Йога - астральный выход

Я прошу прощения, что приходится прибегать к такому термину, как «астральный». После бульварных книжек этот термин приобрел неверное значение. Но я не знаю, как перевести слова Патанджали, не прибегнув к этому избитому термину…

В сутре разговор идет о «реальной деятельности сознания вне тела». По-другому — Реальной Бестелесной. Вивекананда называет астральный выход «Великой Бестелесностью».

43. Реальная деятельность сознания вне тела называется Великой Бестелесной. Благодаря ей устраняется препятствие для света.

Подобная формулировка была в сутре о пранаяме. «Вследствие применения пранаямы устраняются препятствия для света». Нужно сделать акцент на этом. Патанджали передает знание в зашифрованном виде, вкладывая смысл внутри смысла. В этом особенность сутр… Что Учитель хочет сказать выражением «устраняются препятствия для света»? Почему эта фраза повторяется дважды, при разговоре о пранаяме и тут, в 43-й сутре?

Этим Учитель подчеркивает то, что в принципе йог ничего не познает НОВОГО, йога — это лишь очищение. Сознание светозарно по своей природе. Саттва — это проливающая свет способность нашего ума. Но энергия страстей (раджас) и инерция (тамас), или процессы возбуждения и торможения, захлестывают саттву, ясность сознания… Все, что нужно, — очистить ум от возбуждения, очистить сознание от страстей и тупости, от раджаса и тамаса, урегулировать процессы возбуждения и торможения. Это и есть истинная цель всей йоги. Вот что подразумевает Учитель под «устранением препятствий для света».

Хочу обратить ваше внимание, что Патанджали все время возвращается к Главной Задаче йоги. Говоря о магических силах, он вновь подчеркивает, что и эти силы нужно использовать для приобретения Видьи — Правильного Воззрения, Знания. Поэтому, описывая Астральное Путешествие, Учитель подчеркивает истинную ВЫГОДУ от этого вида опыта — благодаря ей устраняются препятствия для света.

Вы можете дни напролет читать сакральную литературу, размышлять, есть ли у вас бессмертная душа. Но вербальное знание, размышления, теории — все это не сравнится с ОПЫТОМ, непосредственным познанием, тем, что Шанкара называет Анубхавой. Только познав вашу душу, «подобно плоду манго в собственной руке», вы станете бесстрашны и безмятежны. Только тогда страх смерти будет побежден… Именно в этом Патанджали видит ценность Астрального Выхода из физического тела. Благодаря ему отождествление «Я» с физическим телом исчезает, покровы исчезают, душа познает себя, вернее, вспоминает свое естество.

Но хватит морализировать, а то разговор теряет интерес. Перейдем к практической части. КАК ВЫЙТИ В АСТРАЛ?

Итак, ученик освоил медитацию и способен концентрироваться (дхарана), созерцать (дхьяна) и впадать в экстаз (самадхи). Все это вместе называется САНЪЯМОЙ. Подобная деятельность открывает невероятные возможности… Например, он может ОБЪЯТЬ сознанием некий предмет, как бы ПРЕВРАТИТЬСЯ в него, произвести магическую ассимиляцию.

С самого начала, с первых ступеней медитации, Йога-сутры различают два вида санъям. В одном случае остановка сознания делается на том, что находится в непосредственной связи с сознанием. Это точка на теле, нервный центр (чакрам), сплетение и т. п. В этом случае, как утверждает текст, сознание (читта) входит в непосредственный контакт с ОПОРОЙ, на которой делается санъяма.

В других случаях предметом для медитации служит нечто, что не входит в непосредственный контакт с читтой, например, звезда, луна и т. п.

Теперь, в сутре 43 Учитель смотрит на ту же проблему с другой точки зрения. Можно ли направить деятельность сознания вовне? Можно ли действовать читтой на расстоянии? Как мы уже знаем из предыдущих сутр, ум может выходить за пределы тела. Патанджали такой опыт называет Сверхъестественным (Божественный Слух, Вкус и т. д.).

Нужно особо подчеркнуть, что здесь разговор о качественно новом опыте. То, что Учитель называет Божественным Слухом и т. п., — это деятельность ума (манаса) без органов чувств. Следующая ступень — выход ума за пределы тела, функционирование читты без телесных ограничений, без власти грубой материи… Эту способность, описанную в 43 сутре, я и перевел Астральным Выходом, за неимением других определений. Согласно комментатору Вьясе, для овладения этой способностью нужна некая промежуточная ступень — йогин должен овладеть Проективной (Воображаемой — Кальпита) концентрацией. Это «направленная вовне деятельность ума (манаса), пребывающего внутри тела». После совершенствования подобной Проективной концентрации ученик переходит к Реальной Деятельности сознания вне тела. Ее называют Великой Бестелесной (Маха Видеха). Видеха — Бестелесный, этим термином в брахманическом психокосме называют существ, находящихся намного выше человеческого плана существования — богов (Дэва), совершенных (Сиддхи), Погруженных в Субстанцию (Пракритилая)… 

Эта способность — выходить за пределы физического тела (Стхула шарира) и функционировать своим энергетическим и ментальным телом (Сукшма шарира) — возводит йогина до богов (Дэвов). Вьяса подчеркивает, что подобная способность развивается вследствие проективной (кальпита) концентрации:

«Посредством проективной концентрации йогины реализуют непроективную концентрацию, называемую Великой Бестелесной (Маха Видеха), с помощью которой они входят в чужие тела».

Я удивляюсь, почему способность «вхождения в чужие тела» упоминается до этого, в сутре 38. Логично было бы переместить сутру 38 сюда, после сутры 43.

Например, в Йогашастре Хемачандры (4, 1) искусству вхождения в чужое тело (парапуракаяправеша) предшествует овладение Искусством Отделения Души От Тела (Ведхавиддхи).

Единственным объяснением этого, по моему мнению, является то, как низко Учитель ценит эти силы. Патанджали перечисляет их, подчиняясь необходимости, ведь йога способствует проявлению парапсихологических способностей, но предупреждает об их вреде для достижения Предельного Знания, об их ценности лишь в относительном плане, на уровне Майи. Эти силы перечисляются Учителем, ибо он не может обойти молчанием столь обширный пласт йоги, но делает он это неохотно… Наверное, этим и объясняется нелогическое расположение перечисленного, в противном случае 38 строфа должна была следовать за 43…

Наконец, вернемся к последней фразе 43 сутры — «благодаря ей устраняются препятствия для света». Вот что является главным для Патанджали, что имеет Ценность. Ценность магических сил лишь относительная, «в пробужденном состоянии», в Майе, на профаническом уровне существования. Но эти силы могут увеличить настойчивость ученика, дать ему силы двигаться дальше… Выйдя из оков физического тела, ученик больше не является обычным человеком. Его самоотождествление с физическим телом исчезает. Это Почти Предел знания. Остается лишь чуть-чуть, он должен понять, что его «Я» гетерогенно не только к физическому телу, но и к читте — сознанию, псевдо «Я»-концепции.

Но и то, что ученик перестает отождествлять себя с физическим телом (стхула шарира), является значительным шагом. «Вследствие такой концентрации пелена, которая закрывает саттву разума (буддхи), чья сущность – свет… полностью рассеивается».

Вспомним, что буддхи является саттвичным (проливающим свет, светозарным), но этот свет затуманивают процессы возбуждения (раджас) и торможения (тамас). Выход в астрал очищает буддхи, освобождает от власти грубой материи, и саттва высвобождается от загрязнения раджасом и тамасом. В этом Учитель и видит действительную ценность Астрального Выхода.

На протяжении тысячелетий непосвященные путали магические силы (сиддхи) с предназначением йоги. Йог всегда считался МАХАСИДДХОЙ, великим магом, обладателем оккультных сил. На востоке люди никогда не признавали состояние страдания, бессилия и неуверенности подлинным состоянием человека. При определенных обстоятельствах, вследствие аскетизма, самоуглубления, руководства учителя и прозрения, человек может превзойти обычное состояние, стать «богочеловеком». Но непосвященные не могли вникнуть в глубины йогической философии, так что для них йога — это путь магии, путь к могуществу. Это касается не только непосвященных. Часть учеников, изучающих йогу, не могут преодолеть этот соблазн — остаться Маха Видехами, существами без физических тел, обладающими властью над материей, божественными органами чувств и наслаждений.

Этот соблазн станет преградой на пути каждого из нас. Путь йоги — путь соблазна, почти непреодолимого с точки зрения обычного человека. Как можно отречься от сиддх, как можно отказаться стать одним из Дэва? Жить тысячелетия в астральном теле, наслаждаться божественными удовольствиями… Что может быть ценнее этого? Как я могу возразить?! Кто я такой, чтобы морализировать?! Но сон остается сном, видим ли мы себя волшебником или обычным человеком… Запомните это. Стоит проснуться, стоит познать самого себя… Спящий должен проснуться!

Напоследок скажу пару слов о силе отречения. Быть может, отказаться от прагматичного применения этих сил вам предстоит не в отдаленном будущем, а через месяц или два. Может оказаться, что у вас больше прежнего опыта (адришты), чем вы думаете, и вы станете совершенствоваться по пути йоги «не по дням, а по часам». И вот, скоро, вы заметите, что можете влиять на людей, если не на всех, то на сенситивных, чувствительных к мысленному воздействию.

И вот, перед вами будут легионы соблазнов — власть и богатство, секс и величие… Что можно противопоставить этому легиону соблазнов? Сила отречения — странная закономерность, согласно которой отрекающийся чувствует себя не обедневшим, а, наоборот, обогатившимся. Способности, которые он обретает благодаря отказу от удовольствия, намного превосходят те удовольствия, от которых он отрекся. При помощи отречения, Тапаса (аскетизма) люди могут превзойти богов… В мифологии есть рассказы, где демонические натуры этим путем достигали такого могущества, что становились угрозой Всему Мирозданию. Боги подвергают аскета соблазнам. Если он уступит, то путь к дальнейшему прогрессу, к увеличению могущества будет закрыт.

Об этом мы еще поговорим. Патанджали тоже упоминает соблазны, которыми небожители пытаются сбить йогина с правильного пути. Но это уже 51-я сутра, и до нее мы должны изучить 44-50 сутры, где описан механизм Полного Контроля над субстанцией (Пракрити), или полное господство над вселенной, внешней и внутренней, ибо нет границы между той и другой, это лишь разные названия единой Пракрити…


Рецензии