Этап жизни
Я был одним из таких испытуемых, и, поставив себе целью поступить, превысил эту планку, набрав баллов больше необходимого. До сих пор очень ярко помню тот день, когда на общем итоговом собрании абитуриентов были объявлены результаты экзаменов. Радость, счастье, открывшаяся перспектива, самоуважение. Чувство победителя, любовь к жизни и к людям – всё это наполняло меня изнутри и изливалось вовне на окружающих – знакомых и незнакомых людей.
Передо мной открылся совершенно новый мир – фундаментальные, внушающие уже своим видом уважение корпуса, большие лектории, солидные преподаватели, новые предметы. Вокруг и во всём чувствовалась энергия созидания, которая, входя в резонанс с молодой энергией студенчества, обещала будущие достижения, новые победы и успех в жизни.
И я понял, что закончилось отрочество, закончилась прошлая жизнь, и начался новый её этап. Не случайно самой первой лекцией была лекция по начертательной геометрии. Это было очень символично, ибо, только правильно начертав, можно создать правильный проект жизни…
После нескольких первых дней занятий нас, как тогда было принято, послали в колхоз скирдовать сено. Вот где мы все сдружились и узнали друг друга. В совместном природном труде мы получили первую жизненную закалку…
Когда я вернулся из колхоза, мать устроила встречу с профессором Серафимом Ивановичем Лашневым. Оказывается до войны семья мамы жила в одной коммунальной квартире с семьёй Лашневых и девочки-подростки любили общаться со студентом – добрым, умным и много знающим молодым человеком, от которого много переняли, так как росли без отца. Серафим относился к ним, как к равным, и это им очень нравилось.
Во время учёбы в институте я ещё раз встретился с Серафимом Ивановичем и имел с ним беседу. Обе эти беседы, хотя, признаться, я не во всём следовал его советам, оказали на меня, на моё формирование очень большое влияние.
На первых двух курсах более всего запомнились преподаватели начертательной геометрии, физики и математики, которые заложили основы будущих знаний. Помню какую радость испытал на последнем экзамене второго семестра 2-го курса, когда получил очередную пятёрку. Все пятёрки давали право на повышенную стипендию, и добился её. Она стала хорошей помощью родителям, так как в семье нашей было ещё двое детей моложе меня. А родители получали мало.
Успех дал мне почувствовать не только радость победы, но и то, что всего можно добиться, нужно только захотеть.
На третьем курсе мы стали изучать специальные дисциплины. И первые шаги в этом нам помогали делать запомнившиеся на всю жизнь Зеленин Рэм Александрович и Марков Павм Николаевич. Мы все увидели воочию, «пощупали», как говорится, в металле.
Следует сказать и о военной кафедре Занятия там, которые проходили один полный учебный день в неделю, приучили нас к дисциплине, аккуратности, воспитали чувство приобщения к силе страны, к её ракетному щиту. Именно там мы всё – каждый клапан, каждый элерон, каждое реле увидели в действии. Мы изучили работу этой техники и научились оперативно действовать, поняли, что любое действие обречено на успех, если есть заранее отработанный план.
У нас на специальности в двух группах учились четыре девушки среди примерно сорока ребят. Вот где была школа уважения, внимания, такта и заботы. Помню также, каким примером во многом были для меня такие сокурсники, как Б.Чигарёв, А.Кузнецов, В.Морозов, В.Милованов, В.Дунаев.
Всегда буду помнить и всегда буду благодарен всем преподавателям института, внёсшим свой вклад в моё формирование как инженера, так и человека. Особую благодарность хочу выразить навсегда оставшимся в памяти профессорам Толоконникову Леониду Александровичу, Юрмановой Нине Петровне, Мамонтову Михаилу Алексеевичу и Кузьмину Марселию Петровичу. Образование, полученное, благодаря им и другим преподавателям, было высоким по своему уровню, базовым и академичным. Оно стало хорошей основой для работы и дальнейших специализаций в различных сферах деятельности.
Настоящий преподаватель, где бы он ни работал: в школе или в ВУЗе, кроме обучения предмету, образует и душу молодого человека. И я до сих пор помню и ценю такие уроки. Коркин Константин Константинович, читая лекции по «Конструкции кранов и подъёмных машин», рассказывал о каждой гайке и каждом болте, как о живых существах. Его лекции были поэмами и они так свежи в сердце, как будто всё это было вчера. А Мамонтов М.А. постоянно перемежал «Теорию жидкостей и газов» притчами, юмором и воспоминаниями. Он всегда держал себя с нами, как с равными, был добр и снисходителен. И, тем не менее, пользовался авторитетом и вызывал глубокое чувство уважения к себе. Заведующий кафедрой «Двигатели летательных аппаратов» Кузьмин М.П. никогда не создавал непреодолимой дистанции между собой и студентами и всегда был готов поделиться знаниями, жизненным опытом, всегда был добр, ровен в общении и внимателен к студентам.
Эти Преподаватели (именно с большой буквы) знали главное – вначале нужно воспитать душу студента, а потом уже в ухоженную почву сажать семена профессиональных знаний.
Всё это неоднократно вспоминаешь, когда проходишь по территории Университетского городка или проезжаешь мимо. А городок этот большой, это город в городе. Около полутора десятков корпусов в нём, и каждый вызывает ностальгию по тому доброму студенческому времени, по тем незабываемым годам жизни. О каждом корпусе можно написать своё особое эссе, ибо они все, как и люди, разные, каждый имеет сою душу. До сих пор захожу иногда в тот или иной корпус, и испытываю чувство радости в родных стенах. Но особенно мне дорог 1-й корпус, там больше всего я занимался, там стал специалистом, там защищал дипломную работу. Поэтому он – моя «альма матер».
Вспоминаю и первые физкультурные опыты свои на институтском стадионе. Они позволили мне осознать свою физическую слабость и побудили к самостоятельным занятиям физкультурой. Это очень помогло мне в дальнейшем приобщении к ЗОЖ.
И ещё есть очень важный аспект, в котором помог родной институт. Когда я учился на первых двух курсах, часто по ночам мне снились уроки литературы в школе. Сдвиг в сторону технического образования и оторванность ото всего художественного и побудили меня обратить внимание на ту сторону моей души, которая была склонна к литературному творчеству. С 70-го года я стал писать стихи, увлёкся С.Есениным, часто посещал две любимые библиотеки: областную и центральную городскую, где часто проводил время за чтением.
Нужно сказать, что и к Богу я пришёл в институте. Однажды на первом курсе зашёл в общественно-политический читальный зал на 4-м этаже главного корпуса и взял первый том Всемирной истории. Решил изучать историю с самого начала, где рассказывалось о том, как обезьяна с помощью труда стала человеком. Моего терпения хватило только на час. Я подумал: «Это глупость, этого просто не может быть! Наиболее верно, разумно и логично Творение, а не эволюция». Так я начал свой путь к Богу и нравственности. И на этом пути были книги. «Библейские сказания» З. Косидовского дали первые представления о Библии. «Дневники» Л.Н.Толстого привили мне стремление к духовному развитию и работе над собой. Письма А.П.Чехова помогли приобрести навыки самовоспитания. Произведения К. Паустовского воспитали во мне любовь к родной земле, к природе, подарили романтику жизни, романтику путешествий по российским просторам. Книги Р. Бредбери, А. Азимова, С. Лема дали первые знания в области психологии взаимоотношений, отношения к технике, преодоления препятствий, научили жить настоящим, думая о будущем. Большое впечатление и воспитующее влияние оказал на меня тогда один из первых отечественных сериалов «День за днём». Жаль, что сейчас нет таких сериалов, для молодёжи это было бы очень полезно смотреть вместо «мыльных опер» зарубежного и отечественного производства.
Таким образом, время учёбы в институте – это целый этап жизни. У одних он складывался по одному, у других по другому. И в каждом конкретном случае, как оказывается, был промысел Божий, жизнь давала свои уроки необходимые именно данному человеку. Я благодарен Богу и жизни за институтские годы. Здесь часть моей души, мои корни. И растёт человек от корней своих, кто-то прямо, кто-то, преодолевая трудности, сквозь тернии обстоятельств и преград, но растёт из корней. И эти корни питают человека всю его жизнь. Как мать любит своих, даже неправильных, детей, любит всё равно, не взирая ни на что, и ждёт их, и посылает им сердечное тепло и любовь, не зная порой, где они, что с ними. И эти непутёвые дети, может быть, даже не зная, не понимая откуда эта любовь, получают, благодаря ей, духовную поддержку в жизни, укрепление, и рано или поздно, но возвращаются на истинный путь, к родным местам, к родным людям, к корням. И ничего не может быть важнее корней, ведь без них человек - перекати-поле. Поэтому человек должен помнить и чтить свои корни, ибо они от Бога!
15 мая 2010 г., г. Тула
© Яков Шафран
Свидетельство о публикации №210051501287