ МОЖЕТЕ ЗАЙТИ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ И ОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕЙ: http://www.maritimeuniontelegraph.narod2.ru/tele2_43.pdf
ГАЗЕТА РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ В ФОРМАТЕ PDF. ВЫ МОЖЕТЕ ТАКЖЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ И СДРУГИМИ ИНТЕРЕСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПО ВАШЕМУ ВЫБОРУ, ЕСЛИ ЗАЙДЁТЕ НА САЙТ ГАЗЕТЫ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ", КОТОРАЯ ИЗДАЁТСЯ БАЛТИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА МОРЯКОВ (БТО РПСМ): WWW.BRO.RU

“EЖ” В ШТАНЫ ДЯДИ СЭМА

Будучи юным пионером, я не любил Америку, считая, что она подчиняла мир, не давала спокойно освобождать от уз колонизаторов жителей свободолюбивой Африки и  организовывала военные перевороты в Южной Америке…
Но самое главное, Америка угрожала моей любимой Кубе. «Куба – любовь моя!» И это не обсуждалось. «Барбудос», «патрио о муэрте», в общем, «венсеремос», то есть «победим»! Я не знал столько английских слов, сколько знал испанских.
Поэтому, видимо, Карибский кризис не застал нас, пацанов, врасплох. Мы не сомневались, что «Янки гоу хоум!», «Руки прочь от Кубы!», а если что, то у нас такие ракеты и бомбы, что мало не покажется.
И вот в конце октября 1962 года почему-то странно повела себя моя бабушка Васёна, которая одна воспитала 3-х детей, работала машинистом парового молота в вагонном депо станции Кинель, испытала, что такое война и работа в тылу.  Она почему-то начала вздыхать и постоянно слушала радио - все ждала начала войны. А мне было странно, как это так - бояться американцев.
В ту пору я носил черный берет  –  набок, со значком, как у Фиделя, радио не слушал, а читал газету «Пионерская правда» и журнал «Пионер». Там было про Кубу все прописано просто и ясно, и на бабушкины причитания «Лишь бы не было войны!» я поглядывал снисходительно: «Какая там война!» После недельного сидения у радиоприемника бабушкино лицо засияло: «Ну, все, черт лысый вывозит ракеты с Кубы! Войны не будет!» Так в мою жизнь вошел Карибский кризис.
Несколько позже, уже в курсантские годы - а это уже 1967-70-й - мы слушали воспоминания наших старших товарищей о трюмах, набитых солдатами, американских самолетах, чуть ли не сбивавших грузовые мачты, и о том, какого объема помощь шла и шла на Кубу. В общем, «Ладушки – ладушки, Куба ест оладушки, а мы серый хлеб едим и поэтому пердим!».
В 1972 году я впервые попал на Кубу. Гавана, Нуэвитас, Моа – куда подевались героические повстанцы? Вместо «патрио о муэрте» – «сипро» («Шипр»), «парфюм», «мамайки» «уно песо – уно сербесо». Но и тогда еще мы не знали, что стояло за авантюрой Хрущева, не знали про «Анадырь», но видели то, что было построено с нашей, советской, помощью.
Уже на проходной Гаванского порта, когда невлюбленный в советского человека кубинский таможенник снимал с меня носки в поисках незадекларированных кубинских песо и заглядывал в расстегнутые брюки на предмет наличия вторых штанов, мы узнали про ВЕЛИКИЙ ЧЭНЧЖ.
«ЧЭНЧЖ по ЧЭНЧЖ!» - это и была политика Кубы, СССР и США. Мы Кубе товары - Куба нам социализм под боком у Америки, Куба нам социализм – мы кукиш Америке, мы убираем с Кубы ракеты – американцы не трогают кубинский социализм. Кто бы что ни говорил, а социализм все-таки был построен на Кубе и в Северной Корее, а мы, к сожалению или к радости, сошли с этой дистанции к неодобрению великого Фиделя.
Что и как там было в 1962 году, уже рассказали миру буквально по дням и минутам. Но все меньше и меньше остается тех, кто может нам рассказать о тех месяцах, когда земля могла остановиться. И это без пафоса и серьезно. Хочу рассказать лишь о морской составляющей плана Хрущева по «запусканию американцам в штаны ежа», основанной на воспоминаниях участников этого ВЕЛИКОГО ЧЭНЧЖА.
… Итак, наша доблестная разведка узнала о плане «Мангуста», в соответствии с которым в октябре 1962 года было намечено свержение власти Кастро и его «барбудос». По прикидке военных Куба, в случае вторжения американцев, могла бы продержаться не более недели…
В мае 1962 года советское руководство решило, что несколько десятков ядерных ракет - у нас тогда было 300 боеголовок, а у американцев 5000 - будет тем самым «ежом», который успокоит американцев. Этот «еж» представлял собой 3 полка ракет Р-12, т.е. 24 пусковые установки, и два полка ракет Р-14, т.е. 16 установок. Итого 40 ракет с радиусом действия 2000-4500 км, с боеголовками мощностью до 2,3 мегатонн.
Для борьбы с десантом предназначались ракеты типа «Луна» дальнего действия в 50 км, из них 24 ракеты с фугасами, 12 - с ядерными зарядами по 2 килотонны каждая. Для нанесения удара по Гуантанамо были приготовлены бомбардировщики ИЛ-28 с ядерными бомбами,  четыре мотострелковых полка, авиаполк МИГ-21, вертолетный полк, эскадра надводных кораблей, эскадра подводных лодок, ну, и штат: вспомогательные силы, госпиталя и хлебозавод.
Советские моряки тогда жили по принципу «Если Родина прикажет – мы и ночью поплывем!» Поэтому сборы были недолги - министр морского флота Бакаев был введен в круг «посвященных» в операцию «Анадырь» и для выполнения суперсекретной операции выделил самые современные суда того времени. Предполагалась такая секретность, что ради конспирации солдаты грузились на пароходы в некоторых случаях с валенками и полушубками. Типа «Анадырь» - это на север. Видимо, для обустройства Земли Франца Иосифа. Но те, кому это было интересно, уже знали, что на Кубу грузят солдат, технику и даже ракеты. Агентство «одна баба сказала» работало бесперебойно и в Одессе, и в Питере, и в Мурманске, не говоря уже о Прибалтике. Знали, что «снаряжаются суда для Кубы».
Для полной маскировки операции командовать войсками назначили генерала Иссу Плиева, лихого кавалериста, который прославился не только в боях в годы Великой отечественной войны, но и как главный участник при подавлении выступлений жителей Новочеркасска. Чтобы совсем запутать ЦРУ, ему выдали паспорт на имя Павлова Ивана Александровича.
Погрузка техники и личного состава на морские суда производилась в портах примерно по одному плану. Техника - в трюма и на палубу, это все укрывалось брезентом с надписями «Автоэкспорт», «Трактороэкспорт». Солдаты – на твиндеки. Воинские составы подходили вплотную к судну, солдаты, одетые в одинаковую одежду, в кепках и шляпах, спешно поднимались по трапу - и в трюм, где были сложены нары. На судно грузилось от 350 до 500 человек, и когда впоследствии подводились итоги операции, американцы еще раз убедились, что в расчетах примерной численности войск они ошиблись: наших оказалось в два, а то и три раза больше.
Наши люди умеют терпеть невзгоды. Участники переходов вспоминали: «Погрузили в трюм грузового судна, перевозившего до этого сахар с Кубы. Условия, конечно, антисанитарные: наспех сколоченные многоэтажные нары, никаких туалетов, под ногами и на зубах - остатки сахарного песка. Из трюма выпускали подышать воздухом по очереди и на очень короткое время. Камбуз рассчитан для приготовления пищи на несколько десятков человек, поэтому солдат кормили, мягко выражаясь, неважно».
Или: «В трюмах, где на сооруженных в несколько ярусов нарах располагались военнослужащие, жара была неимоверная. Наружная температура воздуха над морем доходила до 45 градусов, борт и палуба буквально раскалялись. От перегрева и удушья у людей случались обмороки. Это был ад!»
И еще: «Пища выдавалась два раза в сутки в ночное время. Многие продукты – сливочное масло, мясо и овощи из-за высокой температуры быстро портились. В таких условиях не обходилось без болезней и даже смерти людей. Хоронили военнослужащих по старинному морскому обычаю, который в советское время на судах не использовали, то есть, зашивали в брезент и опускали в море».
Что чувствовали члены экипажа, которые находились в более комфортабельных условиях и ничем не могли помочь солдатикам, осталось лишь в воспоминаниях ветеранов Кубинских походов и, в основном, непечатны.
Летом и осенью 1962 года наблюдалось активизация перевозок советскими судами каких-то грузов из СССР на Кубу. По всем законам жанра секретность была соблюдена до мелочей, у капитанов были три пакета с инструкцией об их вскрытии. Последний пакет вскрывали при проходе проливов, и он гласил:
«Капитану т/х такому-то, начальнику воинского экипажа: Судну следовать на о. Куба. Порт назначения такой-то. Разрешается объявить о пункте назначения всему личному составу.    Проведите необходимую разъяснительную работу среди членов КПСС, ВЛКСМ и всего личного состава. Приступите к изучению материалов о Кубе (они были вложены в пакет). При проведении бесед используйте членов экипажа, которые раньше были на Кубе. После чтения и уяснения содержания настоящий документ уничтожить».
Чтение и уяснение проходило как обычно под высоким пафосом необходимости оказания интернационального долга. Бывалые моряки рассказывали в курилках о Гаване - она тогда еще сияла огнями реклам казино, о публичных девочках и дешевых товарах, которые уже стремительно пропадали с полок магазинов, впрочем, как и сами магазины. Но все понимали, что это все очень серьезно и никто не знал, чем это все кончится. Страха не было, паники не было, все чувствовали себя бойцами на передовой линии. Чем, прочем, и был славен наш народ: сперва подвиг, и вообще, «прежде думай о Родине, а потом о себе».
Ожидать того, что в ЦРУ работают одни «лохи» не приходилось - в океане моряков уже ждали, начались беспрерывные облеты судов «натовскими» и американскими самолетами. Причем, облеты противник делал довольно рискованно, практически на бреющем полете, и днем и ночью, освещая водную гладь прожекторами. Некоторые капитаны, чтобы создать видимость мирных намерений судна, выпускали на палубу членов экипажа, в том числе женщин, якобы безмятежно гуляющих по палубе. Но наши моряки не упускали возможность жестами показать, что они думают об американских летчиках, проносившихся над их головами.
История сохранила и то, что не все полеты оканчивались для летчиков благополучно. Два самолета были сбиты над Кубой, а на подходе к Кубе самолет-разведчик «Нептун» настолько заигрался, что пошел тараном на капитанский мостик. Но пилот не справился с управлением, и, чуть не оторвав пароходную трубу, самолет рухнул в море в кабельтове от т/х «Ленинский комсомол». Моряки спустили шлюпку, чтобы подобрать пилота, но он не всплыл.
На подходах к Кубе появились и надводные корабли, которые, как говорится, «маневрировали в опасной близости», и приставали к морякам с назойливыми вопросами: «Кто? Куда? Что везете?» Наши капитаны имели четкие указания на провокации не поддаваться, следовать своим курсом, а в необходимых случаях говорить о мирном характере грузов, типа, везем картошку, или трактора для уборки, или вообще гордо идти, не вступая в ненужные разговоры. Например, при проходе т/х «Физик Вавилов» американский эсминец настолько обнаглел, что пошел наперерез судну, на что получил сигнал:  «С курса не сходим, в случае пресечения нашего курса будем таранить ваш корабль!» Моряки, конечно, знали, чем рискуют, ведь в носовом трюме были ракеты, взрывчатка. Но в последний момент эсминец передумал, не подставился…
Такой беспредел творился до 22 октября 1962 года - дня, когда США объявили о введении карантина Кубы. Согласно нему, все суда, следующие на Кубу, должны были по требованию американцев останавливаться, предъявлять документы, груз, допускать контролеров, а если это не выполнялось, то судно силой должно было быть доставлено в порт США. Отдавая такой приказ, Кеннеди понимал, что для советских моряков это неприемлемо, и никто не допустит таких остановок, что лучше на дно, чем в плен.
Хрущев предупредил об ответном ударе. Наши части на Кубе также были уже готовы к боевым действиям. Что-то щелкнуло в головах кремлевских мудрецов, стало ясно, что край уже недалеко, причем решимости нажать кнопку «пуск» хватило бы у любой стороны. Кавалерист Плиев-Павлов заявил: «Будем воевать до конца, если нужно уйдем в горы Сьерра-Маэстро». Но при ядерном ударе никто бы никуда уйти не смог.
На подходе к Кубе находилось девять наших судов, в портах Кубы - 25. На суда пошла директива, в результате которой до Кубы дошло только шесть судов, остальные развернулись в сторону дома. Особую головную боль вызывал балтийский «рысак» «Александровск», на борту которого было 24 ядерных боеголовки для ракет средней дальности и 44 для крылатых ракет. Небывалый случай: вопрос о «Александровске» решали на Политбюро ЦК КПСС, но судно было уже на подходе к Кубе и назад ходу не было. Тогда решили: пусть заходит в порт. 23 октября порт Ла-Исабела встречал балтийцев.
Обе столицы слали друг другу серьезные предупреждения. Американцы: «Мы намерены останавливать суда!» Наши в ответ: «Если США потопит советское судно – будет война!» Но из тупика нужно было выходить. 24 октября на суда пошли разъяснения, что в случае остановки заявлять решительный протест открытым текстом в адрес ММФ по подчинению (это касалось уже судов с обычным грузом), пароходы с оружием повернули в советские порты, но шесть судов были уже в кубинских портах.
Американцы не успокоились и 24 же октября объявили блокаду Кубы. Линия блокады устанавливалась в 500 милях от побережья. Все суда встали, легли в дрейф в ожидании развязки, только славный танкер «Винница» Черноморского морского пароходства спокойно вошел в зону блокады и, отплевываясь от назойливого облета американцев, проследовал в Гавану. Об этом случае морские легенды говорят, что капитан не знал о карантине, потому что сломалась радиостанция, и поэтому все приставания американцев он посчитал за провокации. Но, тем не менее, кубинцы устроили шикарный прием экипажу «Винницы», который прорвал блокаду.
На этом можно было бы поставить точку: 28 октября Советское правительство выступило с заявлением о выводе ракет и военного контингента с Кубы. Мир вздохнул с облегчением. Началась эпопея по вывозу наших солдат и техники домой. Вот с этих-то дней и завязалась крепкая советско-кубинская дружба, на Кубу потянулись сотни советских пароходов, появились чеки ВТБ, «Альбатросы»…
А Куба получила то, что хотела - свободу! И чтобы кто ни говорил, кубинский народ многое за это получил: грамотность, образование, гарантированную кружку молока для детей, талоны и карточки на еду и одежду. А слава кубинских спортсменов! Кто знает загадочную кубинскую душу? Может это и есть счастье, что в этом году кубинской революции исполнится 50 лет, а наша революция кончилась в 1991-м на 74-м году жизни.


Рецензии
Хороший очерк.
А одним из руководителей операции "Анадырь", был мой учитель, контр-адмирал А.М.Тихонов.

Реймен   01.06.2010 20:33     Заявить о нарушении
...он видимо много интересного вам рассказал..к сожалению люди уходят..свидетельств мало ,я имею ввиду живых участников,у нас есть моряк 95 лет он работал на том самом "Александровске"до сих пор помнит те дни..спасибо и за ваши рассказы,видно знаете о том ,что пишите..

Морской Профсоюзный Телеграф   03.06.2010 14:58   Заявить о нарушении
Много жертв, а результат?

Сергей Бакулин   21.10.2010 16:52   Заявить о нарушении
...кончилось это не только дружбой ..80% советского торгового флота работало на кубинских перевозках..и после нашего ухода с острова мы же стали предателями в глазах кубинцев ..типа поматросили и бросили..после 91 года начался развал советского флота..возить стало некуда..

Морской Профсоюзный Телеграф   22.10.2010 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.