О книгах братьев Стругацких
В художественном отношении книги Стругацких тоже весьма неравномерны. Сам «Полдень» (за исключением отдельных хорошо прописанных эпизодов) – эскизен, даже примитивен; отчасти таков, при всех замечательных находках, «Понедельник». Заметно сильнее «Парень из Преисподней» и «Трудно быть богом». Еще сильнее – «Пикник», вещь на редкость мощная, динамичная и «пробирающая» до костей. Тот же «Остров» выписан добротно, но, скорее, мастерски – в нем чувствуется холодная твердость руки и глаза ремесленника, в отличие от наивной вдохновенности творца, порождающей цельные глыбы сплава формы и содержания «на одном дыхании». (Это же можно сказать о последующих книгах трилогии.) Очень красив «Отель», на мой взгляд, в «золотой пропорции» сочетающий то и другое – испортить его не в силах даже откровенно чепуховый поворот, где великолепный детективный сюжет «разрешается» линией демонических инопланетян, выскакивающих на сцену то ли как бог из машины, то ли – скорее – как чертик из табакерки. Весьма и весьма эстетичны и художественно выверены «Гадкие лебеди», к сожалению, отравленные откровенной декадантской чертовщиной и оттого заканчивающиеся довольно туманно и неубедительно.
Что касается измерения, которое можно назвать «нравственно-этическим» или «социально-философским» (хотя и то, и то не самые точные термины) – то, за исключением уже упоминавшегося «Малыша» и «Града обреченного», наиболее зрело, тонко и глубоко Стругацким удаются «Отягощенные злом». Можно сколько угодно спорить, но за всей несколько тяжеловесной псевдогностической инкрустацией второй сюжетной линии и за слишком литературной, прямолинейно-идеализированной фигурой учителя Носова, в этой книге приоткрывается Тайна бытия того, что П. Сорокин обозначил триадой «общество – культура – человек». Авторам удалось «спрессовать» мысли и «развернуть» слова так, что за незамысловатым, приземленным и нарочито вторичным сюжетом, разворачивающимся в Богом забытой российской провинции недалекого будущего, просвечивает то, что – ни много ни мало – можно назвать «формулой социальности». Эта книга, на мой взгляд, является достойным завершением совместного творчества знаменитых братьев, и она еще ждет тех, кто снимет «печати» с ее глубинных смыслов.
22 января 2009 г.
Свидетельство о публикации №210051400994