И словом, и делом

 24 мая — Память равноапостольных Мефодия и Кирилла

Богат русский язык, несказанно богат! Об этом много говорилось ранее, и доказывать тут нечего, но сегодня напоминать об этом необходимо. Слово тоже поступок наряду с теми действиями и делами, о которых так принято говорить. Но слову, в отличие от многих действий, присуще одно важнейшее свойство — необратимость. Поступок, о котором приходится сожалеть, зачастую можно каким-то образом поправить, а сказанного слова не воротишь.

«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»; «Не шути словом! Плевка не перехватишь, слова не воротишь!»; «Что написано пером, того не вырубишь топором». Слово — как брошенный в воду камень: от него далеко и долго круги расходятся. Но только: уронил слово — не поднимешь! У Ф.И.Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся…

У В.И.Даля слово — «дар говорить, выражать гласно мысли и чувства свои». Слово для человека — важнейшее средство общения и передачи информации. Всё — через него, вплоть до молитвы, с которой мы обращаемся ко Господу. Человеку дан этот дар, но он же и несёт ответственность за то, как этим даром распоряжается, — перед Богом. Ответственность велика!

А как мы сегодня говорим, как выражаем свои мысли и чувства? В нашем обществе идет интенсивный процесс обеднения речи. Слово обезценивается в первую очередь так называемыми средствами массовой информации (подразумевается, что существуют еще и средства информации не массовые, то есть для избранных). Небрежное отношение к слову становится нормой (в том числе и по отношению к данному слову!). Всё это, как зеркало, отражает сегодняшнее духовное состояние нашего общества — упадок сил, деградацию нравственности, небрежное, наплевательское отношение к отдельному человеку, потерю духовных ценностей.

Судьба слова всегда связана с судьбой отдельного человека и всего общества! Сегодня слово у нас, как и человек, унижено, оплёвано, растранжирено. Общество больно, и слово — тоже.

Слово — наследие, богатство народа, его достояние, его капитал. И как всякое богатство и наследие, требует бережного к себе отношения. По слову, как и по делам, судят о человеке и о народе.

Слово — живой организм, оно живёт в народе. Нет народа — нет и живого слова. Есть множество выражений, отражающих жизнь слова в обиходе нашего народа. Вот некоторые из них: Божье слово; евангельское слово; пророческие слова; высокие слова; живое слово; умное, мудрое слово; любовное слово; душевное, проникновенное слово; красота слова; доброе, ободряющее слово; веселящее, согревающее душу слово; разящее слово; убийственное слово; «слово пуще стрелы разит»; «слово режет»; «от одного слова навек ссора»; верить на слово; крепок на слово; «слово — закон: держись за него, как за кол!»; «не верю ни одному его слову!»; дать слово; взять с человека слово; связан словом; изменить своему слову; «не давши слова — крепись, а давши — держись!»; переброситься словечком; меткое словцо — «не в бровь, а в глаз»; словечком подарил; «ласковое слово — что вешний день!»; «ласковое слово и кошке любо!».

Уронил слово (и оно упало, как камень в воду, — круги разошлись; но человеческое общество не вода, и от слова остается неизгладимый след); засыпать словами, словоблудие; пустословие, пустозвонство; завистливое слово; обманное слово; лживые, гадкие слова; дрянные, скверные, грязные слова; поганые слова; низкие слова; злословие; злоречивость; злое, оскорбительное, ругательное слово; бранное слово.

И еще много-много других. Вот какое богатство! А наши пословицы, поговорки! Неисчерпаемый источник народной мудрости. И нужно относиться к нему бережно, как к источнику, из которого пьём живительную воду.

Сегодня в нашем обществе распространяется эпидемия косноязычия. Ещё сравнительно недавно, в 60-х годах прошлого столетия, образную, выразительную, изящную, правильную русскую речь можно было услышать в деревнях Новгородской, Вологодской, Архангельской и других областей Русского Севера, и не только Севера. Ныне не то! Самые обычные слова можно испортить небрежным обращением, превратить в безсмысленных паразитов. Такая печальная участь постигла выражение «как бы», «короче», «короче говоря», которые вставляются в разговорную речь почём зря, буквально через слово. Их затаскали, затёрли, обезличили. В результате получается не «короче говоря», а совсем даже наоборот.

Речь засорена и убога, как у небезызвестной Эллочки Людоедки. Навязчиво повторяются, в особенности молодежью, подростками «модные» словечки, вроде «клёво», «круто», «стрёмно», «ну, ва-аще», «Ну, блин», «Я торчу», «это кайф», «ну, заморочка», «не парься», «Ты чё, припух?» и так далее. По меткому выражению, «что ни слово, то ком», «говорит нескладно, будто слово слову костыль подаёт».

А наша речь должна быть другой: «Слово слово родит, третье само бежит»!
И что уж говорить о сквернословии! Сегодня мат слышится на каждом шагу — на улице, в транспорте, в школе, в магазине, даже в поликлинике(!)… Везде! Не просто брань, а гадкое, омерзительное словоблудие, которым оскорбляется достоинство человека! Порой встречаются люди, весь словарный запас которых, похоже, состоит из одних матерных слов. Один художник сказал молодой женщине(!), которая изъяснялась, щеголяя матерными словами и находя в этом особый «шик»: «Сударыня! А вы по-русски-то, наверное, говорите только со словарем?» По христианским понятиям сквернословие — тяжкий грех, потому что человек создан «по образу и подобию Божьему»! Оскорбляющий человека оскорбляет Бога!

Появились слова-агрессоры, которыми унижается достоинство человека, такие, к примеру, как «бомж» и «трудоголик». Кто такой бомж? Всего лишь человек, не имеющий определенного места жительства — по какой-то причине, часто от него не зависящей: по чужой злой воле, по лихоимству лишившийся крова и вынужденный скитаться по земле, жить в нечеловеческих условиях. Но ведь у него тоже была мать и, возможно, есть оскорбляемый недобрыми людьми Ангел Хранитель! А трудоголик? Человек, любящий трудиться, оскорбительно приравнивается этим словом к порочному или больному человеку — алкоголику!

В последнее время явственнее ощущается наступление слов с Запада (но не с Востока, с которым мы исторически связаны ничуть не меньше!). Причём наряду с терминами, связанными с развитием средств информации, кибернетики, ряда наук, в наш язык привносятся и становятся навязчиво-привычными слова, нужды в которых вовсе нет, зато есть не только аналоги, но и русские слова, по ёмкости смысла и оттенкам значительно превосходящие слова-интервенты. Все эти «шопинги», «маркетинги», «дилеры», «риэлторы», пришедшие из лексикона торговцев, — на что они нам? Тем более что подавляющее большинство населения не знают их значения и не стремятся узнать. Слова эти вносят путаницу, засоряют язык, делая его менее понятным. Что нами движет в этом случае? Желание «ввернуть модное словечко», прихвастнуть, казаться умнее и значительнее, чем мы есть на самом деле?

Велико значение слова в отображении нашей истории. Недаром старинные повествования о жизни России, о давних событиях именуются «словом»: «Слово о полку Игореве», «Слово о мздоимстве», «Слово о погибели Русской земли». Здесь и обиходное выражение времен Иоанна Грозного — «слово и дело государево». В нем слово напрямую приравнивается к делу. Славянин, словенин — словесный (словущий) человек! И, наконец, мы — православные христиане, люди Бога Слова!

Слово произнесённое, молвленное проживает свою жизнь в мире. Как и человек, оно рождается, живёт и умирает. И так же, как человек, в конце концов предстаёт перед Господом и будет судиться по заповедям Его! «Коемуждо по делом его!» Слово тоже поступок, тоже дело!

Духовное наследие русского народа подсказывает, каким должно быть наше слово. «Слова серебряны, посулы золотые, а впереди — Божья воля». Слово — Сын Божий, истина, премудрость и сила. Живи по Слову! Да спасёшься Словом!


Валентин ГУРОВ, Москва

 


РУССКИЙ ЯЗЫК
У бедной твоей колыбели,
Ещё еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг, слова.
Под лампой кабацкой неяркой
На стол деревянный поник
У полной нетронутой чарки,
Как раненый сокол, ямщик.
Ты шёл на разбитых копытах.
В кострах староверских горел.
Стирался в бадьях и корытах,
Сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечко,
У Курбского занял кольцо.
Вы, прадеды наши в недоле,
Мукою запудривши лик,
На мельнице русской смололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкую малость,
Хотя бы и больше могли,
Чтоб им не одним доставалась
Учёная важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писался и чёрной лучиной,
И белым лебяжьим пером.
Ты — выше цены и расценки —
В году сорок первом, потом
Писался в немецком застенке
На слабой извёстке гвоздем.
Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На самую суть языка.
Ярослав СМЕЛЯКОВ, †1972


Рецензии