Разговор с детьми о смерти

Тема смерти волнует всех без исключения. Как только ребёнок начинает осознавать себя, своё «я», рано или поздно он приходит к выводу о смертности человека вообще, и о том, что сам он когда-нибудь умрёт, в частности. Для меня это открытие в детстве было трагедией! Я часто сжималась в комочек в углу дивана и безутешно плакала молчаливыми, взрослыми слезами от ужаса того, что рано или поздно меня не станет. С годами острота этих переживаний сглаживалась, но ощущение страха и одиночества перед смертью оставалась. Всё это всколыхнулось во мне, когда на уроке окружающего мира Егор спросил:
- Елена Григорьевна! А что будет с нами после смерти? – на меня смотрели двадцать пар насторожившихся глаз, в которых можно было прочесть и любопытство, и страх, и недоверие, и острое желание проникнуть в тайну.
Я не сочла нужным уклониться от ответа. Но ответила я не как учительница, а как православная христианка. И настороженность пропала – врать не будут! Дети засыпали меня вопросами, на которые я старалась отвечать предельно честно и соответственно возрасту своих второклашек. Со мной в детстве на эту тему так никто и не поговорил, да и что можно было сказать, чем утешить, если семья была неверующая?
    Запомнились такие вопросы детей во время беседы:
- Почему человек не живёт вечно? Почему умирает? – пришлось коснуться истории наших прародителей Адама и Евы (их имена дети сами назвали).
- Почему мы не видим ангелов?
- А в раю дома будут? Можно будет получить всё, что хочешь? Мороженое, например?
- А если человек очень знаменитый, он может попасть в ад?
- Когда мы были на кладбище, я видел детскую могилку. Такую кривую, неухоженную! Неужели родители не могли получше её устроить?
- Почему умирают не только старые, но и дети?
А вот некоторые рассуждения  юных философов:
- Если я буду идти по улице и разговаривать со своим ангелом, меня сочтут за сумасшедшую, ведь его никто не видит!
 - Если бы люди были бессмертными, мы бы не поместились на Земле! Это же сколько тысяч миллиардов нас было бы!
Звонок с урока прервал нашу беседу и мои милые второчки с воодушевлением принялись готовиться к уроку рисования.


Рецензии
Как хорошо,что Вы им рассказали.Эти детки точно уже не будут бояться смерти,зная,что ее нет.

Мария Каменяка   15.03.2015 09:57     Заявить о нарушении