Александра Волкова Северная сказка

Александра Волкова Северная сказка

газета Сергиев Посад Наш ГОРОД №012 АПРЕЛЬ/2010

Я не сразу поняла, почему Ульяна настаивала, чтобы при нашей встрече обязательно была возможность посмотреть фотографии. И только войдя к ней в квартиру, ощутила - все, что мне сейчас расскажут и покажут - явно нестандартная и очень зрелищная история. На самом видном месте, в прихожей, висел, самый что ни есть, настоящий народный костюм. А потом оказалось, что в истории, как в хорошей сказке - много участников, много приключений, много открытий и огромная человеческая Доброта, без чего, как известно, сказок не бывает.

Несколько лет назад Ульяна работала волонтером в проекте «Открытое сердце». Семенковский музей под открытым небом в Вологодской области и Вологодский детский дом сделали совместную экспериментальную программу. Постарались показать детям-детдомовцам жизнь и быт русской деревни, ее обряды, костюмы, игры, певучую, настоящую русскую речь. «Это было не для галочки, - вспоминает сегодня Ульяна, - а для того, чтобы поделиться. Руководители проекта живут этим». Результат превзошел все хлопоты по его реализации. Дети не играли в «деревню», они жили в ней. И раскрылись так, как, наверное, за всю их маленькую горькую жизнь никогда еще не приходилось. Народные костюмы и простой деревенский быт сделали главное - помогли забыть ребятам с искалеченными судьбами, хоть на время, о недружелюбности внешнего мира. Ушли чувства агрессии, опасности и желание жить в ограниченном пространстве. Тогда, по словам Ульяны, она и поняла, что надо брать детей в «открытое пространство». Чтобы для них это была не игра, а жизнь.

Говорят, наши мысли материальны. Очень может быть. Вскоре, как выразилась Ульяна, «пришел» заброшенный дом, за четыреста километров от Вологды. С него все и началось.
На плечи профессионального логопеда (а Ульяна работает им до сих пор) легли заботы по восстановлению кровли, оконных рам, пола из реликтовых досок. Надо было чинить русскую печь, собирать по запчастям ткацкий станок. А еще шить шторы, привезти посуду, отмывать чугунки, накормить участников проекта, обкосить траву на участке. Помощников, прямо скажем, было не много. Мама и несколько Улиных друзей-волонтеров. Участники проекта, ради чего все, собственно, и началось - двое ребятишек младшего возраста из Вологодского детского дома. У них, по словам Ульяны, еще не потеряны живые человеческие эмоции, есть желание делиться и соучаствовать. Им можно заложить в подсознание, что есть и другая дорога в жизни – не только пьяные отцы и матери, детские приемники-распределители и жизненный принцип «прав тот, кто сильнее».

Для тех, кто взглядов Ульяны не разделяет, считая, что государственные деньги, потраченные на воспитание детей в детских дома достаточны для их счастья просто приведу несколько примеров. Ребята не умели резать хлеб (в детдомовской столовой он кусочками лежит на столах), не знали, что такое морковка и откуда у нее растет хвостик. Они не умеют просить. Даже просто велосипед у сверстника, чтобы покататься. Они практически не видят мужчин, участвующих в их воспитании. Потому, что врачи, воспитатели, учителя, сотрудники детских комнат милиции - женщины. И когда эти ребята вырастают, у них нет возможности создать полноценные семьи, им тяжело жить привычной для рядового человека жизнью. Они - жители закрытого пространства, ограниченного стенами детдома.

У проекта «Северная сказка» два направления.
Одно - этно-туристическое. Сюда приезжают дети со своими родителями посмотреть на русский Север, поучаствовать в фольклорных фестивалях, прожить какое-то время в органичной для человека среде. Места, где реализуется проект - не тронуты цивилизацией. Там нет радио и телевизора, нет вышек сотовой связи и автомобилей.
Второе направление - социальная реабилитация детей из детского дома. Интересно, что оба проекта легко трансформировались один в другой. Дети из семьи, и дети, не знающие семью - одинаково тянутся друг к другу. Кстати, современные благополучные ребята тоже получают социальную реабилитацию. Выращенные нянями (мамы, как правило, работают), на всем готовом, они, например, могут не знать, что такое сковородка (случай из практики). Да и мамы, оторвавшись от зарабатывания денег, практически заново знакомятся со своими детьми. Совместная жизнь, очень естественная в ее деревенских заботах, создает, если можно так сказать, этнографические семьи в рамках проекта, к которым тянутся и местные жители. До сих порУльяна получает письма от школьников из далекой Вологодской области. Те пишут, что в лагерь летом ни за что не поедут - будут ждать Ульяну с ребятишками.

Проекту три года. Есть и первые большие удачи. Мальчик из «первого заезда», три раза усыновляемый, и три раза возвращенный обратно в детский дом, нашел-таки свою семью! Разве ради этого не стоит поучаствовать в сказке?! В этом году Ульяна хочет показать ребятам море. Сшить еще народные костюмы, заняться с детьми ткачеством. Кстати, вы тоже это можете. Проекту нужна любая помощь - транспортная, финансовая. Можно приехать в гости и помочь «физически» - с ремонтом дома, приготовлением обедов. Будут рады подаркам и человеческому участию.

Телефон для связи: 8- 903-715-79-35 детский проект «Северная сказка»
Александра Волкова


Рецензии