Александра Кузнецова. Носовские

               Прошло уже более сорока лет, как эта семья  покинула Богушевск, но только приезжие не знают этих людей, хотя фамилия по сей день на слуху.
Исаак Яковлевич Носовский сразу после окончания войны стал первым главврачом районной больницы. Личность  просто легендарная: главврач, гинеколог, фтизиатр, рентгенолог, терапевт... И просто добрый человек.
После войны всем было трудно. Бухгалтер-вдова, фронтовичка, с двумя стариками и крохотным ребенком на руках. Как управляется? Есть ли дрова? Пусть  возьмет  бревно.  Облегчит это бревнышко жизнь этому ребенку да старикам?..
Идет прием. На приеме старушка. -На  что  жалуетесь? /сестре/ -Поставить термометр. - В это время врача вызывают к телефону. После разговора вернулся - бабули след простыл. Бог с ней, но термометр жалко - и тогда с этим были трудности. Через неделю приходит бабуля, приносит градусник: "Спасибо, дохтарька! Дуже помогло!"
Рассказывала соседка: у сестры приключилась  ангина, видимо лакунарная, с очень высокой температурой. Мне к полуночи раздается стук в дверь - Носовский! После вечернего киносеанса, отправив жену домой, решил проведать больную, а у Нади - кризис, мечется в бреду. Два часа провел у постели больной Исаак Яковлевич, пока не убедился, что кризис  миновал  и Надюше стало легче.
А какой это был гостеприимный дом!.. Разве Рива Семеновна кого-нибудь выпустит, не напоив прекрасным чаем с замечательным земляничным вареньем! А  какие  булочки,  пирожки, пироги и торты водились в этом доме по будням, а особенно  по праздникам!..
И еще была одна особенность у этой семьи – необычайная музыкальность.
Сам Исаак Яковлевич играл на фисгармонии -  был такой инструмент: нечто среднее между органом и пианино  (сейчас инструмент находится в театре имени Я.Коласа). Лева – старший сын, играл на аккордеоне,  великолепном,  блестящем  немецком аккордеоне, а младший, Боря, играл практически на всем: фортепьяно, аккордеон, фисгармония, гитара, труба -  что  угодно, все, что есть под рукой.
А песни-любые! От "Самара-городок" до "Темной  ночи" (война ведь кончилась совсем недавно), русские романсы и "хулиганские" песенки".
И ни один праздник не  обходился  без  "ределе"!  За столом собирались русские и евреи, белорусы и поляки  -  всех понемногу, но "ределе" танцевали все со страшным удовольствием.
И Исаак Яковлевич и Рива Семеновна были непременными участниками хора. В Доме Культуры и сейчас хранятся фотографии этого хора, которым руководил А.И.Синельник.
Потому тяга младшего Носовского -  Бориса  к  музыке никого не удивила. Правда Исаак Яковлевич не поощрял этих занятий, и долгое время сыну приходилось заниматься другими делами: учиться в Минске в техникуме, в Витебском пединституте, который он благополучно бросил, отслужил в армии, а уж по возвращении из армии Борис решил свою судьбу сам: устроился работать руководителем оркестра в ДК треста N 9 г. Витебска  и, одновременно, поступил в Витебское музыкальное училище (факультет хорового дирижирования). Вот это было - его  родное!  И никакие трудности не страшили - работал, учился, женился, родилась дочь. Большой радостью была новая работа  -  дирижером театра имени Я.Колоса. Одновременно он поступил в Музыкальное училище на факультет композиции. Работал, оформлял  музыку  к спектаклям, писал песни, писал музыку к  спектаклям...  Много друзей было среди актеров, режиссеров. Так и подмывало взяться за режиссуру самому. Разрешили - в порядке эксперимента. Спектакль "Синяя ворона" получился не хуже, чем у профессиональных режиссеров. И созрела мысль поступить учиться. И  поступил. В Ленинградский институт театра, музыки и  кино,  режиссерский факультет. Учился заочно, продолжал работать главным дирижером театра. Не все было безоблачно. Из-за конфликтов с руководством дипломный спектакль пришлось  выпускать  в  Смоленском областном драматическом театре.
И все это время Борис не забывал Богушевск, даже тогда, когда родители переехали в Витебск. Пройтись  по  родной Садовой, постоять у милого дома, встретиться с одноклассниками, вспомнить школу, озеро Серекатнянское, ночную  рыбалку, футбол!..
Он и для нашего театра,  народного  писал  музыку  к спектаклям, причем совершенно бесплатно. Спектаклей таких было много: и "Нестерка" по пьесе В.Вольского, "Прощание с  любовью" по пьесе О.Поздневой, "Трибунал" по А.Макаенку, "А зори здесь тихие" по Б.Васильеву и много других.
Но после окончания института Борис ушел из Витебского театра, т.к. режиссуру ему не давали, а оставаться дирижером уже не хотелось. И пошли театры, один за  другим:  Сибирь Западная и Восточная. Предпоследним был  Гомельский  театр  - тянуло на родину. Но родня настояла: Ты  сумасшедший!  Это  - чернобыльская зона! Все уезжают, а ты приехал!
И поехал Борис в свой последний театр - в Чебоксары. Последний раз мы с ним виделись летом 1994 г. Он смеялся, шутил, что теперь он "чуврей".
А вскоре он уехал в Америку.
И все-таки, фамилия Носовских сохранилась  на  нашей земле. Ее хранит память людей, она звучит  с  эстрады  -  это внук Исаака Яковлевича - Миша, Михаил Леонидович Носовский.
Дочь И.Я.Носовского Роза Исааковна стала врачом, всю жизнь проработала в Витебске вдвоем с мужем - знаменитым часовых дел мастером, вырастила дочь, Ларису, которая также всю свою жизнь посвятила музыке. Чему удивляться? Пока мама училась в институте, девочка росла у дедушки и бабушки, вся эта музыкальная атмосфера это со-стояние души, этот образ  жизни, когда музыка и есть жизнь. Удивительно, что и муж, Николай Луцкий, тоже музыкант? И сын, Феликс, работал руководителем эстрадного оркестра. Сейчас же все, к сожалению в Штатах. Но если эти строки попадутся им на глаза,  пусть  знают,  что Богушевск свято хранит в душе фамилию "Носовские".

                АЛЕКСАНДРА КУЗНЕЦОВА 
               









               


Рецензии