МА

                МА

     Мама всегда переживала за ушедших куда-либо детях, будь им пять или тридцать пять лет, и шла на край городка за, задержавшимся на мероприятии, чадом.
   - Ма... - смущался, например, я , - Щас, ещё, минут двадцать...
   Мама с грустью смотрела мне в глаза и шла домой, чтобы опять вернуться, если «ребёнко» не возвращалось.

    - Мам, ну что ты ходишь за мной, как за маленьким ?! [Мне же неловко от этого...]
    - Ну, да, вот так...
    - Да сколька мне лет-то?
    - Двадцать два..
    - Ну, вот, не два же годика...
    - Да, конечно, не два.. - чуть улыбается мама.

   А на следующие выходные опять: - Серёжа, ты идёшь домой?...

   В 1937-м году энкэвэдист в «приватной» беседе спрашивал её:
     - Вы — миловидная женщина, часто бываете в обществе офицеров... Не могли бы вы...
     - Нет, не могли бы я...
 
     С этих довоенных времён она работала только бухгалтером и памятью о тех далёких годах осталась потемневшая медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» без орденской планки и удостоверения на неё.

    Нередко Ма по характеру своей работы занималась ревизиями в местных организациях. Запомнилось её  упоминание  о курьёзных финансовых документах районной поликлинники, согласно которым некоторый медицинский персонал трудился по 28 часов в сутки.

      Самой ответственной и напряжённой работой был годовой отчёт и уже в преклонных годах, на пенсии, Ма участвовала, в борьбе с этим, с каждым годом увеличивавшимся районным бумажным «монстром».

       Не забылся мне и её рабочий кабинет в деревянном двухэтажном здании райисполкома: две светлые комнаты с большими окнами, столами, шкафами, счётами, арифмометрами и пачками разношёрстных бумаг и папок.

      Иногда в нашем окраинном рабочем посёлке к ней обращались ходатаи с различными бюрократическими бумажками и Ма обстоятельно занималась этими насущными для них вопросами.

     Во время оттепели она иногда печатала лирические стихи в местечковой карельской печати, благо тогда это было модно и саму Ма что-то двигало в этом направлении.

      Самые тёплые отношения были у неё с родителями жены племянника, выходцами с Украины (тесть в годы войны служил в полиции и поэтому оказался на Севере) и двумя подругами-ровесницами, любительницами поболтать на актуальные жизненные темы.

      Угощала она их своей любимой выпечкой, которая иногда слегка подгорала, и прочим угощением, соответствующим дню календаря.

     О существовании у Ма недоброжелателей я даже не подозревал, пока однажды не услышал от неё, даже с гордой ноткой, что «всем им это «даром не прошло». Вероятно, эта чуть забавная уверенность, помогала её всегдашней невозмутимости и доброжелательности.

      Пока у меня не появилась своя дача, я продолжал приезжать летом к нам в старый дом то на рыбалку, то на картошку, то по-грибы-ягоды, благо что окрестности, посёлок и город были хорошо знакомы и отличались живописностью.      

     К началу 1990-х годов она осталась одна в новой двухкомнатной квартире. Не стало нашего отца, но через полгода средний сын преехал жить под родительский кров.

     Самыми тяжёлым временем стали для Ма инсульты в возрасте около восьмидесяти лет.

     Беспомощность и, всё-таки, недостаток полноценной заботы и внимания стали уделом её существования сначала в больнице, а потом и дома.

     В последний год жизни Ма твёрдо была уверена, что уйдёт из жизни 12-го числа и с некоторым облегчением встречала следующий, после этой даты, день...   

    - Серёжа, забери меня к себе. - попросила она меня примерно в это время.
    - Не могу я, у меня самого сейчас неустроенность дома.


Рецензии
Странные воспоминания... Похоже на шифровку... Или на наметки для более крупной литературной формы. Впечатление такое, что Вам больно вспоминать, как это часто бывает после ухода из жизни родителей, потому что возникает чувство вины, не обязательно заслуженное.
Мне кажется, здесь Вы - настоящий, а в других вещах, прочитанных мною, следите за тем, чтобы ни в коем случае не раскрыться.
С теплом.

Левва   16.12.2012 22:01     Заявить о нарушении
Вы, Левва, натолкнули на анекдот из серии «Ленинские цитаты»
Будучи в Финляндской губернии пошёл как-то Вл.Ильич с корзинкой по тропинке. То ли по грибы, то ли статистические сведения по аграрному вопросу собирать. И набрёл на высокий-превысокий забор. Достал блокнот Вл.Ильич и записал : «Карелы народ трудолюбивый, но скрытный»
С уважением,

Крафта   17.12.2012 01:49   Заявить о нарушении
Анна Андреевна Ахматова однажды беседовала со знакомым литератором, который, желая ее поддеть (как это свойственно литераторам), выразился неодобрительно в ее адрес, но не прямо, а в форме: "А вот мой зять сказал...". На что Анна Андреевна ответила: "Ну, зятья все такие." И позже, рассказывая эту историю Лидии Корнеевне Чуковской, заключила словами: "А здорово я его перехамила?
С уважением.

Левва   17.12.2012 02:12   Заявить о нарушении
Ну, не знаю. Я привёл пример с Владимиром Ильичём, а у Вас какой-то зять фигурирует...
С улыбкой,

Крафта   17.12.2012 02:43   Заявить о нарушении
Согласна, фигуры разного калибра...
Хорошо, Крафта, что Вы улыбнулись. Ну и я, как в свое время пел Бернес: "и я улыбаюсь тебе".
А в моих знаниях о Ленине обнаружилось много прорех, придется заглядывать к Вам на семинар!

Левва   17.12.2012 05:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.