Как это было

Скоро, 12 апреля этого года наступит день рождения Каныш Имантаевича
Сатпаева, известного в Казахстане учёного-геолога, много лет своей жизни отдавшего развитию и становлению Казахстанской науки.  Много времени Каныш Имантаевич,
как геолог посвятил изучению Джезказганского медно-рудного месторождения.  С присущей ему энергией К.И. Сатпаев сумел доказать в высших эшалонах Советской власти,  целесообразность капитальных вложений в строительство Большого Джезказгана.
Он говорил, о перспективности этого богатейшего в мире месторождения и указывал, что здесь, под степными раскатами скрыты огромные запасы медной руды.
Каныш Имантаевич часто бывал в Джезказгане, здесь он плодотворно работал, здесь жили и трудились его соратники и друзья в  поисковых геолого-разведочных партиях.,среди которых были Василий Штифанов, Саид Сейфулин и много других, преданных геологии и Канаке людей. Неоднократно  К.И.Сатпаев избирался в Верховный Совет Каз.ССР и в Верховный Совет Союза ССР., Посколько он  пользовался большим уважением и авторитетом среди жителей нашего города и Карагандинской области в целом.
В 1950 году, после окончания 10 класса в школе №2 Рудника я пошёл работать в ШСУ , где начальником в то время был Семён Осипович Вепринский. Приняли меня в отдел оборудования товароведом.  В 1951 году я решил поступать в Казахский горно-металлургический институт, который находился  в Алма-ате В июле собрал документы, написал заявление о желании в нём учиться отправил их в институт и жду вызов на экзамены. А вызова нет и нет..
Думаю, что случилось, неужто письмо не дошло .И вдруг получаю ответ из приёмной комиссии, в котором от меня требуют представить подробную биографию, с указанием причины пребывания отца в Джезказгане. Вот те на, такого я не предполагал, показал отцу
эту бумажку, а сам уволился поехал в институт, что будет, то будет,
За отцом никаких прегрешений ни числилось, человек он был уважаемый в посёлке, небось разберутся. В те годы при поступлении в институт требовалось иметь трудовой стаж, он у меня был. Хоть и не большой, но был Приехал в Алма-ату, пошёл на Ленина 90 в институт,сдал в приёмную комиссию документы и отправился в общежитие для абитуриентов на улицу Калинина 124, а там большая комната, а в ней стоит около двадцати коек, есть свободная, занимай и обосновывайся на период поступления. Так я и сделал. и поехал узнавать расписание экзаменов, аудиторию, где будут проводиться консультации, выяснял кто будет принимать экзамены. Все боялись письменного экзамена по литературе, сочинения Наконец приступили к сдаче экзаменов, все шло пока нормально, правда был конкурс, сейчас не помню сколько человек на место, но был.
В промежутке между экзаменами мы, абитуриенты принимали участие в строительстве двух  спальных корпусов на территории института, выполняли подсобные работы. Я активно участвовал в этих делах и на меня обратил внимание декан горного факультета Кулибаба Андрей Николаевич, похвалил за работу и сказал « Нам такие ребята нужны давайте к нам, на горный факультет» Собственно так потом и произошло, меня зачислили в горняки. Зачисления я ждал с тревогой в душе, я же не представил подробной автобиографии  с указанием причин приезда отца в Джезказган. Ну, как бы то ни было я студент и как мои друзья занимался, ходил на лекции и мечтал о студенческой форме с эполетами.. Через месяц, где-то в середине сентября староста группы ГИ-51-3, в которой я числился говорит мне : « Зайди в деканат, тебя вызывают». Ну, решил я, опять биография,,
Чего прицепились, ведь отец ничего противозаконного не совершал. Зашёл в деканат, Андрей Николаевич  спрашивает, ты что знаком с Сатпаевым, я говорю нет, так знаю, что он президент АН Каз.ССР, депутат Верховного Совета СССР от нашего избирательного округа, а так не знаком, и даже не видел его ни разу. . Ну ладно, не видел, так увидишь, он приглашает тебя во вторник к себе. Понял,? Я отвечаю ему Понял, а в голове ералаш, не могу понять, с какой стороны у президента Академии наук возник ко мне интерес. Что такое мог я совершить. чего я только не передумал, ну никак, ни с какой стороны к академикам я не был причастен, и зачем вызывает меня наш депутат мне и в голову не приходило.  Тем не менее в назначенный срок я сидел в приёмной президента и ждал вызова.  Наконец помощник президента говорит мне: «Заходите». Ну я и зашёл, большой кабинет ,длинный, уставленный стульями стол. заседаний покрытый зелёным сукном, и во главе его за письменным, рабочим столом сидит большеголовый, крепкий на вид мужчина, такой симпатичный, посмотрел  на меня добрым взглядом издалека и говорит:
« Подходи ближе, не стесняйся. Ты Борис Опескин?. В институт поступил?» поступил , отвечаю я ему.  « а отцу об этом сообщил?» Да, говорю, телеграмму дал,
 « А на какой факультет пошёл учиться, я сказал на горный, ну что же, это хорошо, горняки нужны нашей республике, учись , желаю успеха. Беседа .наша была кратковременной, я попрощался и пошёл к двери.. Вышел на улицу, иду и думаю, чем вызван этот интерес ко мне, так ничего и не придумал Ведь этот человек по горло занят своими научными трудами, государственными делами и вдруг находит время  для меня,
человека ничем себя не проявившего в жизни.
Эта загадка длилась до моего приезда домой., когда я рассказал отцу о моём посещении президента отец показал мне письмо, в котором он обратился к К.И. Сатпаеву, после запроса секретаря приёмной комиссии о причинах его пребывании в Джезказгане.
Что говорить, дурная слава о Джезказгане, как о каторге, давно разнеслась по белу свету,
Также как о Соловках, о Норильске, о лесоповалах Сибири Я сам видел каторжан с белыми номерами на фуфайках, где рядом с номером стояли три буквы КТР, что означало каторжанин. Многие из живших в городе, освободившись из лагеря, жили на поселении.
Детей , членов семей репрессированных не принимали на ответственную работу, ограничивали их приём в институты. Бывшим узникам Степлага не разрешался выезд из города, они постоянно отмечались в комендатуре.
Под подозрение попал и я, потому что жил в Джезказгане и здесь работал мой отец первостроитель, а в последующем заслуженный строитель Казахской ССР. Большого ума и благородной души был наш Канаке , Он был очень обязательным человеком по отношению  выполнения своих депутатских обязанностей. Он не оставил без внимания письма джезказганского инженера, он не только написал письмо директору института
по существу вопроса поднятого жителем подопечного ему, как депутату региона,
он ещё нашёл время, чтобы убедиться в том, что несправедливость к юноше не допущена.
и он может получить высшее образование.
Не знаю, запомнил ли он меня, но в день рождения моего первенца 30 марта 1961 года выездная сессия Академии наук КазССР проходила в Джезказгане.Я будучи участником этого события встретился с Каныш Имантаевичем, напомнил ему о себе и сообщил о рождении первенца  он поздравил меня с рождением сына, поинтересовался здоровьем отца. Я поблагодарил Канаке за участие в моей судьбе и после обмена добрыми пожеланиями мы расстались. Больше я с ним не встречался. Правда ,с дочерью его Мизей, которую знал, мы несколько раз виделись, когда она приезжала на посмертные чествования отца ..Вот так оно было, в те далёкие годы, большие люди, при всей своей занятости находили время для общения с народом, который доверял им и избирал их на ответственные государственные посты.


Рецензии
"стояли три буквы КТР"-скажите это при советской власти такое было? Ну и ну!
А я вырос на улице Сатпаева в Алма-Ате, поэтому знал, что он академик. Теперь знаю-хороший человек был.
И в Джесказгане были неделю-правда каторжные места.

Огай Александр   29.09.2011 16:52     Заявить о нарушении