Творчество поэта Фатхулы Джамаля...
И РЕЖИССЁРА АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО
В ПРИЗМЕ ТЕОРИИ КОСМОРЕАЛИЗМА...
Ивановской земле повезло …
Случилось так, что виднейшие мыслители были рождены или связаны с древней землей бывшей Владимирской губернии, которую в настоящее время можно назвать Иваново – Вознесенским краем… Вознесенским, потому что именно с помощью мысли, направляющей течение времени, возродится и наша малая родина, а вместе с ней и вся необъятная Россия…
Наша земля явила миру таких замечательных людей, как филолог и создатель первого в России Музея изящных искусств – Иван Владимирович Цветаев, поэт и основатель символического направления Константин Дмитриевич Бальмонт. Иваново – Вознесенская земля подарила миру и имя режиссёра с большой буквы Андрея Тарковского. Здесь, на нашей благословенной земле вырос и окреп талант ещё одного представителя мыслящей авангардной интеллигенции – поэта и основоположника духовно - эстетической теории космореализма Фатхулы Джамаля.
Космореализм – это новейшая теория, позволяющая восстановить на более высоком уровне изначальное целостное единство Человека и Вселенной. Решить эту задачу, призваны, прежде всего - Поэты, поскольку поиски духовной связи Человека и Вселенной – есть суть истинной поэзии. Поэт, по определению многих гениев поэтического слова, является Пророком, несущим Миру Свет Истины.
Космореализм - мощнейшая теория, которая помогает охватить в полной мере микромир и макромир... Познать Мегареальность через недра своей души посредством лучезарной метафоры, идущей от Творца - Универсума... Это не просто теория... это духовная теория, основанная на вере в Творца и своё творческое человеческое начало... Метафора, явленная поэту, возносит его в космические высоты, либо помогает слиться с исторической эпохой прошлого, а все ощущения проходят через открытую и нежную душу поэта - медиума, находящегося в состоянии душевной гармонии - нирваны... Через открытое навстречу правде - истине сердце поэта на чистый лист бумаги ложатся строки, наполненные космической информацией, которую сам поэт, возможно, не сразу сможет растолковать... Поэт, пишущий в стиле космореализма – и поэт, и учёный, обладающий определёнными знаниями современных изысканий в различных сферах науки. Поэт - космореалист в постоянном движении, в постоянном познании Мира - в историческом плане или в плане далёкого будущего - неважно. Поэт, сливаясь с описываемой эпохой, как бы ввинчивается по спирали в пласт времени, растворяясь в нём – в прошлом, настоящем или будущем, и при этом даёт объективную оценку в пределах Мироздания.
Многие поэты писали в стиле космореализма, отождествляя историческую эпоху со своим «я», познавая историческое прошлое или будущее посредством метафоры – озарения или вдохновения, данного свыше Творцом… Но слить воедино практический опыт и создать единую духовно – эстетическую теорию – космореализма удалось только филологу Фатхуле Рамазановичу Джамалову… Поэту, который в полной мере знает культуру Запада и Востока, являясь представителем агульского народа древнейшей земли – Дагестан, который находится в лоне Кавказа. Топоним “Кавказ” «на базе древнеарийской лексики раскрывается просто и абсолютно адекватно: “каф”—гора, “кас”—человек (сохранилось в агульском языке), т. е. горец. Более того, в мифологии ариев гора КАФ является центром мира»1. Это объяснение содержится в работе Фатхулы Джамалова «Там говорил Заратустра». К лику Кавказа обращались и великие поэты - Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов… и многие, многие другие…
Обращался в своей поэзии к Кавказу и Арсений Тарковский – отец знаменитого режиссёра в стихотворениях «Дагестан» и «Посредине мира», говоря о «космичности» человеческой души…
Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звёзд.
Я между ними лёг во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост…
«Метагалактика души» стоит в центре теоретических изысканий Фатхулы Рамазановича Джамалова, который уверен, что Мир познаётся через открытую душу человека, устремлённого в своём познании к Богу – Творцу. Космореализм «поднимает человеческое сознание от бытовой реальности до глобальной космической реальности – Мегарельности, симультанно воплощающей мир духовный и мир физический»2. Человек поднимается в ноосферу, которая «стала геологическим фактором бытия и культуры»3. Об этом изложено в статье «Ноосфера как вочеловеченный космос» профессора Ивановского государственного университета Валерия Петровича Ракова. Следует отметить, что « идея ноосферы возникла в эпоху серебряного века с его сложной морфологией культуры. Эта сложность усугубляется разнонаправленными когнитивными тенденциями, но их специфика определяется тем, что М. Хайдеггер обозначил так: "Корни наук в их бытийном состоянии отмерли"4. Теперь культура обрела возможность саморазвития, способность порождать идеи и образы из собственной, ставшей безграничной, памяти»5. Итак, «ноосфера как вочеловеченный космос находит свое воплощение в знаке и образе. Первый – строг и однозначен, второй – богат, насыщен логосными и меональными энергиями, обогащающими друг друга»6.
Но в этом синтезе, конечно, первичен образ – из библейских источников – «Вначале было Слово…». Поэтому, наверное, и был явлен Арсений Тарковский со своей неземной поэзией, а затем художественное слово отца, насыщенное удивительными образами, воплотилось в творения его сына – режиссёра Андрея Тарковского, выраженные в пластическом исполнении знака.
Духовно – эстетическая теория космореализма обобщает важнейшие открытия в области литературы, искусства, науки и выводит на более высокий уровень развития – космореалистический, направляя человеческий разум в вертикальную спераливидную плоскость, охватывая эпохальные срезы, словно в «машине времени».
Рассмотрим творчество основоположника космореализма Фатхулы Джамаля и режиссёра Андрея Тарковского в призме теории космореализма «Звёздный посох».
Верлибр «Влюблённый в лотос» - отражение эпохи правления фараонов Верхнего и Нижнего Египта, образ лотоса, любовь царственного фараона - всё соединилось в этом произведении… «Влюблённый в лотос» - красота метафор, индивидуальные ритмы… Если бы стихотворение было бы написано в традиционных формах стихосложения, то, многое было бы потеряно… А здесь всё авторское, идущее из поющей души поэта, пропущенное сквозь сильное и нежное мужское сердце – вливание и соединение авторского «я» с описываемой эпохой, оценка исторических персонажей, гимн вечному чувству – любви…
И в эти дни предгибельной тревоги,
Отдав бразды придворным живоглотам,
Вознесся в небеса очарованья
Властитель государства. Он влюбился
В цветущий лотос, как писец заблудший.
Вокруг него порхали, словно бабочки,
Танцовщицы, рыдали струны арф.
Певцы ревели гимны.
Конечно, здесь автор сливается с эпохой, проникается теми чувствами и ощущениями, которые царили во времена правления фараонов… Но все переживания базируются на личных чувствах, идущих из глубины души «поющей флейты Вселенной»…
Подобное можно сказать и о фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»… Весь фильм – это большой кинематографический верлибр, состоящий из нескольких частей – фрагментов, спаянных образом главного героя – иконописца Андрея Рублёва… В произведении Андрея Тарковского также виден эпохальный срез - история Руси XV века, внутренняя междоусобица, княжеские распри… И образ художника – иконописца, мятущегося в своём восприятии мира, находящегося в вечном поиске, познающим в полной мере бином добра и зла на нашей многострадальной планете, где всё же побеждает добро и любовь и творческие начала, а в мучительных страданиях рождается гениально выписанная им икона «Троица» - олицетворение добра, надежды, любви и вечности…
Вечность и космическое восприятие сущего Мира отражается в произведениях художников слова и кинематографии – в цикле космической поэзии Фатхулы Джамаля и кинофильма «Солярис» Андрея Тарковского.
Поэт – космореалист Фатхула Джамаль устремляет свой взор к небу, зовущему к таинственным звёздам, планетам – к Мирозданию.
Я лечу среди галактик.
Звёзды смотрят мне в глаза.
Я космический романтик,
Вознесённый в небеса.
Интересен и подход к образу любимой женщины. Обычно, поэты – некосмореалисты сравнивают любимую с розой, с весенним ветерком, со звёздочкой. А поэт – космореалист Фатхула Джамаль восхищается своей возлюбленной, отожествляя её драгоценный образ с планетой…
Ты, роскошна, как планета,
За кольцом Мелкалинан.
И если поднять глаза к небу и увидеть космический простор с его скоплениями звёзд, планетами, кометами, метеоритами, туманностями, то можно понять влюблённого поэта.
Именно любовь, «возведенная в абсолют», то есть настоящая, истинная, данная Богом – по мнению философов, остаётся не только в памяти человеческой, но и в памяти небесной, космической. Это отражается и в фильме Андрея Тарковского «Солярис» - экранизации одноимённого романа польского писателя – фантаста Станислава Лемма о контакте человека с внеземным разумом.
Действие происходит в отдалённом будущем. Океан планеты обладает разумом, который способен выборочно материализовать образы, возникающие в сознании, находящихся на планете людей. Крис становится объектом исследования со стороны разумного океана планеты. Пока он спит, океан материализует на станции образ его давно умершей жены. Солярис – могущественный разум, даёт Крису Хари – астральную Хари (имя любимой женщины означает «улыбка Бога, улыбка Ра»). Солярис – Универсум пытается найти контакт с Человеком через любовь - воскрешает у обитателей станции образы, которые глубоко находятся в их подсознании.
Синтез земного и инопланетного достигает апогея в изображении безбрежного Океана Соляриса, по которому плывут облака, сотканные из памяти людей о Земле, об отчем доме, о своих любимых. Эти образы, созданные Андреем Тарковским, перекликаются с поэтическим словом Фатхулы Джамаля, наполненным метафорами, без которых нельзя представить поэзию космореализма. Поэт рассматривает образное слово, как ключ к тайнам мироздания.
Через Карбовидную туманность
Смотрит в наши чакры субгигант.
Я стряхну с души своей усталость,
Разорвав оптический обман.
В сумерках Галактики Сейфета,
Ощутив либрацию Луны,
Всколыхнётся мощный дух Поэта,
Сотрясая омут тишины…
В сумерках, когда эферемиды
Предвещают взрыв двойной звезды,
Я молюсь над чашею Джамшида,
Чтоб спасти всю землю от беды.
Образ чаши Джамшида – зеркала, отражающего Свет Вселенной, свет души Человека показан и в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Первое название фильма «Белый, белый день…»….
Символ «зеркало» - отражение памяти, стремление главного героя к воспоминаниям детства, таким, каким его видела мама, к первозданному состоянию души, к стремлению к Tabula Rasa… Умирая, герой разжимает руку и выпускает на волю птицу-душу, обретая самое главное в жизни – чистую веру в Творца…
Стремление к первозданности и у основоположника духовно – эстетической теории космореализма Фатхулы Рамазановича Джамалова в верлибре «Парадоксальное утро» - «Парадоксальное утро! Как я хочу вернуться в царство Tabula Rasa».
Итак, образ - логос и символ – знак, являются опорными сигналами поэзии и искусства в недрах духовно – эстетической теории космореализма – координально нового учения познания мира, открывающего неисчерпаемые бездны трансцендентальной сущности Вселенной, таящейся в сознании человека.
Библиографический список
1.Джамалов, Ф.Р. Там говорил Заратустра [Электронный ресурс] / Фатхула Рамазанович Джамалов // Режим доступа: WWW: URL: http://www.proza.ru/author/kosmos. - 20.03.2010.
2.Поющая флейта Вселенной. Интервью для газеты «AKTUELL – Hamburg» [Электронный ресурс] / Фатхула Джамаль // Режим доступа: WWW: URL: http://www.stihi.ru/avtor/noosfera&book=8#8. – 20.10.2010.
3.Раков, В.П. Ноосфера как вочеловеченный космос [Электронный ресурс] / Валерий Петрович Раков // Режим доступа: WWW: URL: http://www.proza.ru/avtor/alkor1. - 20.03.2010.
4.Там же
5.Там же
6.Там же
Изображение
Свидетельство о публикации №210051500129