Когда мечты сбываются

       В советское время каждый выпускник школы, имевший хороший аттестат, старался поступить в высшее учебное заведение - вузовский диплом был неотъемлемым атрибутом и обязательным пунктом в характеристике успешного и состоявшегося человека. Но наша героиня безоговорочно решила, что «пойдет»… в парикмахеры.
       
       «Потемкинская лестница» на маминой голове
        Профессия парикмахера хоть и была денежной, но назвать ее модной или престижной никто – мягко говоря - не решился бы. Вот родители и попытались отговорить дочь, но поняв безуспешность этого мероприятия, смирились, припомнив, что у их Надюши с раннего детства было стремление с помощью ножниц усовершенствовать чужую внешность. Первый раз она взяла в руки инструмент еще до школы (правда, тогда это были огромные портняжные ножницы), чтобы постричь… ресницы своей подружке. Они обе получили по первое число, после чего - до поры до времени - будущий мастер-мадельер парикмахерского искусства практиковалась в основном на куклах.
     На курс парикмахеров в профессионально-техническое училище ее принимать отказывались. Приводили разные аргументы, ссылаясь и на отсутствие мест. Абитуриентке предлагали другие варианты, например, стать фотографом, тем более что именно фотографию юная Перина назвала в своей анкете любимым увлечением. Но не тут- то было! Надя стояла на своем: настаивала, уговаривала, плакала. В конце концов, ее приняли.
     На теоретических занятиях будущему мастеру мирового класса все было ясно и понятно. Не хватало лишь самой малости – практики.
На первом практическом занятии их курсу показали технику стрижки «Олимпия».
      Вернувшись домой, Надя сгорала от нетерпения – ей хотелось немедленно повторить стрижку. О том, что что-то может не получиться, она даже не думала! А вот мама, услышав предложение постричься, попыталась остудить пыл дочери:
      - Может быть, ты еще чуть-чуть поучишься?
      - Мне уже нечему учиться! – с абсолютной уверенностью, что так оно и есть, парировал «супер-мастер». Тогда она не могла и предположить, что спустя тридцать лет работы и непрерывной учебы, ей будет казаться, что она так и не постигла всех тайн парикмахерского искусства.
    Мама, уступила напору дочери и Надя с энтузиазмом взялась за дело. Правда, закончив колдовать над маминой головой, засомневалась, что все действительно удалось, как хотелось бы. Последние иллюзии развеял отец. Критически взглянув на супругу, он выдал свое заключение:
      - Что же мне это напоминает?.. Потемкинскую лестницу!..
       Школа выживания
       Устроиться на работу после ПТУ оказалось делом не легким. Нужно было какое-то время стоять рядом с креслом мастера, набираться практики, «подглядывая» за тем, как он работает. Но и на этом этапе о постоянном месте в парикмахерской, пока еще можно было только мечтать.
     - Посылали туда, где требовалась замена. Приходилось ездить по парикмахерским всего города, - рассказывает Надежда Борисовна. – Помню, выходила из дома с двумя сумками с меня ростом, в них было все - ножницы, расчески, бигуди, краски, фиксаторы…
     Опытные коллеги новичков особо не жаловали; работой если и делились, то самой низкооплачиваемой и никого не интересовало, как «подменяющий» будет сдавать план. Это была своеобразная школа выживания, которую в свое время прошел каждый из мастеров: выстоишь – будешь работать, сломаешься – уйдешь.
      
       Представлялась домохозяйкой
       Наша героиня выстояла. Она получила работу в новой, двухэтажной парикмахерской на проспекте Глушко, рядом с базаром и стала постепенно обрастать клиентурой. Внешне казалось, что у нее благополучно. Единственно, представляясь новым знакомым, она скрывала свою профессию.
      - Говорила, что я - домохозяйка, - признается Надежда Борисовна. - Это занятие тогда тоже считалось не особо престижным, но куда более приличным, чем профессия парикмахера.
     Такое положение дел, когда ты являешься заложником стереотипов общественного мнения и вынужден стыдиться любимого дела, угнетало Перину. Она испытывала душевный дискомфорт, но не знала, что предпринять,
     - Как раз в этот период я прочла книгу о девушке-парикмахере. Книга поразила меня: героиня прошла точно такой же путь, как и я. Но, став мастером-парикмахером, она не остановилась: со временем открыла свой салон, а позже создала целую парикмахерскую империю.
      И тогда Надежда Перина подумала, что тоже сможет достигнуть большего. Мысль, о том, что без начального капитала, без влиятельных связей – на одном энтузиазме и желании, можно достигнуть успеха укрепляли книги, неожиданным образом ставшие появляться ей на глаза. Теперь она знала главный секрет: чтобы изменить свою жизнь, чтобы изменить окружающий мир, нужно, прежде всего, изменить себя!
:    Но в реальности все оказалось не так просто: Перина строила планы, а жизнь закручивала «гайки», камня на камне не оставляя от ее воздушных замков.
    - Это было время кризиса конца девяностых годов. Клиентов вообще не было, можно было целую неделю просидеть, в ожидании одного человека. А план, между тем, никто не отменял, поэтому приходилось сдавать в кассу «домашние» деньги, - вспоминает Надежда Борисовна.
     Дело закончилось тем, что семья настояла на том, чтобы она ушла из парикмахерской. Ей даже «хлебное» место кладовщика подыскали. Но она все откладывала и откладывала с увольнением.
      - Стоило мне представить себя в роли кладовщика, тут же начинала плакать, - вспоминает Надежда Борисовна. – Но дальше тянуть было некуда, и я уже готова была смириться с судьбой, но тут узнала, что в Киеве будет проходить Всеукраинский конкурс парикмахерского искусства.
     Она загорелась съездить на конкурс, посмотреть, чем мастерство его участников отличается от ее мастерства, пообещав родным, что вернется - и сразу уволится.
    
     Революция местного масштаба
     С коллегами из Одессы они решили посмотреть на подготовку к конкурсу и – о, ужас! - увидели работы хуже тех, что делали на своих рабочих местах. Но на сам конкурс, все же - из любопытства - остались: интересно было посмотреть, чему за несколько дней может научить конкурсанток приехавшая из Москвы тренер Ирина Баранова.
     - В это было невозможно поверить,– признается Перина. - Конкурсанты показали совершенно невероятные высочайшего качества и мастерства прически!
     И после этого она «заболела» мыслью: если один тренер в течение нескольких дней способен научить такому, то какие же чудеса можно творить после недели, месяца тренингов и семинаров?
     Разумеется, ни о каком увольнении больше не могло быть и речи!
     Как ей удалось убедить домашних в необходимости поехать на тренинг в Киев – сейчас особого значения уже не имеет. Но тогда для многих, особенно для коллег, большинство из поступков Периной казались блажью. Взрослую замужнюю женщину, имеющую двоих детей, словно подменили - она только и говорила о каких-то новых техниках стрижки, притом, что на старые, никто из парикмахеров города не жаловался.
      Вернувшись из Киева, Надежда перешла от слов к действию: рассказав, как работают мастера в столице, организовала пошив пеньюаров для всего коллектива, заменив ими застиранные дырявые тряпки, которыми укрывали во время работы клиентов. На прочие «провокации» Периной коллеги не поддались, и она, махнув на них рукой, взялась облагораживать лишь свое рабочее место, купила дорогую импортную косметику по уходу за волосами, краски, гели. В парикмахерской над ней посмеивались и продолжали, делая вечерние прически, пользоваться пивом вместо фиксатора.
      Перина воодушевленно рассказывала и клиентам о том, что парикмахерское дело может быть искусством, рассказывала о новых технологиях и пыталась применять их на практике. Клиенты, пока сидели в кресле, проникались услышанным, но стоило им выйти за порог парикмахерской, и услышать, брошенную в спину насмешливую фразу кого-нибудь из Надиных коллег: «Ну и вид у вас после покраски, как у пегой кошки!», со слезами на глазах возвращались и просили переделать работу – сделать, как у всех. Пройдет несколько лет, и Перина  услышит: «Если вы покрасите меня в зеленый цвет, и кому-то это не понравится, значит, он ничего не понимает!».
     Но это будет лишь через несколько лет. А пока ей было совсем не просто: когда нет единомышленников, очень сложно устоять, очень сложно не отступить! Может быть, тогда у Периной впервые и появилась мысль о необходимости иметь собственных учеников. Но для того, чтобы учить, нужно было самой получить недостающие знания. За этими знаниями она отправилась в Московскую Академию парикмахерского искусства.
      Обучающий курс был рассчитан на неделю. Проходил он таким образом: в центре помещения находился тренер с моделью, а стулья для восьмидесяти слушателей семинара были расставлены кругами, удаляющимися от центра. Чтобы не упустить ни одной мелочи, чтобы оказаться в энергетическом поле тренера, нужно было занять место в первых рядах. Для этого Периной приходилось в пять-шесть утра и стаяла под дверью Академии, в ожидании семинара, который начинался только в десять часов.
      
        Нестыковочка
     - Но, вернувшись в Одессу, неожиданно для себя поняла, что по- новому работать еще не умею, а по-старому уже не могу! – продолжает рассказ Надежда Борисовна.
     Вместо пятнадцати минут, обычно уходивших у нее на стандартную стрижку, она тратила около часа. Перина была в абсолютном смятении, а парикмахерская ликовала:
     - Говорили же тебе, не надо никуда ездить! 
      - И тогда у меня закралась ядовитая мысль: может быть, все бросить!? Но тут возмутилась семья: «Если не ты, то кто же!? Ты знаешь, как работать по-новому, покажи всем!», - вспоминает Надежда Борисовна.
      Клиентов с каждым днем у нее становилось все больше и больше. Но каждый день росло и убеждение Периной – нужно ехать в Лондонскую Академию парикмахерского искусства, из первых рук получить знания, которыми владеют преподаватели Московской Академии.
      
      Выше гор могут быть только горы…
      Офицер посольства с нескрываемым недоверием выслушал Перину, покрутил в руках ее паспорт: перед ним стояла тридцативосьмилетняя женщина с двадцатилетним стажем работы и пыталась убедить его, что хочет поехать в Лондон  учиться.
     - А почему вы раньше этого не сделали? – поинтересовался он.
     Перина сказала что-то о железном занавесе, о том, что даже представления не имела о существовании Академии… Все это звучало не очень убедительно, тем не менее, офицер почему-то поверил, и открыл визу.
     А потом был ее первый Всеукраинский конкурс, на котором она стала обладательницей Гран-При. Там-то Перина и узнала, что тоже может участвовать в Чемпионате Мира, правда при одном условии: до этого она должна стать призером международного конкурса. И это «можешь» стало для нее путеводителем, хотя сомнения не оставляли ее. К тому же, находились доброжелатели, услужливо напоминавшие, что она – всего лишь мастер из парикмахерской с базара.
      - Разобраться с собой, справиться с сомнениями помогла книга Брайана Трейси «Достижение максимума», - вспоминает Перина.
      Начались бесконечные подготовки к первому в ее жизни международному конкурсу. Одну и ту же прическу приходилось делать сотню раз, доводя действия до автоматизма. Но конкурс – это не только каторжный труд, бессонные ночи, но и серьезные материальные затраты, которые не могли служить гарантом даже того, что ты вообще попадешь на конкурс. Например, не смотря на то, что было оплачено участие в международном конкурсе в Париже, куплены авиабилеты, внесены деньги за проживание в гостинице команда Украины, в состав которой входила и Перина, виз так и не получила…
    А потом был Чемпионат мира. Он проходил в Берлине. Команда Украины второй раз на таком уровне представляла свою страну (правда за свой счет, без малейшей моральной и материальной поддержки государства). Тогда в конкурсе участвовало двести пятьдесят человек из пятидесяти трех стран мира. Надежда Перина заняла семнадцатое место! Это был настоящий прорыв! Но радость победы к ней пришла не сразу. В момент, когда прозвучал гонг, оповещающий, что время, выделенное на работу над прическами, закончилось, у нее внутри все замерло, и наступила пугающая тишина – словно мир вокруг вымер! А в голове пульсировала лишь одна мысль: а что дальше, куда идти, куда двигаться, ведь цель всей жизни достигнута?!
      Пройдет еще несколько лет, и она вновь решит участвовать в Чемпионате мира. На этот раз он проходил в Лас-Вегасе.- команду Украины признали лучшей командой Восточной Европы!
       Тогда Надежде Борисовне предложили остаться в Америке, в элитной Нью-Йоркском салоне на Бродвее. Под нее даже собирались организовать много бюджетную рекламную компанию. Но она решила вернуться домой.
      Предлагали переехать и в Киев:
     - Будешь работать, как человек, - убеждали ее.
      - Но мне хотелось доказать, что можно быть мастером мирового класса, а жить и работать в Одессе! - говорит Надежда Перина.
    И она доказала это! Сегодня ее имя хорошо известно профессионалам не только в Одессе и в Украине, но и во всем мире. Надежда Борисовна является членом Национальной сборной Украины, входит в судейскую коллегию Украины, в состав престижной Всемирной организации профессионалов Intercoiffure Mondial (из Украины в нее входит всего десять мастеров парикмахерского искусства!). Звезду этой элитной организации по праву носит Студия причесок Надежды Периной, которая существует вот уже семь лет. Два года назад наша героиня основала свою Школу парикмахерского мастерства.
      К числу особых достижений Надежда Перина относит успехи своих учеников: трое из них также, как и она участвовали в чемпионатах Мира, тем самым доказав свою принадлежность к когорте мастеров мирового класса. Но самая большая гордость – это старший сын Алексей. Он стал продолжателем ее дела, побеждал не только на всеукраинских соревнованиях, но и на международных.
     - Как камень, брошенный в воду, мастерство, переданное ученикам, расходится кругами. Сегодня в городе есть много салонов: одни из них работают хуже, другие лучше, но в профессиональном плане они мало чем отличаются от салонов стран Европы и Америки. И в этом тоже есть доля моей заслуги, - с гордостью говорит Надежда Борисовна.


Рецензии