Наденька

Они дружили с детства. Когда Иван посватался, ему отказали – беднота! Надины родители считались богатыми: девять сыновей, на каждого при рождении получен надел земли, и  младшенькая, красавица Надюша, достойна лучшей участи, чем мыкаться с бедняком – в его семье на десять душ детей всего два сына! Ну, а чувства молодых никого особо не интересовали. Дело до революции было.

Так и вышла Наденька за богатого. Единственный сын в семье, лелеянный, да с больным сердцем. Помер через полгода после свадьбы, а молодая вдова к родителям вернулась. Иван тут как тут! Да как бы  не так! Опять отказ!

Работала Наденька на заводе, и стал один инженер на неё засматриваться. Сама привела Надя жениха в дом, родители вроде на дыбки, да уж  больно ладный и видный был инженер, и должность не абы какая. Сладились. Павлуша рано родителей потерял, сам двух младших сестрёнок растил, с молодой женой  полегче  стало. Да вот беда – не давал им с Надюшей Бог деток! У Ивана-то уже трое! Взял он за себя сироту -  детдомовку, неизбалованная, а сам по Надюше вздыхал. Павлуша с Надей уже отчаялись своих иметь, решили из детдома брать, запрос оформили, а тут война грянула!

Ивана сразу забрали, а Павел долго пороги военкомата обивал, добровольцем просился – броня у него была от завода. Взяли! А через месяц извещение – пропал без вести. Всю ночь Надюша по мужу проплакала, а утром ответ пришёл на их с Павлом запрос о ребёнке – приходите, выбирайте! Надя к матери: «что делать?».  «Брать!» - и пошли вместе.

Детдом был переполнен – война быстро сиротила. Всех бы забрала, всех жалко, а сердечко никак не ёкнет. Подошла заведующая: «У нас в лазарете двое новеньких – после бомбёжки чудом уцелели.» Зашли в лазарет, а маленькая девчушка, года полтора, как кинется к Наде: «Мама!». Надя на руки её подхватила, а та ручонками за шею цепляется: «Мама, мамочка!». Вот и дочечка у Нади. Ниночкой назвали.

А Иванова жена, Прасковья, тяжёлая мужа на фронт провожала, да как проводила, к бабке побежала: «Не хочу рожать, и так трое!», да тут же на лавочке и померла после процедуры, кровью истекла.

Иван вернулся целый, всю войну моряком воевал, защитник Севастополя. Побывал дома, дети с его родителями жили, да к Наде: «Теперь-то поженимся!». Поженились! И пошли у них свои детишки: Раечка, а следом Любаша, а за ней сыночек – умер младенчиком, а там и Оленька народилась! Семь детей в семье, а глаза у всех от счастья светятся! Да недолго счастье-то длилось! Умер Иван – сердце, едва младшенькой три года исполнилось. Хлебнула Надежда горюшка! Время послевоенное, голодное! Да Господь не оставил! Все выжили, все выросли, выучились, высшее образование у всех детей! Старшие мальчики хорошо помогали, да и сёстры Павлушины выросшие роднились,  помогали  чем могли.

  О судьбе Павла Надежда узнала через много лет после войны. Зашёл к ним мужчина пожилой и поведал, как с Павлом в плен попал,  убегали, их ловили, страшно били, а они опять убегали, и опять их ловили! Когда пленных освободила Советская Армия, вместо дома оказались солдаты в новом лагере, советском, да там и сгинул Павел, как многие тысячи таких же  бедолаг.

Ниночка выросла красавицей и умницей на радость всей семьи. Ходила как-то по улице женщина, выспрашивала про девочку с родинкой на щёчке. Приметная! Надя прятала дочку и соседям наказала молчать!

 Кто её осудит?!


Рецензии