Не стареют душой ветераны!

Летом 2008 года, в июльский тёплый вечер я гулял в сквере  около здания Медцентра, в котором  лежал  в очередной раз на излечении. Прошёл несколько раз по аллеям вдоль которых Николай Ярмак, мой давний знакомый, зам .директора этого лечебного учреждения много лет проработавший на горно-металлургическом комбинате на руководящих должностях, насадил деревья и кустарники  разных пород. Посредине сквера были разбиты цветочные клумбы с  многочисленными, яркими цветами. Вся площадь под деревьями много лет , как засеяна зелёной травой ,цвет которой  успокаивал сидевших на крашенных скамейках больных людей.
Побродив немного, по территории я присел отдохнуть на одну из лавочек. Через какое-то время подошёл ко мне  и присел рядом пожилой мужчина, на вид лет семидесяти пяти, а может и больше, не знаю. Определить возраст человека всегда дело трудное, враз и ,не угадаешь, Сидим, смотрим на гуляющих по дорожкам людей, на приходящих к больным родственников с пакетами снеди и между нами завязался непринуждённый разговор.
В начале , как будто ни о чём, ну что болеешь, а чем, а где лежишь в каком отделении ну и так слово за словом пошло поехало. Говорили о прошлом, о рыночной экономике, о том, что в магазинах и на рынке бушует ценовой беспредел, остановить который пока невозможно. из-за алчности стоящих за прилавками так называемых предпринимателей.
Мужчина, с которым я познакомился, назвал себя, если память мне не изменяет,  Владимиром Леонтьевичем, фамилия его была толи Балаш, толи Белаш. Мне показалось, что эту фамилию я где-то слышал. Потом вспомнил, в мае я участвовал, как труженик тыла, на встрече ветеранов войны и труда , организованной городским Акимом Среди участников этой встречи видимо был Владимир Леонтьевич, Точно, это был он, кстатив том году о нём писали в газете «Подробности»накануне праздника « День Победы»
Владимир Леонтьевич, спросил я ветерана, а в Жезказган вас каким ветром занесло, в каком году приехали в наш город? Ну каким ветром, попутным , конечно, в 1956 году. А до этого где вы жили, чем занимались?  До этого? Он остановился на несколько минут, помолчал, а затем продолжил свои воспоминания. «До этого, дорогой мой, была целая жизнь, не здесь, а далеко отсюда, на белорусской земле, уроженцем которой я являюсь.
Родился я в селе Балаши, Молодченской области,  в 1926 году, в семье росло трое детей, два мальчика и одна девочка, сестрёнка моя значит. Отец и мать работали в колхозе.
Отца я не помню, он умер в 1927 году, когда мне исполнился всего один годик, наша семья осиротела. Трудно было матери растить нас троих одной, но старшие дети всегда ей помогали по хозяйству, как все сельчане мы держали корову, кур, гусей и сажали огород.
В 1939 году , в период войны с белофиннами брата призвали на фронт , вскоре на него пришла похоронка, сообщили что пал смертью  храбрых, Все заботы о нас, детях легли на материнские плечи. Со временем я пошёл в нашу сельскую школу и в связи  с тем, что брат погиб, после окончания четырёх классов учёбу пришлось оставить. В 1941году германские нацисты напали на Советский союз, и Белоруссия оказалась оккупированной.
Так я оказался в оккупации. В 1943 году немцы начал и увозить в Германию. Мне с другом удалось бежать, таким образом мы оказались в партизанском отряде, действовавшим на территории нашей области. Мне исполнилось 17 лет и я наравне со взрослыми бойцами нашего партизанского отряда принимал участие в боевых операциях против фашистов
В июне 1944 года, Советская Армия освободила столицу Белоруссии город Минск и наш отряд влился в её ряды. Меня призвали  на службу и направили в г. Бобруйск, в школу сержантского состава, где три месяца учился. После окончания курса военной подготовки
был откомандирован  в 71 мотострелковый полк автоматчиком. В конце ноября полк бросили  под Варшаву. На этом направлении шли ожесточённые бои с немцами, которые не хотели выхода нашей Армии на стратегическое шоссе  Варшава-Берлин, напрямую соединявшее эти два города. С боями перешли  польско–немецкую границу овладели целым рядом немецких городов, в том числе Гайану, Шрабава, Левинберг и Бунцлау.28 марта под Кенигсбергом  я получил ранение в живот. После боя, долго лежал истекая кровью в воронке , в ожидании санитаров, уже потерял надежду выжить, Было страшно, очень страшно. Правда будучи на фронте , как-то привыкаешь к грохоту снарядов, к визгу мин, к умирающим рядом с тобой солдатам, но чувство страха умереть ,никогда не покидает сознание. Наконец меня обнаружили девочки_ санитарки наскоро перевязали, вместе с солдатами подъехавшими на телеге погрузили  с лежавшими там ранеными и отправили в прифронтовой госпиталь, где мне сделали операцию убрав сантиметров двадцать кишок. Потом был госпиталь в Минске, а реабилитацию я проходил в городе Слониме, там же, в Белоруссии. В апреле1945 года меня выписали ,  там же в Слониме был сформирован батальон и нас на машинах, вновь отправили на фронт,, в полк который находился в 120 км. от Берлина.» Ну что дальше  было , ведь война приближалась к концу спросил я ветерана, чего вас после ранения опять отправили воевать? « Ну я такой же вопрос задал командиру нашего батальона на что он ответил, ладно , подожди, придёт время разберёмся. При переформировании нам выдали новую армейскую форму и шинели, а до этого мы ходили в ватных бушлатах.  Где-то вдали от нашего расположения слышалась перестрелка, наши командиры предположили , что прорывается из окружения власовская группировка и дали команду окопаться Мы, конечно , окопы не копали,  а сделали небольшие укрытия с насыпным бруствером, Лежим, ждём, но никаких движений со стороны противника нет Так и пролежали всю ночь .а утром появляется наш комбат стреляет в воздух из своего ТТ и кричит Ура, мы победили, подписан пакт о полной капитуляции Германии. А перестрелка была по тому же поводу, сдаваться немцы начали еще до подписания  пакта. У нас, старослужащих начался  отсчёт до дембеля. В первую очередь демобилизовали специалистов сельского хозяйства, учителей, производственников строителей, тех кто должен был восстанавливать разрушенные войной города и сёла. Пришло молодое пополнение, призыв 1927-1928 года рождения а нас, фронтовиков старались не трогать. Строевой подготовкой мы не занимались , на политзанятия, не приглашали  Но мы не бездельничали, вместе с другими занимались демонтажём оборудования стекольного завода.  Демонтировали, укладывали в ящики и отправляли в Россию, откуда этот завод во время войны немцы увезли в Германию. Другой батальон  демонтировал завод по изготовлению фибры из которой делали пропеллера для самолётов и чемоданы. для населения. Перед демобилизацией к нам приехал начальник штаба Армии Шатилов Нам выдали немного сахару в дорогу, по куску парашютного шёлка и разрешили кое-что взять из трофейного имущества, ну там гармошку или аккордеон Позже я видел маршала Рокоссовского, который вручил солдатам и офицерам медали» За победу над Германией» и « За взятие Берлина».
 Приехал домой в деревню. В 1946 году пошёл учиться на шофёра Работал в Ростовской области, позже поехал в Сухуми(Абхазия) там работал каменщиком Разнорабочим, В 1956 году приехал в Жезказган. В августе меня зачислили в ДРУ на шахту №44 бурильщиком..
В конце 1957 года перевёлся на шахту «Покро» слесарем-монтажником. В 1960 году работал в экспедиции в посёлке Актас, где многие в сезон занимались добычей пьезокварца. крайне  необходимого в электронной промышленности.
В 1961 году перевёлся на Карсакпайский медеплавильный завод слесарем котельного цеха на ЦЭС В 1975 году меня перевели на Джезказганский медеплавильный завод, на котором я проработал до пенсии, в электролитном цехе, слесарем по ремонту металлургического оборудования» Вот такой рассказ я услышал от случайного  пациента , присевшего со мной рядом на лавочку в сквере Медцентра, Внимательно послушал его и подумал, а почему бы не познакомить с ним жителей нашего края, ведь интересно прожита им жизнь.


Рецензии
Боря,главные виновники не торговцы, а те кто создал новую систему без контроля.
Сделал деньги мерилом вего, что с нами и без нас.
Едва-ли ты отзовешься.
Забыто многое тбой,
И я уже совсем седой,

Владимир Малых 2   27.09.2015 11:09     Заявить о нарушении