Никто не забыт

Обелиск стоял у реки, на самой высокой точке – так, что отовсюду были видны и солдат, опустивший меч, и санитарка, сжимающая сумку. Золотые буквы, выбитые на граните, цветы, цветы, цветы. Тишина.
Июньское небо плавилось от зноя, солнце лизало горячий камень. Анна осторожно положила гвоздики на черную плиту и коснулась пальцами гранитной руки.
Ну, здравствуй, сыночек! Как ты тут без меня?
Никто не забыт, ничто не забыто. Я уже не плачу, сыночек, видишь, отболело. Отплакала свое. А бабушка не смогла приехать… просила поклониться тебе. Возле дома вытянулась к небу та сосенка, что ты посадил, уходя. Только голос твой я стала забывать … а лицо - помню, каждую черточку помню.
Анна выпрямилась, поправила платок на голове. Оглянулась – и чуть отступила в сторону. Она была здесь не одна.
Невысокая белокурая женщина - примерно ровесница Анны -  бережно опустила перевязанные лентой  поздние тюльпаны к подножию памятника. Выпрямилась, что-то зашептала про себя – Анна увидела, как шевелятся ее губы.
Налетевший ветер рванул волосы и подол платья, вырвал из рук женщины бумажный клочок – тот отлетел к ногам Анны, лег на землю.
Они нагнулись одновременно – и встретились глазами.
- Danke, - сказала женщина негромко. И добавила неуверенно по-русски: - Спас'ибо.
- Не за что, -  ответила Анна. Протянула женщине бумагу, мельком бросила взгляд – со старой фотографии смеялся худощавый, светловолосый юноша.
И – поняла. И  - отступила на шаг.
- Вы – немка? – спросила она, все еще не веря.
- Да, - ответила женщина. И добавила зачем-то: - Меня зовут Ева. Ева Краузер.
Анна смотрела на нее, сжимая кулаки, и молчала. Седая прядь выбилась из-под платка.
- Я знаю, - проговорила Ева.  - Вы ненавидите нас.
Анна разлепила губы.
- У меня был сын,  - проговорила она глухо. – Он погиб здесь. В сорок втором. Ему было только восемнадцать. – И добавила с ненавистью: - Уходите!
- Мой сын тоже погиб здесь, - тихо ответила Ева. -  Генрих. Я  не знала, где его могила. Искала. Писала. И только потом назад узнала, что он погиб здесь. Я  копила деньги, чтобы приехать сюда. Учила русский язык. Не знаю, где он похоронен. Но теперь буду думать, что он лежит здесь.
Синее, высокое небо молчало над их головами.
Ева наклонилась и тронула ладонью цветы.
- Он пошел добровольцем. Его не хотели брать, но он пошел. Ему было только шестнадцать. Я не смогла его отговорить.
Она повернулась и медленно пошла вдоль набережной. Светло-голубая косынка слетела с ее головы и осталась лежать на земле.
Анна стояла и смотрела ей вслед. Потом сделала шаг. Еще один. Еще.
- Подождите, - хрипло позвала она. – Подождите.
Наклонилась, подняла косынку. Медленно, медленно подошла.
Потом протянула руку – и осторожно коснулась руки Евы.
- Вы забыли платок, - сказала она тихо.
Палило солнце. Молча смотрел на них гранитный солдат. На плече солдата беззаботно орал воробей.
8-9.05.2010.


Рецензии
А мораль сей басни какова?

Дмитрий Юдкин   13.04.2011 20:03     Заявить о нарушении
Мораль - матери будут плакать о всех погибших, вне зависимости от.
Впрочем, может быть, мужчинам понять это труднее.

Алина Чинючина   16.04.2011 08:55   Заявить о нарушении
Много их сгнило в русской земле:Генрихов,Зигфридов,Дитмаров,Карлов,Гансов,Айбулатов,Каримов,
Зарифов,Хакимов,Вацлавов,Кшиштофов,Янушей,Матеушей,Людвигов,Акселей,
Ингваров,Антуанов,Жаков,Люсьенов,Пьеров,Этьенов,Фридрихов,Густавов и многих-многих других. Они пришли на нашу землю с мечом, от меча и погибли. И были закопаны глубоко, и было это очень хорошо и очень правильно. Аминь.

Дмитрий Юдкин   16.04.2011 12:15   Заявить о нарушении
Женщине, у которой погиб сын, все равно, кто из правителей куда его послал. Я ни в коем случае на защищаю и не оправдываю фашизм. Я лишь о том, что войны придумывают мужчины. А плачут о погибших - женщины.

Алина Чинючина   16.04.2011 14:22   Заявить о нарушении
А я вам о том, чтобы в 1941 или в 1945г., не дай божи, не заплакали мамы
в Германии, в Италии, в Румынии, в Венгрии, в Словакии, в Испании, во Франции, ну никак нельзя было нашим дедам-прадедам убивать их сыновей, ну никак. Надо было поспокойнее, без сопротивления переселиться поближе к Северному Полюсу, отдать свою землю, фабрики и заводы в руки более достойным и рачительным хозяевам, нужно было отдать им во владение (более грамотное) наши природные недра, наши природные богатства. Чтобы не плакали мамы!

Дмитрий Юдкин   16.04.2011 17:11   Заявить о нарушении
Сударь, вам бесполезно объяснять. Извините.

Алина Чинючина   16.04.2011 17:20   Заявить о нарушении
Сударыня, весьма прошу пардону, однако чисто из праздного любопытства: почему Вы удалили треть переписки, и почему все-таки не удалили остальную ее часть?

Дмитрий Юдкин   19.04.2011 21:29   Заявить о нарушении
Не могу удержаться, извините.
Уважаемый Дмитрий, очень рада, что вы патриот, и если, не дай бог, начнется война, уверена, что вы по зову сердца, а не по принуждению пойдете защищать свою Родину, но... Вам не кажется, что патриотизм, который отказывает побежденным даже в праве оплакивать своих погибших, называется уже не патриотизмом, а как-то иначе?

Анна Узденская   20.04.2011 10:51   Заявить о нарушении
А как, по-вашему, уважаемая Анна, называется явление, когда я должен оплакивать погибших завоевателей, пришедших на мою землю (кстати, совершенно незвано), чтобы поработить мой народ? "Ах, несчастный Генрих, доброволец шестнадцати годков отроду! Бедняга, он всего лишь имел огромное желание грабить, насиловать, убивать, а эти жестокие русские взяли и убили мальчугана, такого милого и озорного шалунишку!.." А теперь, Анна, я предлагаю Вам взглянуть на эту проблему чуть с другой стороны. На нашем телевидении неоднократно демонстрировались кадры кинохроники, на которых немецкие матеря с восторгом и ликованием встречают войска вермахта, возвращающиеся с победой из захваченных ними стран? Из Чехословакии, из Польши, из Франции, из Норвегии?!.. Неужели они сильно думали о тех страданиях и ужасных бедах, которые принесли их сыновья на территорию, захваченную их войсками стран?.. Что-то, глядя на эти кадры, я очень и очень сомневаюсь. Что на это скажите?

Дмитрий Юдкин   24.04.2011 21:44   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий, вы передергиваете.
ВАС никто не обязывает оплакивать погибших захватчиков. И рассказ, и мой комментарий о другом. То, что вам пыталась объяснить Алина, вы уже не поняли. Того, что хотела сказать в своем предыдущем комментарии я, кажется, тоже. Втолковывать взрослому человеку очевидные вещи, при том, что собеседник упорно переводит разговор на другое... извините, желания нет.
Всего хорошего и не болейте.

Анна Узденская   25.04.2011 11:50   Заявить о нарушении
Ничего я не передергивал. Я просто хотел, чтобы Алина, да и вы тоже, взглянули на проблему с другой стороны. Вы не захотели, ваше право. А насчет добра и милосердия по отношению к побежденным, русские показали себя не с самой худшей стороны, учитывая сколько зла было принесено немецко-фашистскими захватчиками на нашу землю... У Гитлера для славян был припасен совершенно иной сценарий. К счастью, благодаря мужеству наших дедов-прадедов не осуществившийся.

Дмитрий Юдкин   25.04.2011 12:05   Заявить о нарушении
Господь с вами, Дмитрий, эту другую сторону проблемы нам всем показывали с детства. Я "Вставай, страна огромная" хоть сейчас могу напеть, причем полностью.
Встречный вопрос. Вам, конечно же, знакомо словосочетание "Зимняя война". Как вы думаете, матери советских солдат, погибших на Карельском перешейке, имели право оплакивать своих сыновей, пришедших на финскую землю незваными?

Анна Узденская   25.04.2011 13:47   Заявить о нарушении
Если я поменяю немецкую мать Еву на, к примеру, сербскую или чешскую мать Марию, у которой сын погиб в войне, не имеющей отношения к России, вы точно так же будете возмущаться? Смысл-то рассказа от этого не изменится.

Алина Чинючина   25.04.2011 13:51   Заявить о нарушении
Конечно, оплакивали русские матери своих погибших на "Зимней войне" солдат. Однако, навряд ли оплакивали погибших русских финские женщины.

Дмитрий Юдкин   25.04.2011 13:56   Заявить о нарушении
Нет, Алин, замена сгладила бы остроту коллизии.
Дмитрий, если не трудно, процитируйте, пожалуйста, то место в рассказе "Никто не забыт", где автор призывает оплакивать погибших немецких солдат.

Анна Узденская   25.04.2011 14:25   Заявить о нарушении
Как таковой остроты коллизии не существует в этом вопросе вовсе. Здесь все понятно: мать всегда будет оставаться матерью. При любых обстоятельствах. Даже у такого чудовища как Андрей Чикатило была мать. И если бы она дожила до смертного приговора, вынесенного ее сыну, она тоже наверняка бы плакала и горевала, невзирая на то, что ее сын был более зверем, чем человеком...
В своем рассказе Алина повествует о матери немецкого парня по имени Генрих, который ушел добровольцем на фронт в шестнадцать лет и погиб на русской земле. Уж не думаете ли Вы, что он пришел в Советский Союз для того, чтобы дарить женщинам цветы, а дитям мороженое?.. Эт навряд ли, не для этого он сюда поторапливался... Я не зря упоминал о кадрах кинохроники, сделанных в нацистской Германии времен всесокрушающей мощи вермахта. Вспомните счастливые и радостные лица немецких женщин, запечатленные на них. Они радовались! Они ликовали!.. Они не думали и не гадали, что эти торжества для них закончатся так горько и печально.
Смотрел недавно по тиви фильм о муках немецкого солдата в советском плену. Это тот, американский по-моему, фильм где немец затем удачно убегает из "сибирского ада". Слезы умиления на глазах, чесслово. Но что-то я не припоминаю, чтобы в этом фильме с особой остротой рассказывалось о том, что эти "несчастные страдальцы" творили на временно оккупированной территории нашей страны. Не рассказывалось о том, как уничтожались заводы и фабрики, как уничтожались памятники старины, как вывозились в Германию произведения искусств, не рассказывалось там также о многочисленных случаях массового истребления мирного населения и лагерях смерти. Ничего подобного там не присутствовало и приблизительно. Кстати, этот фильм демонстрировался по нашему тиви неоднократно... Вот Вы, Анна, говорите о том, что "другую сторону проблемы нам всем показывали с детства", и что слова песни "Вставай страна огромная" Вы хоть сейчас сможете напеть. Вы, как я понял, Анна, возрастом будете постарше Алины, если Вы до сих пор это помните. А современной молодежи о тех героических и страшных событиях рассказывают намного меньше, чем нам в свое время. Им о Великой Отечественной войне рассказывают на уроках как-то уж очень невнятно, что-ли. В этом отношении меня поражают многие вещи, а прежде всего, поверхностные знания школьников, студенчества о тех тяжелых испытаниях, выпавших на долю населения нашей страны. Этому в новых учебных программах уделяют все меньше и меньше внимания.
А теперь об основном, что возмутило меня именно здесь. Само название рассказа, и то, в каком контексте оно дано. Ведь, если Вы помните, это первая часть очень известного в советское время лозунга:"Никто не забыт, ничто не забыто". Фраза должная стать девизом для всех последующих поколений русских людей. Так как она посвящена величайшему подвигу нашего народа. И использовать ее в подобном контексте, какой производится в рассказе Алины, это иначе как святотатством и кощунством над памятью предков не назовешь. Хочется верить, что это было сделано не нарочно и по неведению.
Р.S. Меня не оставляет надежда, что мы друг друга правильно поняли.

Дмитрий Юдкин   26.04.2011 16:41   Заявить о нарушении
Полагаю, если бы вы сразу начали вот с этого: "А теперь об основном, что возмутило меня именно здесь. Само название рассказа, и то, в каком контексте оно дано.", то весь разговор протекал бы в ином ключе, более конструктивном.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Защищать свою страну от захватчиков - это правильно и достойно. Приходить на чужую землю незваными - это неправильно и недостойно. Советский солдат, убивший гитлеровского, - в своем праве. Немка, оплакивающая сына, - тоже в своем праве. Любая война - это трагедия для обеих сторон (надеюсь, с этим-то вы спорить не будете?), поэтому лучше бы войн вовсе не было.
Все это, скрыто или явно, в рассказе присутствует. В отличие от оправдания или обеления немецких солдат, которого там нет. Таким образом, ваш гнев и все эти длинные посты вызваны всего лишь неудачно подобранным названием.
Прошу прощения у Алины за весь этот флуд, что мы здесь развели.
А по поводу нашего возраста вы несколько ошиблись.

Анна Узденская   27.04.2011 09:54   Заявить о нарушении