Баба Валя

               
 -Ба-а! Я пошла.
-Иди с Богом!
-Мам, мы пошли.
-Идите с Богом!
Вот и все мое религиозное воспитание.
  Крестик у нее был пришит к исподнему, иконы затаились в кладовочке, где крупы хранила. Старые очень иконы, маленькие медные  складные. После ее смерти, их разъединили и раздали по  одной ее детям, на память. От кого они достались, никто не знает, для нас они - бабушкины.
  Слаб наш род мужчинами, зато женский корень крепок. А крепок он от нашей бабы Вали, царствие ей небесное.
  Ростом - метр с панамкой, а как подбоченится, знай наших. В войну на военном заводе бригадиром у малолеток была,  сама на ящике стояла, ростиком не задалась, снаряды на токарном станке точила, победу ковала, как могла.  Дед  ушел  в армию служить в 1939 году,  так и пропал без вести, вернулся только в 1946 году,  там же в финскую компанию в плен попал.
   У них тогда только мама моя была- довоенный ребенок.
Наверстывая упущенное время,  еще троих  подряд родили, дед большой, сильный, рожала баба Валя  богатырей пятикилограммовых,  несколько суток мучилась. Не жаловалась никогда и не помню, чтобы она болела. Крепка была, больше духом.
  Никогда ничему   специально не учила, ничего не  внушала, не читала морали. Всё между делом, обыденно, но в первом классе мне делать было нечего. Думаю, что она и не задавалась целью готовить меня к школе, просто, чтобы не хулиганила, старалась занять, я шустрой росла.
     –Сбегай – ка,  посмотри на какой цифре большая стрелка, на какой маленькая. Так за день раз сто. В результате, я и цифры запомнила и как устроены часы,  поняла. Писала левой рукой  справа - налево, как хотела, свободно росла, какая есть. В школе  учительница переучивала, старательно делала из меня правшу, зачем?
   - Пуговицы - то разложила бы по - порядку. Никто не знал этого порядка, хранились они в коробке, но работы мне хватало на пол дня. С тех пор у меня к играм с пуговицами особое отношение, и  мои дети с ними играли, и внуки будут играть. Теперь это называется сенсомоторным развитием.
   На кухне я все время терлась, «помогала». У нее на кухне какая-то особая атмосфера  была чистоты, не только внешней, но и внутренней, душевной. Энергетика у нее солнечная была.
  Пироги пекла, никто, вкуснее не пек. Нас в их с дедом доме много было. Дети, женившись, какое-то время жили с родителями. Да и после того как свой дом обустраивали, все равно к бабушке обедать бегали. Работали все вместе на одном производстве. Династия энергетиков. Дед строил эту ГРЭС, так и остались.
   Всех принимала с открытым сердцем и снох и зятьев, и для детей «чужих» любви хватало. Не слышала я ни брани, ни склок.
   Старше становилась бабушка наша, в кармане платочек и пузырек валерьянки появился.
-Пойду кругом обойду, или: -Аверьянки надо выпить- значит нервничает.
   Нас много было молодых, да громких. Младший их сын - меня всего на шесть лет старше, дурачились по - молодости, музыку громко включали, шумели, активные были, веселые. Дед с бабушкой зайдут в дом, видят, что там дым коромыслом, рукой махнут и:
    - Пойдем - ко на лавочке посидим. Ни слова больше. Как-то быстро все наши затеи сворачивались и мы успокаивались. Кто-нибудь бежал за ними. Все понимали без лишних слов и упреков. Вечерами любили играть в настольные игры. Сейчас нет этой привычки в семьях, а жаль. Мужчины играли в шахматы, дети в города, в шашки, что-то плели, мастерили, рисовали,  чеканили, по дереву выжигали, какие-то головоломки разгадывали. Все вместе, в одной комнате собирались, никто никого не раздражал.
    Я не знаю, ссорились мои дед и бабушка, наверное, всякое бывало, но мы этого не видели. А еще они любили ездить на рыбалку в выходные дни с палаткой, дед любитель- рыболов. И она с ним, это притом, что у нее на рыбу жуткая аллергия была. Возле воды только сидит, а ее уже лихорадит. Чистить и готовить рыбу добросовестно старалась, сама не ела.
   Пережила баба Валя  деда на двадцать пять лет. Умерла в восемьдесят пять от второго инсульта. После первого восстановилась без всякой медицинской помощи довольно быстро, энергетика в ней мощная была,  потому что зла никому не делала. Главный урок на всю жизнь я запомнила и детям и внукам передаю:
   -Сделал тебе человек плохо, обидел, а ты его пожалей и добра пожелай, несчастный он, злоба  его губит.


Рецензии
Правильнее люди раньше жили и духом крепче, нам в пример.
п.с.
Мне вот тоже непонятно зачем левшей переучивали. Я тоже левша, чтобы в школе по рукам линейкой не били, мать с младенчества мне левую руку придерживала и перекладывала все предметы из одной руки в другую, писать сама учила с варежкой на левой.

Юлиана Ложкина   12.11.2010 23:35     Заявить о нарушении
Военные расходы сокращали, что тут непонятного-то?

Amsterdam   12.11.2010 23:42   Заявить о нарушении
Это как, неужели выращивание амбидекстеров каким то образом сказывается в этом ключе?

Юлиана Ложкина   12.11.2010 23:45   Заявить о нарушении
Я конечно слышала о оружии для левшей, но зачем не поняла. Левши прекрасно стреляют с обоих рук, то же самое относится к лопате и прочему инструментарию, пожалуй кроме ножниц.

Юлиана Ложкина   12.11.2010 23:48   Заявить о нарушении
Интересненько порассуждали, я на войну не собиралась, девочка я.Нужно было, чтобы все одинаковые, чего тут непонятного.Ты-как все.Баранов же выращивали на заклание родной державе.

Ирина Уколова   13.11.2010 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.