Дневник матери наркомана

В современном мире чем дальше технический прогресс, тем больше возникает пороков общества. Один из них – наркотики, черная дыра, засасывающая в себя все больше и больше человеческих жизней. Часто это жизни молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет. У каждого своя история, свой исключительный случай, причина, по которой они начали употреблять эту "чуму" двадцать первого века. В большинстве случаев такие истории заканчиваются трагически. Но сейчас я хочу рассказать не о самих жертвах наркотиков, а о тех, кто пострадал от этой заразы косвенно, т. е. о близких людях наркоманов. Ведь иногда вторые страдают намного больше, чем первые. Особенно, если это мать. Итак…

Дневник матери наркомана
27 августа: Сегодня в нашей семье праздник. Мы только-только переехали из города N в город NN. Мужу дали квартиру в этом городе. Переезжали шумно: где-то со смехом, где-то со слезами. Родственники мужа обещали приехать на новоселье, посмотреть, где мы будем жить. Что касается меня, так у меня вообще нет родственников. Сирота, что уж тут поделать.
Переезжали вчетвером: я, муж и два наших сына – Никита и Андрей. Старший уже совсем взрослый, ему шестнадцать, идет на золотую медаль и хочет стать инженером, чтобы работать вместе с отцом. А младший только пойдет в первый класс. Все мечтает о будущем космонавта. Как и другие матери, я считаю, что у меня самые лучшие дети на свете. А разве это не так?
Квартира, в которой мы поселились, достаточно просторна, расположена близко к школе и к работе. Три комнаты в новостройке с газом и водопроводом. Из окна виден старый бор с елями-великанами. Что еще нужно? Соседи спокойные – по крайней мере, так мне показалось с первого раза. Правда, одна тут же попыталась вручить мне брошюрку на тему "Мир без наркотиков". Но я тут же отказалась. Зачем? Я и муж эту заразу не примем, да и мальчиков воспитываем в том же духе. Дополнительные брошюры мне без надобности.

1 сентября: Сегодня первый день осени. Хотя погода за окном совсем не похожа на осеннюю. Ясное безоблачное небо, яркое солнце, теплый ветерок. Такое чувство, что на улице все еще лето.
Несмотря на такие ощущения, нужно было отправлять ребят в школу. Все-таки первый день в новой школе, нужно произвести хорошее впечатление на окружающих. Сегодня мальчишки на удивление быстро проснулись. Обычно пробуждение сопровождалось расталкиванием и уговорами. Но в этот раз они сами подскочили с кроватей и начали в спешке собираться. Ушли с цветами в радостно-возбужденном настроении. Надеюсь, в новом коллективе им будет комфортно.

2 сентября: Оказывается, здешний универмаг находится совсем рядом с нашим домом. Практически напротив. Это еще один плюс: не нужно ходить за тридевять земель, чтобы купить то же подсолнечное масло.
В магазине я столкнулась с одной женщиной. На вид – лет пятьдесят, усталое лицо с морщинами, круги под ввалившимися глазами. Ее сгорбленная фигура то там, то тут мелькала в магазине. А когда я спросила у соседки, с которой пошла в магазин, кто эта женщина, та ответила, что этой "старушке", как я ее назвала, сорок лет и живет она в соседнем доме. На вопрос, почему она так измученно выглядит, соседка ничего не ответила, а начала судорожно креститься. Так я ничего и не узнала.

5 сентября: Андрей взахлеб рассказывает про учителя физкультуры в их классе. Еще говорит о какой-то футбольной лиге, но я как личность, не заинтересованная футболом, ничего толком не могу понять. Тогда сын машет на меня рукой и начинает болтать о футболе с отцом. Тот, в отличие от меня, может поддержать беседу насчет этого вида спорта.
А Никита в последнее время стал более замкнутым. Но, зная его, я точно уверена, что, если случится что-то серьезное, он обязательно мне расскажет.

24 сентября: Обычно Никита забирает брата после уроков и они вместе возвращаются домой. Но сегодня Андрей пришел один, сказав, что Никита записался в секцию по баскетболу. Я волнуюсь, потому что раньше старший без предупреждения ничего не делал. Нет, это не значит, что он должен информировать меня о каждом своем шаге. Но он бы мог сказать, что записался в кружок, поэтому задержится после школы и не сможет проводить Андрея. Меня терзают смутные сомнения. Но насчет чего? Сама толком не знаю.

30 сентября: Даже не верится, что в жизни все может быть так спокойно. В квартире сделали ремонт, у мужа на работе намечается повышение, сыновья отличаются в школе хорошими оценками. Хоть бы не сглазить. Настолько все налаживается, что просто иногда хочется себя ущипнуть – не сон ли это?

4 октября: Меня беспокоит Никита. Он становится все более замкнутым, но причин не объясняет. Сегодня перед школой спросила его про его странное поведение, а он буркнул: "Ничего", -  и быстро ушел. На первом родительском собрании мне тоже ничего не удалось выяснить: родители говорили только о выпускном вечере. Конечно, они ведь уже привыкли к своему классу, знают все проблемы своих детей. Иногда у меня появляется мысль о том, что Никита просто не может вписаться в это общество.
Когда старший был совсем маленьким, у него возникали недоразумения в детском саду. То с соседом подерется, то девочку за косичку дернет, а то и вообще устроит войну в столовой, используя вместо боеприпасов пищу, чаще всего рыбные котлеты. Собственно, именно этот продукт питания и становился причиной такого необычного поведения, потому что Никита их на дух не переносит. Мне часто жаловались на старшего, а однажды и вовсе к детскому психологу отправили. Тот сказал, что Никитой движет желание выделиться, и больше ничего. Мол, займите его чем-нибудь, пусть успокоится. Видимо, такое напутствие было вызвано тем, что один раз психолог тоже стал жертвой котлетного обстрела.
Со временем Никита успокоился, записался в спортивный кружок по баскетболу, потом родился Андрей, и вся спесь выветрилась сама собой. Нужно младшему брату хороший пример подавать.
Меня терзают смутные сомнения, что сейчас у Никиты похожая ситуация. Только здесь дело косичками и обстрелом котлетами не разрешится. Может, старшему просто кто-то не дает себя показать?

11 октября: Сегодня опять видела эту женщину из соседнего дома. Хотела с ней поговорить, только никак не могла решиться. И опоздала, потому что та уже зашла в свой подъезд. Зато наткнулась на соседку, как раз ту, которая распространяла брошюры против наркомании. По дороге заболтались, и я тихонько вывела разговор на историю этой женщины. Услышанное поразило меня до глубины души. Оказывается, у этой женщины были муж и сын. Сына "подсадили на иглу" лет в четырнадцать, и он два года умело скрывал это от родителей. Потом мать случайно увидела, как сын за углом принимает какие-то таблетки. Сразу поняла, что к чему, начала звонить по всем больницам, расспрашивать соседей. Мальчика положили в специальную клинику, пытались лечить. Но тот умудрялся сбегать из клиники и по две-три недели пропадал неизвестно где. Потом возвращался, его опять отправляли в больницу, и все повторялось по кругу. Однажды те люди, которые распространяли наркотики, подъехали к самому дому и стали ждать, пока выйдет мальчик. Отец увидел это из окна, выбежал на улицу и стал кричать, чтобы они убирались. Образовалась потасовка, отца пырнули ножом, а мальчика жестоко избили. Мужчина скончался сразу же, мальчик умер через две недели после этого случая. Женщина так и не оправилась от горя и теперь бродит от магазина до дома, как призрак. Мне так ее жаль. Не дай Бог такой участи никому.

20 октября: Кажется, на моего старшего сына все-таки давят. С каждым днем он все сумрачнее и молчаливее, даже муж его иногда разговорить не может, хотя раньше это у него хорошо получалось. Пришлось задействовать свой "метод". Позвонила одной родительнице и начала  мило болтать о погоде и природе. Тихонько перевела тему на выпускной, потом на учителей, а затем и на ситуацию в классе. И кое-что узнала. Оказывается, класс недружный. Разбит на группки по три-четыре человека, общающихся между собой. Из этих компаний выделяется одна, которую именуют "элитой", за что, я так и не поняла. Но в основном в этой "элите" не слишком порядочные личности водятся. Вот они на Никиту и давят, а точнее - издеваются. Дочь этой родительницы говорила, что дело иногда доходило чуть ли не до драки, но, слава Богу, их вовремя успокаивали. Естественно, осаждали Никиту, так как он новый человек в классе.
Я тут же решила поговорить с сыном на эту тему. Зашла в его комнату и начала вещать о людях порядочных, о людях непорядочных, о тех, кто не слишком то многого в этой жизни добился. Никита сначала смотрел на меня слегка округлившимися глазами, а потом отвернулся и холодно сообщил, что в жизни сам как-нибудь разберется. И я тут же поняла свою ошибку. Нужно было издалека, косвенными вопросами подойти к этой теме, а я… как топор. Теперь же не будет слушать ни за какие коврижки. Что ж, придется подсылать "тайных агентов" с целью разведки и добычи информации. Осталось только мужа уговорить.

26 октября: Жизнь меняется так же быстро и неожиданно, как погода осенью. Было ясно-ясно, а сейчас уже пасмурно, без зонта на улицу не выйдешь. Так и Никита неожиданно вернулся к своему обычному состоянию: снова улыбается, смеется, рассказывает взахлеб о футболе, делится впечатлениями с отцом, играет с братом. Перемена так быстро наступила, что я даже удивилась. "Тайных агентов" пришлось срочно отзывать назад.

5 ноября: С сегодняшнего дня нас начинают "доить", как коз, на выпускной вечер. Денег уйдет очень много, наверное, придется еще немного в расходах ужаться. Ну ничего, выдержим. Следующий выпускной только через одиннадцать лет, так что убытки будут небольшими.

12 ноября: Ну и дерут же здесь денег на выпускной вечер! Тысяч восемь мы уже потратили. Никита говорит, что это не все, что потом еще собирать будут. У меня глаза в кучу собрались. Они там что, на личный самолет директору в подарок копят? Такие деньги - на один вечер. Ладно уж, чего не сделаешь ради любимого сына.

21 ноября: Сегодня все-таки решила подойти к этой женщине. Сначала не знала, о чем можно заговорить, а потом увидела, как та споткнулась и уронила пакет с картошкой. Пакет лопнул, и вся картошка рассыпалась по земле. Женщина смотрела на картошку и чуть не плакала. Со словами "Давайте помогу" я достала свой пакет и начала собирать картофель. Женщина немного последила за мной, а потом и сама начала участвовать в сборе. Пакет у меня оказался маленьким, картошка в него не поместилась, и пришлось доставать второй. Так с двумя пакетами картошки мы пошли до дома этой женщины. Я проводила ее до самой квартиры, после чего представилась и сказала, что если что-то случится, то пусть обращается ко мне. Та поблагодарила, кивнула и спешно закрыла дверь. Я и не ждала, что меня пригласят в дом в первый же день. Я бы сама не доверяла первой встречной, которая просто помогла донести продукты. Кстати, в разговоре мне удалось узнать ее имя – Мила.

15 декабря: Ах, как прекрасно ощущение приближающегося Нового года! Эти праздничные блестящие обертки подарков, гирлянды, запах хвои и шампанского. Правда, до всего этого еще далековато, но предвкушение праздника делает сам праздник еще более радостным. Мы с мужем уже присматриваем подарки детям, я тайком ищу подарок и для него, а он, наверняка, для меня. Всю неделю делала генеральную уборку: вычищала, вымывала, гладила. В воскресенье запланировала съездить вместе с семьей на рынок.
Все планы сорвались, когда пришел Никита и сказал, что у них опять собирают деньги для выпускного вечера. На меня нахлынула волна злости. Я гневалась, кричала на всю квартиру, что пойду в школу и разберусь с организаторами праздника, которые, наверное, и себе в карман откладывают понемногу с общих денег. Никита на мою гневную тираду флегматично пожал плечами и сказал, что все сдают по столько и никто не жалуется. Я немного поутихла и с горестным вздохом достала деньги. Удивительно, что в этой школе настолько дорогие праздники.

27 декабря: В местном клубе устраивают новогодний вечер, приглашают бесплатно школьников и их родителей. Мы с мужем обсудили этот вопрос и решили пойти вместе с Никитой. Увидим друзей сына, себя покажем, познакомимся с другими родителями. Вечер назначен на 29 декабря, в 21-00. Как раз у мужа будут выходные, и мы сможем спокойно отдохнуть. Андрея оставим с приехавшей на праздники бабушкой.

29 декабря: С утра только и делали, что готовились к предстоящему вечеру. Свекровь все ворчала, что мы слишком много об этом вечере думаем. Мы кивали ей в такт и продолжали собираться. И я, и муж, и Никита в предвкушении праздника даже ужинать не стали. Ровно в 20-30 мы вышли из дома и направились к Дому культуры. Никита все крутил головой, кого-то искал в толпе и все время косился на нас с мужем. А потом заметно оживился и куда-то отправился. Я посмотрела в ту сторону и, к своему разочарованию, увидела не красивую девушку, а троих парней. Самое главное, что что-то мне в них не понравилось. Сама не знаю, что. Вроде, симпатичные мальчики, прилично одетые. Но выражение лиц какое-то озлобленное, а взгляд… как загнанный волк на охотников бросается, только еще хуже. Не знаю, может, я слишком недоверчивая, но компания мне не понравилась.
В Доме культуры я столкнулась с родительницей-организатором выпускного вечера. На меня тут же нахлынула ярость, и я гневно прошептала ту тираду, которую заготавливала еще с конца осени. Говорила, что это наглость, что в обычных школах не берут по пятнадцать тысяч за выпускной, что я не позволю больше так "доить" меня и моего мужа. К моему удивлению, женщина вылупилась на меня, словно баран на новые ворота. После чего неуверенно промямлила: "Господь с вами, мы собираем всего по пять тысяч". Меня словно холодной водой облили. Покачнувшись, я прошептала слова извинений и побрела в сторону танцплощадки. Сначала неуверенно, потом прибавляя темп, а дальше уже неслась, как паровоз, сильно рассерженный неаккуратными пассажирами, заляпавшими весь салон.
С танцплощадки увела мужа, после чего мы вместе начали искать сына, которого ожидал очень неприятный разговор. Мы вдоль и поперек перепахали всю площадку, но сына так и не нашли. Вдруг мне на глаза попалась одноклассница Никиты – Люба. Быстренько подойдя к ней, я с самой милой улыбкой спросила, не видела ли она Никиту. Та ответила, что видела, как он с ребятами отправился в мужской туалет. Мы ринулись туда. Сама я заходить не стала и ждала, пока выйдет муж. И вдруг услышала отборный мат и грохот. Не обращая внимания на перевернутый треугольник на двери, я заскочила в туалет и… перед глазами все поплыло. В туалете к стене прижались два незнакомых паренька и Никита, четвертого муж прижимал к полу, заломив ему назад руки, а вокруг… мечта врача-анестезиолога: куча таблеток, шприцы, какие-то пакетики с белым порошком, ампулы. Аптека, а не туалет. И только потом я сообразила, ЧТО валяется у меня под ногами. Наркотики. Дурь, "чума" человечества. А если эти парни вместе с Никитой, то и сам Никита… Дальше я додумать не успела, так как потеряла сознание.

31 декабря: Боже, как такое могло произойти? До сих пор не верю, что Никита, мой мальчик, мое солнце, прикоснулся к этой заразе. Как он мог вообще ею заинтересоваться?
В тот вечер вызывали и "скорую", и милицию. Откачивали меня, задерживали ребят. Забрали и Никиту. Когда я очнулась, то мне сказали, что мой муж поехал в отделение для дачи показаний. Я не знала, что мне делать: ждать мужа здесь или идти домой. Одна из женщин, та самая родительница, на которую я наорала, предложила проводить меня домой. Я согласилась. Шли молча до самого подъезда. Когда зашла в квартиру, Андрей со свекровью спали. Я не стала их будить, а сама прямо в пальто и сапогах упала на диван.
На следующее утро меня разбудила свекровь. Сказала, что все знает, что звонил муж из отделения и что Андрею она пока ничего не сказала. И замолчала. После чего меня буквально прорвало. Я ревела, как раненая медведица, у которой на охоте убили ребенка. А ведь и правда убили. Уничтожили, растоптали, превратили в пыль. Я же читала про это. Как от наркоманов остается только один скелет, что за наркотики они готовы собственную мать убить. Лучше б убили. Потому что я никчемная мать. Я не смогла уберечь свое дитя от этого проклятия. Мать ли я теперь?
Я сидела и ревела, а рядом сидела свекровь. И молчала. Видимо, после такого я упала в ее глазах очень низко. В пропасть.

5 января: Мужа почти не бывает дома. Он все время либо на работе, либо в отделении. Никита сидит в тюрьме с теми мальчиками, которые "подсадили" его на наркотики. При даче показаний он все рассказал: и то, что у главного (его звали Петр) очень богатый отец, который все позволял своему ребенку, а тот, в свою очередь, обеспечивал себя и своих друзей наркотой; и то, что Никиту элементарно пробили "на слабо", предложив эту дрянь как доказательство крутизны; и то, как мой сын выпрашивал у меня деньги якобы на выпускной. Когда его спросили, понимал ли он, что делал, когда принимал наркотики, и добровольно ли он это делал, Никита ответил утвердительно. Это и радовало, и огорчало одновременно: с одной стороны, Никита честно признался, что употреблял наркотики во вменяемом состоянии без какого-либо давления, а с другой… Зачем он это делал? Зачем? Почему он мне ничего не рассказал? Ведь не было же никаких секретов между нами. Все началось с переезда в эту проклятую квартиру. Как я ее ненавижу!

12 января: Сегодня состоялся суд. До него я так и не смогла навестить сына. Знаю, я плохая мать. Но у меня просто не было сил идти туда. Я представляла, как мой мальчик сидит за решеткой, в каком-то рванье, весь тощий, как скелет, глаза ввалились, губы синие, почти пепельные. От такого разыгравшегося воображения я чуть не падала в обморок. И снова отказывалась от похода в тюрьму. На суде признали виновными только тех троих парней, которые занимались распространением наркотиков. Никиту же отправляют в реабилитационную клинику.
Андрей все спрашивает, где Никита. Свекровь уверила его, что тот поехал в другой город за подарком младшему брату. Глупо, конечно, но Андрей верит. Иногда, когда я смотрю на своего младшего, он напоминает Никиту в детстве: такой же смешной чуб, русые курчавые волосы, круглое лицо и голубые глаза. Господи, только бы все было хорошо. Только бы Никита вылечился, только бы у нас все стало, как прежде.
3 марта: Уже два месяца, как Никита находится в клинике. Я его часто навещаю, все время с ним говорю на отвлеченные темы. Только один раз мы говорили про наркотики. Никита рассказал мне все. Сначала эта тройка просто унижала новенького, "подкалывала", издевалась. Никита никак не мог понять, что им от него нужно. Потом они стали насмехаться, что, мол, он полный неудачник, никак себя не показывает. Никите это надоело, и один раз они даже чуть не подрались с Петром. Слава Богу, вовремя разняли. А потом после школы подозвали к себе и прямо предложили таблетки. "Не знаю, что мне тогда в голову ударило, - говорил Никита. - Мне просто захотелось показать им, что я не такой слабак, каким они меня выставляют". И показал, и доказал. После этого начались побеги с уроков, выкуривание косяка за углом, путешествия по всем подвалам этого района. От шприцов Никита отказывался. Не хотел светиться уколами и царапинами на руках. Вот, в общем-то, и вся история.
После этого я крепко-крепко обняла его и тихо прошептала, что все будет хорошо. И он мне поверил. И я сама себе поверила.

8 марта: Сегодня пошла поздравлять Милу с праздником. Она открыла мне дверь, посмотрела в глаза и пропустила в дом. Видимо, узнала родственную душу. Я улыбнулась, протянула блестящий сверток и согласилась на приглашение к столу. Раздеваясь в прихожей, увидела фотографию счастливой семьи: муж, жена и сын. Как же они похожи на нас! Красавец-муж, сын с такими же умными глазами, как у Никиты. А Мила! Неужели несколько лет назад она выглядела так молодо? Как же похожи наши истории. Только я надеюсь, что у моей будет более счастливый конец.
За чаем Мила рассказала мне всю историю своей жизни: где родилась и росла, как познакомилась с мужем, как родился сын. Про историю с наркотиками тоже рассказала, только более подробно. Я слушала ее и понимала, как тяжело ей пришлось. За месяц похоронить двоих близких людей. Может, у меня получится помочь ей перестать чувствовать себя одинокой?

20 марта: Позвонили из больницы и сказали, что у Никиты ухудшилось самочувствие и его положили под капельницу. Мы с мужем тут же примчались в больницу. Нам сказали, что ничего серьезного нет, просто организм ослаблен. Но когда я увидела сына, то чуть опять не упала в обморок. Весь бледный, такой же, как в моем воображении, только вместо решетки - больничная койка, а вместо лохмотьев – пижама. Я чуть не заплакала. Сын меня держал за руку, врач что-то говорил, а муж молча стоял в стороне. Потом меня кое-как успокоили, сказав, что угрозы для жизни нет. Я верю врачу.

31 марта: Сегодня позвонили из больницы и сказали, что мой сын умер. Не верю. Я в это не верю!!!

4 апреля: Насмешка судьбы. Вместо выпускного вечера – похороны, вместо красивого костюма – гроб. Сначала сына отпевали в церкви, а потом поехали на кладбище. Плачет муж, плачут свекровь со свекром, плачу и я. Тихим голосом утешает Мила. И только Андрей смотрит на нас и не понимает, что происходит. Почему все плачут? Где Никита? Что за странный ящик закапывают в землю и зачем этот деревянный крест? Ничего. Я ему все потом объясню, все-все.
Работник из похоронного бюро предлагал отправить младшего вместе с няней куда-нибудь отдыхать, пока идут похороны. Но я отказалась. Пусть видит. Пусть видит то, что следует за блаженством и кайфом. Пусть видит, что бывает с теми, кто хочет доказать свою крутизну. Пусть он это видит. И будьте уверены, я костьми лягу, но МОЙ МЛАДШИЙ СЫН НЕ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ. Я КЛЯНУСЬ.

Признаюсь, эта история выдумана моим воображением. Не взята из газет, не просмотрена по телевизору, не списана с чужого примера. Но в мире есть еще более страшные и жестокие истории тех, кто поддался чужому влиянию. Тех, кто погнался за вечным кайфом, а получил только свечу в руки и крышку гроба над головой. Тех, большинство которых сейчас лежит в земле. Думаю, каждый усвоил этот урок и сто раз подумает, прежде чем взять таблетку с чужой руки.


Рецензии