Ваш ребенок идет в школу

Когда слышишь разговор бабушки и мамы школьника о подготовке последнего к школе, то практически всегда можно предугадать его содержание: школьные письменные принадлежности, учебники и тетради, одежда и обувь и т.д. и т.п. Почти  не услышишь об интеллектуальной или психологической  подготовке ребенка к школе, причем в рамках  целенаправленной  комплексной программы, не абстрактной или универсальной, а  индивидуальной, учитывающей особенности характера, ума и  физического состояния организма конкретного школьника.

Все - родители, дети и учителя прекрасно понимают, что обучение в школе принципиально отличается от детского сада. Первый месяц-два учебного года уходит  у  школьника  на адаптацию к новому, гораздо более напряженному ритму  жизни, более высокой умственной и психологической нагрузке, резкому уменьшению обьема свободного времени, появлению большего числа обязанностей, более определенной регламентации  режима дня и более тщательному контролю со стороны родных. Даже 17-летним студентам далеко не всегда легко и просто дается этот период адаптации. Что же говорить о ребенке 6-7 лет?

И чем лучше будет школьник подготовлен у новому учебному году, тем легче для него (отчасти и для родителей)  пройдет первая четверть, тем более успешным будет "врабатывание" в учебный процесс.

На что же в первую очередь обратить внимание?  На состояние организма в целом, и особенно на нервную систему  ребенка. Не забывайте о том, что  абсолютно  здоровая  нервная система имеется только у 20-25% 6-летних детей...

Многие родители могут спросить: "А что остальные, значит, ненормальные?" Нет, речь идет не о больных  шизофренией  или эпилепсией, олигофренией или психопатией (хотя по совести говоря, они тоже нуждаются в особой подготовке к  школе). Хотелось бы в первую очередь дать совет родителям тех детей, которые пока еще в основном здоровы, но имеют те или иные небольшие невротические нарушения.

Прежде чем принимать какие-либо решения  и  планировать самые  замечательные  и  полезные  мероприятия  относительно своего ребенка, постарайтесь получить о нем максимум  информации и хоть как-то систематизировать ее.  Например,  внимательно отнеситесь к тому, как он переносит длительную  поездки в транспорте, жару и духоту, как часто бывают у него головные боли и головокружение (общая неполноценность головного мозга, но необходимо уточнить - т.е. исключить еще и  более специфическую патологию, например, внутричерепную гипертензию, ассиметрию, очаги патологического и  эпилептического характера и т.д.);  насколько  сильно  и  часто  проявляются вспыльчивость и раздражительность, резкие колебания настроения (от хорошего к плохому и наоборот), снохождение и вскрикивание по ночам, затрудненное засыпание и раннее  пробуждение, поверхностный сон с частыми пробуждениями, боль в  сердце и сердцебиение, неприятные сновидения, пониженный  аппетит и сниженное настроение, подавленность и  заторможенность умственная, эмоциональная и  двигательная  (невротические  и психопатические явления). В ряде случаев, в  зависимости  от вида патологии, рекомендуются определенные диетические ограничения в приеме пищи и жидкости, в режиме труда и отдыха, в видах развлечений и спортивных игр, в стиле  взаимоотношений с ребенком, в просмотре телепередач и занятиях компьютерными играми и т.д.

Стоит детально выяснить причины  частых  уединений,  если таковые имеют место. Хорошо бы оценить степень общей подвижности вашего ребенка, а также утомляемость физическую и психологическую; уточнить какие виды ситуаций в наибольшей степени раздражают или утомляют, вызывают дискомфорт или  выбивают из привычной колеи (косвенные признаки наличия тех  или иных психических заболеваний). У многих детей  часто  бывают различные страхи - темноты, замкнутого пространства  и  т.д. Желательно подробно представлять взаимоотношения вашего  ребенка с его товарищами - сколько у него друзей, кто они, какие общие интересы их объединяют; насколько ваш сын или дочь стремятся быть лидером или занимают пассивную роль ведомого. Небезынтересно представлять и то, насколько ваше детище  искренне и откровенно в общении с различными людьми  и  в  том числе с родными (психологические особенности личности с возможной ее деформацией).

Проанализируйте своего ребенка, понаблюдайте за ним, за тем, насколько часто в нем проявляются хвастливость и эгоистичность, насмешливость и жестокость,  упрямство  и  драчливость, капризность и рассеянность, мнительность и  лживость, плаксивость и обидчивость. Полученные  данные  позволят  вам понять насколько правильно вы воспитываете своего ребенка и, возможно, приведут вас  к  выводу,  что  необходимы  принципиальные изменения вашей  педагогической  методики  и  ваших взаимоотношений с остальными членами семьи, как и  их  между собой.

Если вы увидели, что у вашего ребенка достаточно много имеется вышеперечисленных отрицательных качеств, то  возможно, что визит к  психотерапевту поможет выяснить  реальную  причину некоторых особенностей поведения школьника. Кроме этого, абсолютно безобидные исследования головного  мозга  - электроэнцефалограмма, М-эхо-энцефалограмма и осмотр глазного дна (у окулиста) позволят получить весьма ценную информацию об физиологических особенностях функционирования  головного мозга вашего  ребенка.  Много  самых  различных  неправильностей поведения на самом деле возникают  как  следствие нарушений деятельности основных  центров  мозга. Только  специальная медикаментозная  терапия  может ликвидировать или уменьшить выявленные нарушения.

При оценке мышления школьника желательно обратить  внимание на его логичность и  глубину,  скорость  и  неординарность. Попросите (или заинтересуйте для начала) сына\дочь рассказать свои впечатления о фильме, книге или любом  событии в его жизни, о чем осталось у  него  яркое  впечатление. Таким образом вы будете развивать  навык  выступлений  перед аудиторией, повышая тем самым его чувство уверенности в  себе, снижая тревожность и напряженность.

Хорошо развивают абстрактное и  ассоциативное  мышление загадки и поговорки, пословицы и "крылатые" выражения. Пытаясь что-то разгадать или объяснить,  ребенок  выявит свой реальный уровень интеллекта и отдельные свойства своего ума. Некоторые, наиболее сложные выражения, можно  обьяснить  ребенку папе или маме, а спустя некоторое время спросить его о понимании их. Родителям, желающим развить у школьника оригинальное и неординарное мышление,  можно  посоветовать  порешать задачки из специальных сборников упражнений на  сообразительность.

Хотелось бы предостеречь родителей от любых  крайностей  в их отношении к ребенку. Не стоит без необходимости  с  ним сюсюкаться, но и чрезмерное психологическое давление  -  тоже не самый удачный вариант поведения. Старайтесь, чтобы подготовка шла без перенапряжения и дискомфорта, используйте побольше игровых элементов.               
               
В течение всего лета (и не только лета) неплохо бы  периодически учить наизусть стихи, особенно те, которые понравились самому школьнику, например, о природе, о дружбе, бас¬ни и т.д. Можно сделать своеобразный контроль  за  надежностью запоминания новой информации  -  спросить  стихотворение спустя 3 дня, 7, 14, 30 и т.д. Опять же ребенку будет приятно думать, что знание большого числа стихов (и не только их) - это еще один повод уважать самого себя,  чувствовать  себя еще немного более эрудированным, культурным, похожим на "ум¬ных и важных взрослых".

Если вам трудно разобраться в своем ребенке, найти  порой к нему  правильный  подход,  понять  истинную  подоплеку проблемной ситуации, то вы можете посоветоваться с  психологом, психотерапевтом или психоаналитиком. Или сами  поискать нужное вам знание в литературе: Торре А.Д.  "Ошибки  родителей", Соловейчик С. "Учение с увлечением",  Сухомлинский  "О воспитании", Данаилов Г. "Не  убить  Моцарта",  Добрович  А. "Воспитателю о психологии и психогигиене общения", "Одаренные дети", Леви В. "Нестандартный ребенок".

Анализируя число обращений к врачам родителей с  детьми дошкольного возраста по поводу их неправильного поведения за последние 15 лет, приходится приходить к довольно-таки грустным выводам. В 2004 году таких  визитов  было  в  3  раза больше, чем в 1995 году, в 2009 - в 2,3 раза больше,  чем  в  2004. Если к этому добавить данные акушеров о  том,  что  за последние 10 лет процент нормальных родов уменьшился с 50 до 15% т.е. у 85% детей либо в процессе внутриутробного  развития либо в процессе их появления на свет  возникает  та  или иная степень неполноценности головного мозга, вызывая в последующем самые различные нарушения психического и  интеллектуального развития ребенка.

Бабушки и дедушки в порыве своей безграничной любви целыми днями потчуют детей разными  сладостями.  Несовершенный детский организм не успевает все переварить и ребенок ложится спать с переполненным желудком, что вызывает поверхностный и беспокойный сон, из-за которого малыш не успевает отдохнуть и восстановить свои силы. Особое  отношение  должно быть к кондитерским изделиям содержащим  шоколад или кофе. Одной-двух шоколадных конфет, съеденных вечером, бывает достаточно, чтобы ребенок не смог уснуть от перевозбуждения.  А если их несколько было съедено, то  это  создает  чрезмерную нагрузку для его неокрепшей нервной системы, резко  усиливая все явные или скрытые отрицательные элементы поведения (капризность, упрямство и т.д.). Физически ослабленные дети должны спать больше. Перед сном рекомендуются только  спокойные игры и проветривание комнаты. При прогулках на свежем воздухе и дома лучше всего чередовать различные виды  деятельности, чтобы ребенок не утомлялся и не скучал. А  дома  в  ходе импровизированных занятий через 15-20 минут  делать  перерыв для отдыха. Содержание занятий следует менять день ото дня, чтобы поддерживать внимание ребенка и его интерес.  Если  вы видите, что интерес к "уроку" пропал, лучше заняться подвижными играми.

Одним из способов привития навыков заботы  о  ком-либо, чувства ответственности, доброты служит  ухаживание  за  каким-либо домашним животным (котенок, хомячок, попугайчик и т.д.). Ребенку очень приятно, полезно  и  необходимо  знать, что есть кто-то, кто еще слабее и беззащитнее, чем он сам, и кому он может покровительствовать, защищать его и т.д.               
               
     Заведомо ясно, что очень энергичные и активные  дети  в детском саду будут вынуждены снизить интенсивность своей ак¬тивности в школе, а очень спокойные, несколько  замкнутые  и неуверенные в себе, наоборот, повысить уровень своей  жизнедеятельности, чтобы в большей степени "вписаться" в обстановку. Предварительно и постепенно детей каждого из этих типов желательно настраивать на новый лад, исподволь вырабатывая привычку быть и дисциплинированным и общительным.

Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что родители школьника (вольно или невольно) рисуют себе  картину будущего своего ребенка, а если он почему-то ей не  соответствует, решают, что сын или  дочь "валяют  дурака", что стоит только поднажать и все встанет на  свои  места.  Такой родитель как бы говорит: "Ты мне не нравишься. Если не изменишься, не буду тебя любить".

Именно это чувствует ребенок! У него  неизбежно  возникает мысль, что сам по себе он не представляет никакой  ценности. Вот если бы мог делать то-то и то-то - другое дело, а так - полнейшая никчемность, и только. Это ощущение  заставляет мучительно искать выход, как-то компенсировать  утерянную веру в себя. Тут-то и формируются искаженные формы поведения ("малыш", "крутой", "образцовый", "принц", "золушка" и т.д.), которые очень трудно преодолеть в дальнейшем.

Не создавайте,  дорогие  родители,  имидж  "образцового ученика", даже если ваш ребенок действительно очень  способный. Иначе он будет полностью зависеть от похвалы и  поддержки. Одобрение и восхищение окружающих может стать для  него самоцелью, а любой мелкий промах  будет  восприниматься  как позор. Ребенок начнет бояться ошибок,  будет  делать  только то, что обеспечивает положительный результат, избегать ново¬го, станет завистливым и ревнивым. Дома будет перечислять не только свои пятерки, но и двойки одноклассников.

При чрезмерной опеке у ребенка формируется имидж "малыша". Во всем, что  он  будет  делать,  будет  присутствовать своеобразный вызов: "Ведь я еще такой маленький  -  мне  все можно!" Такой "малыш" вовсе не хочет взрослеть. В основе его капризов лежит страх потерять любовь близких.  Ведь  он  уже убедился: чем  старше  становишься,  тем  труднее  заслужить одобрение, которое раньше с радостью давалось просто так, за то, что он есть. Ребенок  хочет  заставить  окружающих  считаться с ним, как с маленьким, и поэтому капризничает, говорит жеманным, тонким голосом, картавит, требует особого внимания. Есть риск возникновения инфантильности и истероидности, эмоциональной неуравновешенности как черты характера.

     При чрезмерной строгости ребенок может стать  "крутым", когда он в присутствии взрослых отличается весьма  примерным поведением, а без них - весьма  раскованным.  Может  вырасти неформальный лидер негативного плана.

"Принц" ставит в прямую зависимость величину своих достижений (и просто каких-либо поступков и действий, способных вызвать одобрение взрослых) и размер  вознаграждения. Может получиться эгоист, черствый и равнодушный человек.
        "Золушка" отличается комплексом неполноценности,  неуверенности в себе и своих силах из-за  периодического  несоответствия собственных достижений ожиданиям  родителей.  Выход из ситуации может быть найден ею в виде  несуществующей  болезни, заставляющей родителей делать ребенку льготы и скидки или же в различного рода агрессивных действиях по отношению к более слабым.

Для укрепления нервной системы и улучшения состояния головного мозга в ряде случаев целесообразно провести до начала занятий курс успокаивающего и общеукрепляющего, тонизирующего и стабилизирующий сосудистый тонус лечения. Его продолжительность и интенсивность, сочетанность и комбинированность лучше всего может определить врач (психотерапевт, психоневролог, иногда и невропатолог).

Чем серьезнее вы, мамы и папы, отнесетесь к  подготовке вашего ребенка к школе в этом году и во все последующие, вплоть до окончания школы, тем больше шансов  будет  у  него сохранить свою психику в этом стремительном и бурном водовороте современной напряженной жизни.


Рецензии