Так ли таинственна интуиция?

Попробуем взглянуть на неё с уважением, но без мистического трепета. Начнём с определений.

ИНТУИЦИЯ – это механизм построения подхода к решению некоторой задачи, действующий без контроля сознания.
Интуитивно решаемая задача может принадлежать произвольной предметной области (диагностика, предсказание или др.). Задача может иметь любые степени сложности и определённости.
По степени определенности интуитивно решаемая задача может быть:
- хорошо определенной {есть постановка задачи [определены вход (что дано), выход (что требуется найти) и условия, связывающие компоненты входа и выхода], требуется найти метод решения};
- плохо определенной (нет завершенной постановки задачи: определен выход, но не полностью определен вход и условия, связывающие вход и выход; в этом случае требуется завершить постановку задачи, а затем найти метод ее решения);
- неопределенной (нет постановки задачи; в этом случае ищется постановка задачи, а затем метод решения).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДСОЗНАНИЯ И СОЗНАНИЯ
Подсознание играет ключевую роль и при получении решений под контролем сознания. Сознание – лишь часть комплекса (названного ИНТЕЛЛЕКТОМ), где ведущая роль принадлежит подсознанию. В подсознании хранятся системы правил, определяющие наше поведение (в том числе и при решении задач), s-модели систем понятий, механизмы интерпретации сообщений на s-моделях и др. «стратегические» ресурсы. Подсознание и сознание можно представить в виде иерархии клиент-серверных архитектур. При этом масштабы и производительность всего, что относится к подсознанию, гораздо значительнее того, что относится к сознанию.

КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СУТИ ЗАДАЧИ
Необходимым (но не достаточным) условием получения интуитивного решения является концентрация на сути задачи: «что требуется найти», «что дано», как они связаны между собой. Особенно важно сосредоточиться на том, «что требуется найти». [1]. Чем сильнее сосредоточенность, тем больше оснований получить правильное решение. Сосредоточенность на задаче (и только на ней!) не должна сопровождаться волевым и тем более мышечным усилием (помните: при том же усилии шилом можно проткнуть не только кожу, фанеру, но и жесть; а пальцем не всякую ткань проткнешь). От концентрации зависит качество сформированного запроса и точность его адресации при отправке в подсознание (от этого, в свою очередь, зависит успех маршрутизации сообщения-запроса, его распознавания на сервере подсознания и последующей интерпретации). Серверы подсознания возвращают результаты обработки запросов, которые буферизируются в сознании. Буферы сознания имеют весьма ограниченные объемы. Важно время от времени сканировать их в ожидании искомого решения.

ПОМЕТА ВАЖНОСТИ
От силы желания получить искомое решение во многом зависит результат. Запросы на решение задач целесообразно помечать, определяя степень их важности. Из этого следует, что при необходимости решить очень важную задачу желательно отложить решение всех других.

КАЧЕСТВО МЕХАНИЗМА ИНТУИЦИИ
Соотношение числа правильных и неправильных интуитивных решений (на некотором представительном множестве попыток) характеризует качество механизма интуиции. Чем ближе к единице значение этого соотношения, тем выше оценка.
Среди разумных существ нет полностью лишенных механизма интуиции, но есть те, у кого качество механизма интуиции характеризуется значениями, близкими к нулю.
Интуитивное решение может быть получено мгновенно, для его получения может потребоваться заметное время, оно может быть результатом многократных попыток решить задачу в течение длительного времени (измеряемого днями, месяцами или годами).
Конечным продуктом интуиции является МЕТОД РЕШЕНИЯ (т.е., ответ на вопрос КАК РЕШИТЬ ЗАДАЧУ?). Для краткости, говорим РЕШЕНИЕ, понимая под этим МЕТОД РЕШЕНИЯ.
Обычно интуиция выдает не сам МЕТОД, а лишь ИДЕЮ МЕТОДА, определяющую некоторое множество методов, среди которых, возможно, находится искомый. Выбор из этого множества реализуется в различных режимах: и без участия, и с участием сознания.

ПЕРИОДЫ БЕЗДЕЛЬЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕХА ИНТУИЦИИ
Давно замечено, что многие творческие люди с хорошей интуицией нередко впадают в осуждаемые ими же периоды безделья или переключаются на какие-нибудь занятия, далекие от основного дела. Не все из них отдают себе отчёт в том, что делают это по запросу подсознания, нуждающегося в технической паузе или просто – в уменьшении потока запросов (когда число запросов с пометами «важно» или даже «очень важно» слишком велико).

Так что, уважаемые трудоголики, подумайте: может быть, иногда стоит оторваться от дела и прогуляться.

_______________________________________________________

А теперь философы. Как они истолковывают это понятие?

1. Бертран Рассел: "Интуиция  фактически является аспектом и продолжением инстинкта.  Как все инстинкты, она превосходно действует в обычных обстоятельствах, сформировавших привычки животного, но совершенно бесполезна, как только обстоятельства меняются и требуется какой-то непривычный образ действия." (Б. Рассел. Философский словарь разума, материи, морали.)

2. Вот ещё (Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др, 2003 г.):
"Интуиция (от лат. intuitus взгляд, вид) – рассматривание, видение,  созерцание,  а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, понимание,  приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путём размышления (рефлексии), непосредственное  переживание действительности; "откровение,  развивающееся изнутри человека"  (Гёте). Интуитивное знание:  понимание сути предмета,  полученное благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещи. Кант различает дискурсивную (логическую) ясность,  полученную с помощью образования понятий, и интуитивную (эстетическую, т.е. чувственную) ясность, приобретенную с помощью видения.  Нем. идеалисты, особенно Шеллинг, определяли ту разновидность познания, которая позже была названа интуицией, как интеллектуальное созерцание.  У Бергсона интуиция – "одновременно и общее,  и внутреннее  видение результатов анализа,  но не доаналитическое положение вещей.  Философия  не должна... ни конструировать реальность. .. ни довольствоваться фактическим состоянием естественного мировоззрения и... науки... она должна реконструировать вселенную с помощью интуиции тем, что она в возрастающей степени приобретает с нею непосредственный жизненный контакт, а равно и благодаря тому, что она разрушает те формы и схемы, которые придают вселенной характер  чисто человеческой среды" (H. Bergson. Denken und schцpferisches Werden, 1948).

1. У Б. Рассела определения нет.
2. Во втором случае видна попытка определить, но нет результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957.


Рецензии