Язычество против нечисти
Если до присоединения Крыма к России татары среди жителей полуострова составляли абсолютное большинство, то к середине XIX столетия, после нескольких волн массовой эмиграции – лишь около половины. Правоверные мусульмане-сунниты, они вели мирную трудовую жизнь на полях и в садах, твердо соблюдая предписания шариата под присмотром не только местных мулл, но и представителей новой власти.
И все же, несмотря на восьмивековое господство ислама, в верованиях простого народа еще встречались отголоски давних домусульманских верований. В минуту особой радости или особого негодования, бывало, вместо привычного «О Аллах!» кто-то восклицал «О Тенгри!», что тоже было именем Бога, но другого, языческого, той поры, когда среди тюркоязычных народов властвовала иная религия - тенгрианство. И имя «Бор», или «Буру», означающее «волк», - тоже наследие тенгрианства.
Итак, жил в одном из сел Крыма некий Бор-Акай, глава крупного семейства. С годами потерял сына, а затем и сам ушел в мир иной. Трудно теперь сказать, каким был Бор-Акай при жизни, но после смерти он стал …хулиганить. Покойный творил всяческие бесчинства, чем весьма досаждал оставшимся родственникам. Особенно тяжело приходилось невестке, которую мертвец навещал каждую ночь: рассыпал муку, разливал растительное масло, бил посуду…
К кому только не обращалась запуганная, измученная женщина – к друзьям, соседям, старикам, муллам. Все ей сочувствовали, но помочь ничем не могли.
Наконец нашелся знахарь из числа дервишей, во имя Аллаха согласившийся успокоить душу усопшего.
Глубокой ночью они отправились на кладбище, где покоился Бор-Акай. Одним своим добровольным помощникам дервиш поручил при разрыть могилу, другим – разжечь костер и разогреть воду в прихваченном с собой металлическом казане. Когда тело оказалось на поверхности, дервиш разрезал его грудную клетку, вырвал сердце и бросил в кипящую воду. А несколько минут спустя вынул его, еще горячее, и вернул на прежнее место. Перед тем, как труп вновь оказался в могиле, монах отсек ему голову и положил к ногам. И – о чудо! – с того времени призрак ни разу больше не появлялся в селе и не беспокоил родственниов.
Но нашелся доносчик, и уже на следуюший день местный полицейский составил докладную про запрещенный языческий обряд. Затем подробное донесение было направлено российскому императору, который повелел провести тщательное расследование и наказать виновных.
Обычай в разных формах явно распространен в разных краях света. Так, в одной из газет промелькнуло сообщение про другой суд, в феврале 2004 года в Румынии. Умерший от рака старик несколько месяцев регулярно являлся там к своим недавним соседям и пил их кровь. Дабы остановить вампира, те вырыли его тело, вырезали сердце и …нет, не сварили, а сожгли. За что получили обвинение в вандализме и осквернении мертвого тела.
Не то важно, что суеверные (или, напротив, знающие и умелые?) люди в разные эпохи и в разных странах совершают сходные ритуалы, - очередное подтверждение: мертвецы действительно могут оставлять свои могилы и посещать оставшихся на земле. Причем не всегда с добром…
Наше справочное бюро
Тенгрианство — система религиозных воззрений древних монголов и тюрок. Ныне встречается в Казахстане, Турции, Монголии, России (Татарстан, Чувашия).
Возникло на основе религиозных и мифологических представлений об окружающей природе, почитания духов предков.
В вероучении переплетены единобожие, поклонение духам Природы, магия, шаманизм, элементы тотемизма. Название восходит к Тенгри — обожествлению неба.
Отголоски тенгрианства сохранились в дохристианских и доисламских мифах (верховное божество булгар Тангра – «мужчина, высокий до неба»), географических названиях (пик Хан-Тенгри на границе Казахстана и Киргизии, озеро Тенгри-Нур в Тибете и т. д.)
Свидетельство о публикации №210051100551