Князь. ЧастьIII

               
               
                «Вот единство, которого я желаю.
                Спасибо тебе, спасибо».
                Николай I – А.Ф.Львову.

              А.Ф.Львов остался в русской памяти и как музыкант-педагог. Вместе с В.Одоевским он написал «Основы начала скрипичной игры». Им же в 1859 году был создан сборник-приложение «24 каприса». Не все тогда одинаково оценили значение этого приложения.  В.О.Стасов, например, относился к «Советам» Львова скептически, как и ко Львову – композитору. Причём, всегда и во всём, так что напрашивается мысль о предвзятости этого отношения.
              При Придворной Певческой капелле князем было организовано обучение церковных регентов. Туда приводили талантливых молодых людей из разных губерний России. Он обучал их и тем самым определял в России техническое, стилистическое и репертуарное направления церковного пения. Это позволяло после обучения осуществлять ещё и контроль за регентами в дальнейшей их деятельности. Причём жалование преподавателям и инструменты князь оплачивал из собственных денег.
              А.Ф.Львов был проводником идей Николая I. Ему, человеку искренне и глубоко верующему было дано обновить церковно-певческий репертуар. Самым главным в этом стал  выход в 1848 году «Обихода простого церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого». По всей России  в этом устанавливалось единообразие, как почти во всём в эпоху царствования Николая I. «Вот единство, которого я желаю. Спасибо тебе, спасибо», – писал князю император. Успех «Обихода» был небывалым. За десять лет он выдержал двенадцать изданий.
              Князь проделал гигантскую работу, переложив на ноты все духовные музыкальные произведения, существовавшие раньше только в записи «крюками», исполнявшиеся в придворных церквях при различных богослужениях во весь годовой круг. Он и сам создавал новые произведения духовной музыки, среди которых отмечались «Иже херувимы» и «Вечери Твоя тайныя». А всего этих произведений было около сорока, в том числе четыре концерта, отличавшиеся религиозным настроением и стройностью формы.
              Реформу Львова сначала приняли не все. Духовенство, особенно в Москве, было против. В России каждый приход привык петь по своим записям. Львову даже пришлось на какое-то время переехать в Москву, чтобы убедить на практике, что древние напевы им соблюдены. Наконец, даже митрополит Филарет смягчился и принял его старания.
              Среди светских музыкальных произведений  князя часто вспоминают романсы. Например, написанный в 1846 году романс «Девицы – красавицы»  к роману в стихах «Евгений Онегин» отличался необычайной свежестью музыки и художественной законченностью. Часто  в Петербурге  звучали его оперы:
                – «Бианка и Гвальтерьеро» (1844 г.);
                – «Ундина» (1847 г.);
                – «Эмма».
Имели успех и его оперетты, такие как «Варвара». А  одна из оперетт ставилась неоднократно под разными названиями:
                – «Русский мужичок»;
                – «Русский мужичок и французские мародёры 1812 г.»;
                – «Староста Борис Петрович, эпизод 1812 г.».
              Опера «Бианка» шла недолго на сцене, но осталась в памяти Петербурга тем, что на её премьере на сцене Императорского театра главные партии исполняли европейские певцы: Полина Виардо, Джованни-Баттиста  Рубини и  Антонио Тамбурини. Художник Карл Брюллов написал по этому поводу картину, изображающую этих артистов в сцене из оперы.
              Кроме этого были ещё 30 вокальных и инструментальных пьес, а в 1857 году ещё и «Альбом военной музыки», в который вошли отрывки из его опер, две фантазии на русские темы, три военно-патриотические песни, «Бородинский марш» и два вальса.  И это всё он сделал при том, что был концертирующим скрипачом, ценителем и знатоком нашей и европейской музыки и – главное – офицером, исполняющим   нелёгкие обязанности воинской службы.
              Интересны строчки его «Записок», касающиеся его впечатления от игры Н.Паганини: «Игра Паганини, имевшего репутацию первого скрипача в мире, не сделала на меня ожидаемого впечатления, но вместе с тем я был до крайности удивлён неслыханными трудностями, которые он делал с неимоверной чистотой и верностию, скрипка его представляла то флейту, то гитару, то наконец… уток, гусей, ослов, свиней…».
             За свою музыкальную деятельность А.Ф.Львов был удостоен званий:
             – Почётный член Сесильской академии в Риме;
             – Почётный член Академии пения в Берлине;
             – Профессор и капельмейстер Флорентийской академии.
      
                Продолжение: http://www.proza.ru/2010/05/14/394


Рецензии
Очень важный материал, в том смысле, что Вам удалось синтезировать большое количество информации об этом выдающемся человеке, творчество которого не заслужено забыто в современной России. Вместе с показом творчества князя, представлена и его "послужная" жизнь русского офицера, приближённого к императорскому двору. Император Николай I был выдающимся ценителем и меценатом русской культуры, которая во время его царствования расцвела чистейшими творческими бриллиантами, и - понесла славу России по Европе и миру.
Одним из таких бриллиантов был князь А.Ф.Львов. Это хорошо, что он вновь возвращается к нам в своей незабвенной творческой славе.
В тексте, к сожалению, есть только ссылка, на косвенное соучастие А.С.Пушкина в формировании текста к имперскому гимну - надо бы полное изложение данной Вашей находки уважаемая Анна.
В ожидании продолжения, с глубоким уважением...

Валерий Иванов-Виленский   14.05.2010 22:38     Заявить о нарушении
Валерий! Я в библиографии дам ссылку на тот материал по "Пушкинсому следу", т.ч. он просто станет составной частью статьи о Львове. В библиографию я внесла Ваш альбом по монастырю, если жотите, я дам на него ссылку. Я из него возьму две фотографии.

Анна Судьина 08.04.2010 00:48 Заявить о нарушении правил / Удалить
Милая Анна почту за честь соучаствовать в Вашем благородном творчестве во благо и на славу России и русских людей. Пользуйтесь всеми нужными Вам материалами и заказывайте, если чего нет. Буду стараться помочь.

Валерий Виленский 08.04.2010 00:53 Заявить о нарушении правил / Удалить
Уже есть четвёртая часть. Осталась ещё одна. Я поместила ссылку на "Пушкинский след" после второй части. По-моему, читается.

Анна Судьина 08.04.2010 20:03 Заявить о нарушении правил / Удалить

Анна Судьина   15.05.2010 13:30   Заявить о нарушении