Александра Кузнецова. Носовские
Исаак Яковлевич Носовский сразу после окончания войны стал первым главврачом районной больницы. Личность просто легендарная: главврач, гинеколог, фтизиатр, рентгенолог, терапевт... И просто добрый человек.
После войны всем было трудно. Бухгалтер-вдова, фронтовичка, с двумя стариками и крохотным ребенком на руках. Как управляется? Есть ли дрова? Пусть возьмет бревно. Облегчит это бревнышко жизнь этому ребенку да старикам?..
Идет прием. На приеме старушка. -На что жалуетесь? /сестре/ -Поставить термометр. - В это время врача вызывают к телефону. После разговора вернулся - бабули след простыл. Бог с ней, но термометр жалко - и тогда с этим были трудности. Через неделю приходит бабуля, приносит градусник: "Спасибо, дохтарька! Дуже помогло!"
Рассказывала соседка: у сестры приключилась ангина, видимо лакунарная, с очень высокой температурой. Мне к полуночи раздается стук в дверь - Носовский! После вечернего киносеанса, отправив жену домой, решил проведать больную, а у Нади - кризис, мечется в бреду. Два часа провел у постели больной Исаак Яковлевич, пока не убедился, что кризис миновал и Надюше стало легче.
А какой это был гостеприимный дом!.. Разве Рива Семеновна кого-нибудь выпустит, не напоив прекрасным чаем с замечательным земляничным вареньем! А какие булочки, пирожки, пироги и торты водились в этом доме по будням, а особенно по праздникам!..
И еще была одна особенность у этой семьи – необычайная музыкальность.
Сам Исаак Яковлевич играл на фисгармонии - был такой инструмент: нечто среднее между органом и пианино (сейчас инструмент находится в театре имени Я.Коласа). Лева – старший сын, играл на аккордеоне, великолепном, блестящем немецком аккордеоне, а младший, Боря, играл практически на всем: фортепьяно, аккордеон, фисгармония, гитара, труба - что угодно, все, что есть под рукой.
А песни-любые! От "Самара-городок" до "Темной ночи" (война ведь кончилась совсем недавно), русские романсы и "хулиганские" песенки".
И ни один праздник не обходился без "ределе"! За столом собирались русские и евреи, белорусы и поляки - всех понемногу, но "ределе" танцевали все со страшным удовольствием.
И Исаак Яковлевич и Рива Семеновна были непременными участниками хора. В Доме Культуры и сейчас хранятся фотографии этого хора, которым руководил А.И.Синельник.
Потому тяга младшего Носовского - Бориса к музыке никого не удивила. Правда Исаак Яковлевич не поощрял этих занятий, и долгое время сыну приходилось заниматься другими делами: учиться в Минске в техникуме, в Витебском пединституте, который он благополучно бросил, отслужил в армии, а уж по возвращении из армии Борис решил свою судьбу сам: устроился работать руководителем оркестра в ДК треста N 9 г. Витебска и, одновременно, поступил в Витебское музыкальное училище (факультет хорового дирижирования). Вот это было - его родное! И никакие трудности не страшили - работал, учился, женился, родилась дочь. Большой радостью была новая работа - дирижером театра имени Я.Колоса. Одновременно он поступил в Музыкальное училище на факультет композиции. Работал, оформлял музыку к спектаклям, писал песни, писал музыку к спектаклям... Много друзей было среди актеров, режиссеров. Так и подмывало взяться за режиссуру самому. Разрешили - в порядке эксперимента. Спектакль "Синяя ворона" получился не хуже, чем у профессиональных режиссеров. И созрела мысль поступить учиться. И поступил. В Ленинградский институт театра, музыки и кино, режиссерский факультет. Учился заочно, продолжал работать главным дирижером театра. Не все было безоблачно. Из-за конфликтов с руководством дипломный спектакль пришлось выпускать в Смоленском областном драматическом театре.
И все это время Борис не забывал Богушевск, даже тогда, когда родители переехали в Витебск. Пройтись по родной Садовой, постоять у милого дома, встретиться с одноклассниками, вспомнить школу, озеро Серекатнянское, ночную рыбалку, футбол!..
Он и для нашего театра, народного писал музыку к спектаклям, причем совершенно бесплатно. Спектаклей таких было много: и "Нестерка" по пьесе В.Вольского, "Прощание с любовью" по пьесе О.Поздневой, "Трибунал" по А.Макаенку, "А зори здесь тихие" по Б.Васильеву и много других.
Но после окончания института Борис ушел из Витебского театра, т.к. режиссуру ему не давали, а оставаться дирижером уже не хотелось. И пошли театры, один за другим: Сибирь Западная и Восточная. Предпоследним был Гомельский театр - тянуло на родину. Но родня настояла: Ты сумасшедший! Это - чернобыльская зона! Все уезжают, а ты приехал!
И поехал Борис в свой последний театр - в Чебоксары. Последний раз мы с ним виделись летом 1994 г. Он смеялся, шутил, что теперь он "чуврей".
А вскоре он уехал в Америку.
И все-таки, фамилия Носовских сохранилась на нашей земле. Ее хранит память людей, она звучит с эстрады - это внук Исаака Яковлевича - Миша, Михаил Леонидович Носовский.
Дочь И.Я.Носовского Роза Исааковна стала врачом, всю жизнь проработала в Витебске вдвоем с мужем - знаменитым часовых дел мастером, вырастила дочь, Ларису, которая также всю свою жизнь посвятила музыке. Чему удивляться? Пока мама училась в институте, девочка росла у дедушки и бабушки, вся эта музыкальная атмосфера это со-стояние души, этот образ жизни, когда музыка и есть жизнь. Удивительно, что и муж, Николай Луцкий, тоже музыкант? И сын, Феликс, работал руководителем эстрадного оркестра. Сейчас же все, к сожалению в Штатах. Но если эти строки попадутся им на глаза, пусть знают, что Богушевск свято хранит в душе фамилию "Носовские".
АЛЕКСАНДРА КУЗНЕЦОВА
Свидетельство о публикации №210051200482