Женитьба

Начало см.
1.  http://www.proza.ru/2009/10/14/586
2.  http://www.proza.ru/2010/05/05/397
3.  http://www.proza.ru/2010/05/07/592

Поздно ночью в стойбище Тэчу Нися послышался лай собак. Стараясь угадать, с какой стороны бежит упряжка, Ептёй вылез из-под оленьей шкуры, встал на ноги и приложил ладонь к уху.

«Да это же наш Тэчу, поздновато, однако», – сообщил он жене, которая только что легла и не успела ещё заснуть.

Ёкнуло чуткое сердце отца, он немного постоял, и присел на толстые оленьи шкуры, по-ненецки скрестив ноги.

Ептёй был высокого роста, широкоплечий, с высоким лбом и ясным лицом, на котором искрились живые открытые глаза под густыми седыми бровями; благодаря более чем полувековой жизни в тундре, кожа у него была прокопчённой, изборождённой морщинами от ветра и солнца.

Его голова с длинными, свисающими по обе стороны волосами, заплетёнными в косы, белела как снег. И весь его облик носил отпечаток полной уверенности в себе в этой нелёгкой жизни.

Тэчу Небя (мать Тэчу) встала с постели, зажгла керосиновую лампу, подложила в тлеющую печь несколько ольховых веток, поправила свои густые ярко-красные волосы и поставила чайник со снегом на горячие угли. Её звали Хаерне (Солнечная женщина) из-за огненно-рыжих, золотистых волос на голове. Родом она из-под Обдорска с местечка Лар-Яха из рода Лар.

Ненэй вошла в чум вслед за Тэчу, принося с собой зимний холод в складках ягушки. Она быстро закрыла за собой откидывающуюся в сторону небольшую дверь чума, которая составляет единое целое с жилищем и также состоит из оленьих шкур. Родителям такая прыть молодой женщины пришлась по душе, однако, они не ожидали, что в эту ночь вместе с сыном к ним приедет еще и невестка.

Ептёй повернул в сторону вошедших своё строгое лицо с глубоко запавшими глазами по-молодому острым взглядом и грубой щёткой коротко остриженных усов. По огрубевшей бурой коже лица можно было легко догадаться, что это потомственный оленевод. Увидев рядом с сыном такую красивую девушку, на его губах появилась открытая, приветливая улыбка, в уголках глаз разгладились добродушные морщинки.

Девушка была светловолосой, природа щедро одарила её необыкновенными волосами серебристого оттенка и серебристо-серыми глазами. Чтобы описать Ненэй, слова «красивая» просто недостаточно. Многие мужчины пожелали бы жениться на ней только из-за её красоты.

Скоро родители жениха были потрясены, когда узнали от самой невестки, кто она такая. Ненэй оказалась наследницей с гораздо более богатым приданым, чем они полагали – три огромных стада оленей, где насчитывалось несколько тысяч голов. Покойные её родители были людьми очень богатыми, известными на весь Ямал, твёрдых правил и строгими блюстителями общественной иерархии.

Хаерне с радостью накрыла стол, разлила по кружкам ароматный чай, нарезала строганину из оленьего мяса и осетрины, и все дружно сели ужинать.

Сквозь клубы дыма, наполнившие чум, Тэчу наблюдал, как Ненэй мило и непринужденно ест, словно она родилась в этой семье. Однако девушка незаметно изучала своё новое жилище: по обе стороны чума пол был застлан толстыми оленьими шкурами, посередине – досками;

на стенах висели шкуры оленя, в очаге, словно откормленный рыжий кот, нежился огонь. Подле двери у выхода лежали две чёрные собаки той же породы, что и пёс, сидевший на противоположной стороне около хозяина чума Ептёй.

Пламя костра тускло желтело над низеньким столом, золотило волосы Ненэй и залило щёки розовым цветом. Тэчу сиял, точно солнышко в июне. С лица его всё время не сходила мягкая, степенная улыбка.

В уютном тёплом чуме тишина урчала как закипающий чайник. Потянуло на сон. На одной стороне чума улеглись спать старики, а на другой – молодожёны.

В эту ночь особенно шумно дул ветер со стороны Карского моря, упорно стучал по наружной стенке жилища как пьяный разбойник, свирепствовал мороз, тяжко и глубоко вздыхала ненастная погода.

Одним словом, Природа не спала, точно боялась проспать лучшие мгновения первой брачной ночи двух молодых сердец.

Конец.

31 августа 2003 года.   Ядне Нина Николаевна.


Рецензии
Пусть же Всевышний даст молодым сердцам радости, счастья и крепких, здоровых детишек!

Владимир Эйснер   24.09.2014 12:54     Заявить о нарушении
Владимир! Я полчаса назад написала вам такие глупости и мне стало стыдно за своё письмо. Видимо, я поделилась с Вами своими мыслями, как в другом.И пусть вы будете моим другом на расстоянии! Мы же всёравно с Вами никогда не увидимся в жизни, и потому, видимо. я осмелела и написала такие глупости. Решено: пишем только о литературе. Мне очень приятно то, что у меня нашёлся такой поклонник, поклонник моего творчества, как Вы, уважаемый Владимир! С искренним уважением Нина Николаевна Ядне

Нина Ядне   24.09.2014 15:22   Заявить о нарушении
Никакие это не глупости, не переживайте.

А может, я и приеду в Салехард будущей весной. Ведь до Лабытнанги ходит поезд из Мск.! Я бы хотел приехать на моё любимое время: на ледоход. И пробыть неделю-другую до комара. Съездить в тундру и пр. и др.
Когда бывает ледоход на Оби?
В конце мая или в начале июня?

Владимир Эйснер   24.09.2014 15:34   Заявить о нарушении
Теперь я успокоилась, уважаемый Владимир! Вы понятливый человек. Спасибо. Неужели Вы такой леёкий на подъем человек? В Салехарде ледоход бывает после 20 мая, до июля комаров не бывает.Поезд от Мск до лабытков ходит. До этого ещё далеко. Кто знает, как сложится наша жизнь за это время? Трудно в наше время гадать и мечтать. Подождём до весны.
Владимир Иванович! Вы стихи пишете или нет? Я очень люблю стихи, но сама не пишу. Я-прозаик. Сейчас пишу мало, я ведь ещё ленивая! Предлагаю вам прочитать пр-ния моего мужа - писателя Дмитрия Петровича Верендеева. Это чисто мужской взгляд на жизнь. (Проза.ру). Я. говорят, не так интересна по сравнению с ним.У него свой стиль, свой язык и всё своё. Но про Север тоже много пишет. Каждое лето (иногда и зимой) бываю на своей родине, на самом краешке Земли - в Тазовском районе в Антипаютинской тундре. С наилучшими пожеланиями Н.Н.

Нина Ядне   24.09.2014 19:16   Заявить о нарушении
Да, Нина Николаевна, гадать пока не будем, но задумку такую имею.
Ближе к весне точно решу, сообщу Вам.

Нет, стихов не пишу.
И даже не разбираюсь в поэзии.

Все эти ямы, (или ямбы?)амфибрахионы, птеродкатили и хореи прошли мимо меня. Знаю тока, что хорей по-долгански (а может, и по ненецки) это такая длинная палка с набалдашником из мамонтовой кости, чтобы оленей погонять.
А стихи для меня делятся только две градации: хорошие и плохие.
Я читал пару-тройку рассказо Д. Верендеева. Очень хоршие попались мне рассказы. Светлая память ему!

Я потома-ка загляну на его страничку.

А щас, пока конкурс идёт, буду занят до конца месяца: переживаю за свои рассказики.

С улыбкой.
В. Э.

Владимир Эйснер   24.09.2014 20:02   Заявить о нарушении
Владимир Иванович! Вас номинировали на премию "Писатель года"-2014, да? И меня туда же номинировали. Правда, я не знаю, что из этого будет, да и сил никаких не прикладываю. Как-то я стала почти безразлична к конкурсам, наградам и т.д. Хотя это приятно. желаю вам успехов и удач! Н.Н.

Нина Ядне   24.09.2014 21:54   Заявить о нарушении
Владимир Иванович! Я что-то разговорилась с вами. много писать и говорить тоже неприлично. Уж простите меня за словоблудие.Просто моя непосредственность иногда меня подводит. Буду писать мало. С ув Нина Николаевна

Нина Ядне   24.09.2014 21:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.