Очередной марлезонский балет в киевской постановке

Одессу фестивалями не удивишь. Наш гостеприимный, общительный и веселый город, жителей которого трудно поразить звонкими именами знаменитостей и тусовкой элитной богемы, отлично разбирается что к чему. Именно поэтому прекрасно прижился в Южной Пальмире отнюдь не развлекательный, а сложный, заставляющий думать и анализировать знаменитый уже на весь мир фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки». Из года в год прославляет Одессу наш захватывающий и необыкновенный «Джаз-карнавал». Из новых одесских фестивалей закономерно попали в число лидеров зрительских симпатий театральный «Встречи в Одессе» и еще один потрясающий музыкальный Фестиваль клейзмерской музыки.

А уж о международном кинофестивале «Золотой Дюк» и говорить не приходится. Вот уже более двух десятков лет прошло с тех пор, как он неожиданно дерзко и безбрежно разгулялся в Одессе, взорвав «железный занавес» и возвестив вдруг ставшей близкой Европе, что мы есть, что мы талантливы, неповторимы и открыты для всего яркого, необычного, неординарного… Двадцать лет прошло, а мы помним и ностальгируем, и мечтаем о возрождении любимого «Дюка».

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ "МАРЛЕЗОНСКОГО БАЛЕТА"
И не то чтобы в Одессе ничего киношного за эти долгие годы не происходило. Наоборот, появились два новых международных кинофестиваля, которые, по замыслу их создателей, должны были бы явить Одессе и фестивальной публике некую новую грань развития и достижений отечественного и мирового кинематографа. О чем это я? Вы не помните никаких фестивалей? Я бы тоже не вспомнила, если бы не была связана с кино своей основной профессией и целенаправленно не отслеживала в городе все, что хоть как-то соотносится с киноискусством.

Речь о двух кинофестивалях, придуманных и родившихся в Киеве и приплывающих к нам в Одессу на теплоходах, — международном фестивале анимационных фильмов «Крок» и столь же международном по своему статусу фестивале всяческих фильмов «Золотой бриг».

Впечатления от этих, с позволения сказать, фестивалей одно — унижение. Заявляю это как одесситка, киношница и член команды по подготовке нашего легендарного «Золотого Дюка».

Когда в Одессу заваливает разухабистая компания хорошо подгулявших морских путешественников и в срочном порядке скопом демонстрирует привезенные на теплоходе фильмы, сразу вручая друг другу заранее распределенные призы, публике, как считают они, следует испытывать восторг и пиетет. Но извините, у нас не глубокая провинция, и знаменитости «живьем» давно никого в Одессе не потрясают. В нашем городе есть определенные фестивальные традиции и уровень зрительской культуры, слава Богу, еще не искоренен окончательно, и уважения одесситы к себе никогда не теряют.

Поэтому и «Крок», и «Золотой бриг» никакими фестивалями в Одессе не считаются. Так, киевский «десант», на который в нашем городе смотрят с иронией, понимая, что хорошо попившие и погулявшие на круизном судне участники фестивального действа заплывают в Одессу для галочки, преследуя, на самом деле, совсем другие цели, чем создание праздника и события для одесситов и многочисленных туристов. 

Вот почему Одесское отделение Национального союза кинематографистов Украины наконец выступило с инициативой возрождения исконно одесского кинофестиваля с международным статусом, берущего начало от незабвенного «Золотого Дюка». Было это еще осенью 2008 года, и предложение одесских киношников сразу получило поддержку руководства Национального союза кинематографистов, Министерства культуры и туризма Украины, Одесского город-ского совета и ряда меценатов, согласившихся инвестировать различные программы фестиваля.

Обратите внимание на слово «программы». Имея колоссальный опыт проведения «Золотого Дюка» в Одессе, наша фестивальная команда делала упор на содержательность будущего кинопраздника. Ведь полноценный кинофестиваль — это не просто прокрутка фильмов для зрителей, сопровождаемая тусовкой вокруг «звезд». Это и клубы по интересам, и дискуссии после просмотров, и фестивальная газета, и зрительское жюри, и кинорынок, и… 

Достаточно вспомнить, что в дни проведения первого «Золотого Дюка» в Одессе работало более десяти дискуссионных киноклубов, наиболее интересный из которых прижился во Дворце культуры политеха. И почетный гость фестиваля Марчелло Мастроянни испытывал такой восторг от общения с одесскими студентами, что при любой возможности стремился оказаться именно там. Устроители фестиваля знали: если синьора Марчелло нет на очередном официальном мероприятии, гонцов надо посылать именно в политех.

Мы готовили новый одесский кинофестиваль, учитывая опыт «Золотого Дюка», но отнюдь не претендуя на его былую славу. Был придуман новый брэнд фестиваля «Одесская киногавань», творчески продолжающий «дюковскую» концепцию: «все жанры хороши, кроме скучного».

Кинофестиваль «Одесская киногавань» заявлял, что в гости в Одессу прибудут «все флаги», все жанры и самые разные кинодеятели. Была достигнута договоренность с создателем «Золотого Дюка» кинорежиссером Станиславом Говорухиным, кстати, не прервавшим своего членства в Одесском отделении НСКУ, о его президент-ском статусе в будущем фестивале, мэтр мировой кинематографии Ежи Гоффман дал согласие возглавить его жюри. Напомню, что именно в дни пребывания пана Гоффмана в Одессе СМИ получили официальную информацию о готовящейся «Одесской киногавани». Тогда же на пресс-конференции был представлен и разработанный логотип будущего фестиваля вместе с его афишей.

Одним словом, работа велась немалая и увенчалась довольно солидными наработками, включая смету будущего фестиваля, список гостей и кинофильмов, мероприятий и сюрпризов, позволяющих говорить о нашей готовности провести «Одесскую киногавань» на самом высоком уровне.

Одним из немаловажных направлений фестиваля «Одесская киногавань», по замыслу организаторов, являлась поддержка Одесской киностудии и привлечение внимания деятелей культуры мира к ее нынешнему бедственному положению, ради чего в программе были запланированы специальные культурологические и социальные акции.

Подготовка велась целый год. Потому что благодаря опыту «Золотого Дюка» мы хорошо знаем, что фестивали подобного уровня и масштаба не готовятся наскоком. Создать подобный кинофестиваль — все равно что снять фильм, где все должно быть выверено до мелочей и где обязана работать команда профессионалов, а не случайных людей.

К сожалению, открытие «Одесской киногавани», как планировалось изначально, в октябре 2009 года не состоялось. Увы, мировой финансовый кризис подкосил и бюджет, и смету кинофестиваля, и возможности его меценатов и спонсоров, а также Министерства культуры и туризма Украины, обнищавшего в ставшем привычном безденежье.  С согласия всех официальных организаторов кинофестиваля, праздник был отложен на один год.
И это, уважаемые читатели, первая часть «марлезонского балета», как говорится в одном из популярных фильмов Одесской киностудии.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ "МАРЛЕЗОНСКОГО БАЛЕТА"
7 мая на Одессу как снег на голову из Интернета свалилась информация следующего содержания: «В четверг, 13 мая 2010 года, в 12.00 в медиа-холле информационного агентства ИМК («ИнтерМедиаКонсалтинг) бизнес-центра «Леонардо» в Киеве состоится пресс-конференция организаторов первого ежегодного Одесского международного кинофестиваля, который пройдет в Одессе с 16-го по 24 июля.

Фестиваль претендует на место в тройке лидеров Восточной Европы после Карловых Вар и Москвы. Но в отличие от подобных фестивалей класса «А», предпочитает иной принцип отбора. Если там преимущественно представляются драмы с яркой социальной окраской, в Одессе делают ставку на юмор — львиная часть кинолент будет в жанре комедии.

Организаторы: Виктория Тигипко — президент фестиваля, Денис Иванов — директор кинофестиваля, Алик Шпилюк — программный директор фестиваля, Михаил Рева — заслуженный художник Украины, скульптор, автор статуэтки главного приза фестиваля» (цитирую с сайта: http://www.segodnya.ua/news/14135704.html).

Сказать, что это объявление вызвало у меня потрясение, значит, ничего не сказать. Позвонила председателю правления Одесского отделения НСКУ Ярославу Лупию — он впервые услышал от меня информацию об этом новом Одесском международном кинофестивале. На звонки в мэрию, городское управление культуры — реакция та же. Шок. Все в недоумении.

А меня, если честно, больше начало волновать то, что одним из организаторов в очередной раз импортируемого в Одессу из Киева кинофестиваля является господин Шпилюк, тот самый Алик или Александр Семенович Шпилюк, который благополучно числится директором уже упоминавшегося кинофестиваля «Крок», ничем, кроме явного пренебрежения к одесской публике, себя в нашем городе не зарекомендовавшего. Ей-богу, есть от чего забеспокоиться.

Не говоря уже о кандидатуре президента этого международного и масштабного, по замыслу создателей, кинофестиваля Виктории Тигипко, бизнес-леди и жены известного олигарха и политика, никакого отношения к киноискусству не имеющей. Впрочем, госпожа Тигипко любит колесить по знаменитым кинофестивалям мира, отсматривать тамошние программы и представляться в многочисленных интервью любительницей арт-хаусного кино. Не стоит удивляться: сегодня, кто платит, тот и заказывает музыку, то бишь ставит любой «марлезонский балет» на свой выбор.
 
Не менее меня волнует сегодня и повальное насаждение дилетантизма во всем, что касается киноискусства и кино как производства и популяризации совершенно определенной культурной продукции. Достаточно было неким одесским мальчикам в смутные времена бесконтрольности окончить курсы при Одесской киностудии — и вот они уже позиционируют себя на телеэкранах как «режиссеры»,  «операторы», «директоры». Ведут себя самоуверенно, профессиональных киношников презирают, в открытую говорят, что именно им пора возглавить Одесскую киностудию ради ее будущего процветания.

Ничего, кроме апломба и одной-двух короткометражек сомнительного творческого качества, я лично у них не нахожу. Но парадокс, именно они, непрофессиональные околокиношные ребята, входят в команду нового Одесского международного кинофестиваля. Видно, уровень их профессионализма организаторов вполне устраивает.

Озадаченный мной Ярослав Лупий начал свой собственный поиск, откуда все-таки у нового Одесского международного кинофестиваля ноги растут, и наконец вышел на его местного директора Дениса Иванова. Денис, представляющий в команде фестиваля именно тех «режиссеров» и «директоров», что вышли с курсов при Одесской киностудии, объявил, что никакой ошибки нет, фестиваль, о котором в Одессе и слыхом не слыхивали, в нашем городе таки да состоится, а 12 мая, за день до пресс-конференции в Киеве, в одесском кинотеатре «Родина» пройдет еще одна пресс-конференция с тем же составом участников. 

Лупию было милостиво предложено поучаствовать в этой пресс-конференции. Правда, он на нее не пришел. И правильно сделал, я считаю. Мало кому понравится быть участником шоу под названием «не ждали».

Ничего нового пресс-конференция в Одессе к информации, к тому времени широко растиражированной в сети, не добавила. В конкурсную программу полнометражных фильмов нового Одесского международного кинофестиваля должны войти шестнадцать картин, произведенных после 1 января 2009 года и ранее не выходивших в прокат в странах СНГ. Внеконкурсная программа включит более восьмидесяти картин. Списка их, правда, еще не существует. Команда организаторов во главе с Викторией Тигипко уже отбывает на Каннский кинофестиваль с целью собрать участников для своего одесского мероприятия.

В рамках Одесского международного фестиваля должны состояться также ретро-спективы фильмов Федерико Феллини и Киры Муратовой, программа лучших ретрокомедий Одесской киностудии, а также «Летняя киношкола», в которой будут проходить мастер-классы почетных гостей-киношников. Председателем жюри должен стать один из интереснейших режиссеров современности Йос Стеллинг, который вручит приз «Золотой Дюк» за лучший фильм фестиваля. Отличная программа, не правда ли? Если не учитывать, что все пока существует лишь в прожектах, а до открытия фестиваля осталось ровно два месяца.
 
Немалое удивление вызывает у меня намерение устроителей использовать в качестве награды нового Одесского международного кинофестиваля приз фестиваля «Золотой Дюк» — статуэтку Дюка де Ришелье в исполнении Михаила Ревы. Рожденный в Киеве Одесский международный кинофестиваль не имеет ровно никакого отношения ни к нашему «Золотому Дюку», ни к его символике, ни к брэнду, у которого есть совершенно определенные владельцы.

И напрасно на пресс-конференции в кинотеатре «Родина» к оркомитету нового Одесского международного кинофестиваля взывал один из кинокорифеев Одессы режиссер Геннадий Львович Тарасуль, стоявший у истоков фестиваля «Золотой Дюк» и бывший учредителем зрительского центра с таким же названием. Он хотел все того же: уважения к традициям города, его истории и легендарному «Золотому Дюку», родившемуся в недрах Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины и Одесской киностудии.
Его не просто не захотели услышать, но и пытались прервать, чтобы «не занимал лишнее время».

Зато небезызвестная телеведущая и депутат горсовета Светлана Фабрикант, принимающая самое деятельное участие в новом одесском фестивальном проекте, заявила во всеуслышанье, что-де беспокоиться не стоит. Никто не забыт и ничто не забыто, даже Одесская киностудия. В ближайшие дни она и Сергей Леонидович Тигипко оправляются к одному из держателей акций Одесской киностудии с целью окончательного решения ее судьбы.

Вот только каким  оно будет? Никто из одесских кинематографистов, включая председателя правления Одесского отделения НСКУ Ярослава Лупия, абсолютно ничего об этом не знает.

Чем же новые «спасители» Одесской киностудии отличаются от ее «прихватизаторов», которые явились к нам в 2006 году из Киева с уже оформленным решением, что наше творческое предприятие приватизировано, а мы здесь никто: «Пожалуйте на кислород, отныне не уважаемые господа б/у киношники»? Похоже, что все так же «не уважаемыми» мы остаемся и у образовавшихся после выборов Президента Украины хозяев жизни.

И не идет у меня из ума мысль, как мы теперь все вместе оправдаемся перед теми же Станиславом Говорухиным, Ежи Гоффманом и многими-многими другими кинематографистами, получившими приглашение не только стать участниками кинофестиваля «Одесская киногавань», но и принять участие в его подготовке? По информации из Министерства культуры и туризма Украины, на новый Одесский международный кинофестиваль из государственного бюджета уже выделено полтора миллиона гривень. К сожалению, для «Одесской киногавани» в нем до последнего момента категорически не находилось ни одной копейки.

А что поделаешь? В оргкомитете выброшенного в Киеве на помойку  международного кинофестиваля «Одесская киногавань» ни одной жены вице-премьера и ни одной супруги мультимиллионера не наблюдается. Вы же помните: кто платит, именно тот и заказывает…


Рецензии