А не поехать ли нам в Богемию?..

               
Богемия, как переходящий приз, веками передавалась из рук в руки.  Во второй половине ХII века она вошла в состав Священной Римской империи, а спустя ещё два века её правитель   Карл I стал императором. Но в Священной Римской империи карлов хватало и до него, так что, будучи Карлом I на Родине, он одновременно был императором Карлом IV.
Спустя ещё лет эдак пятьсот потрёпанная войнами Богемия вместе с Чехией вошла в Австро-Венгрию. И это было мудрое решение. Габсбургов, я имею в виду, потому что ни чехов, ни богемцев никто, понятное дело, не спрашивал.               
Примерно в это же время какой-то ушлый богемец спёр у венецианцев технологию изготовления их знаменитого муранского стекла. Так зародился богемский хрусталь. Страна процветала, известные ещё с незапамятных времён источники минеральной воды принесли Богемии славу прекрасного курорта. Гуляя по современному Теплице, то и дело натыкаешься на следы пребывания здесь великого Моцарта и великого Гёте. Именно здесь произошла первая и единственная личная встреча Гёте с не менее великим Бетховеном. Говорят,  в доверительной беседе Гёте сказал, что восхищается композитором, ведь музыку писать так трудно! На что Бетховен ответил: «Ну что Вы, это  пустяки, это совсем не так трудно, как писать стихи!»

В XVII веке некий Жорж Страсс изобрёл технологию подделки драгоценных камней. Благодарное человечество назвало камешки стразами. Предприимчивые богемцы и тут не остались в стороне. Среди умельцев-огранщиков был и пан Сваровски…               

Нет, не тот, чьи кристаллы стоят сейчас почти как подлинные бриллианты. Это был папа-Сваровски. Сын же изобрёл станок и новую технологию огранки. После этого он стал богатым, знаменитым, покинул Богемию…               

Остальное вы о нём уже знаете.

В «большой Теплице», если может быть что-то большое в этой маленькой стране, входит бывший шахтёрский городок Крупка, ныне ставший музеем под открытым небом. Конечно, желающие могут отправиться в шахту, где когда-то добывали олово и где сохранились все атрибуты этой каторжной работы. Но мне было гораздо интереснее побывать в базилике Девы Марии. Ей 300 лет, и за всё это время она ни разу не подвергалась разрушению или перестройкам! Вот так и стоит, те же резные деревянные скамьи, алтарь, куда во времена Гуситских войн тайно принесли фигурку Девы Марии.  Все деревянные украшения были пропитаны каким-то особым отваром из масел и трав. Определить сорт дерева или этот состав современные химики не смогли. А базилику лет 50 назад посетил Папа Римский, чем и придал храму более высокий статус.
Ещё одно место в Крупке, которое обязательно советую посетить – это Град Крупка, старинная сторожевая башня. С неё открывается потрясающая панорама Крушных гор.  Следы Гёте  «сохранились» и там. Во дворе крепости стоит памятный камень: «Здесь дважды побывал»…

Собственно, Крупка была первым пунктом нашей поездки. А уж потом – Теплице с его многочисленными фонтанами, парками, непременной принадлежностью всех чешских городов – чумной колонной. Чехия – страна католическая, люди здесь  очень верующие. А уж в средние-то века! После печально известного периода охоты на ведьм, когда сожгли всех красивых женщин, за ними – чёрных кошек, а напоследок, просто на всякий случай, - и всех остальных кошек, чума беспрепятственно выкосила Европу. Некому было ловить её разносчиков – крыс. Вот тогда напуганное население прибегло к последнему средству  – стало строить красивые колонны на площадях перед церквами, задабривая Господа Бога. Чума ушла, а колонны и по сей день стоят в больших и маленьких чешских городах.

В истории Теплице очень много «русских» страниц. Этот курорт посещали русские императоры Пётр I, Александр I и Николай I.
Но ещё интереснее история теплицкого замка, подаренного австрийским императором своему любимцу Кляри-Альдрингену. Один из его потомков женился на правнучке Кутузова. И чета Кляри-Альдрингенов часто принимала в себя родителей Елизаветы, графа и графиню Фикельмон.  Замок в 1945 году был национализирован, теперь это музей, где экспонируются портреты семьи Кляри-Альдринген, Финкельмон и прочих родственников.

А «гвоздём» поездки стало посещение замка Духцов, который стал знаменитым благодаря тому, что один из графов Вальдштайн пригласил на должность библиотекаря Джакомо Казанову. Знаменитому авантюристу исполнилось 60. Старый,  больной, всеми забытый, он искал, где бы дожить свой век. К чести графа, он терпел все капризы Казановы, ставшего на склоне лет жёлчным старикашкой. Сохранились комнаты, где он жил, подлинная их обстановка. А в библиотеке за столом с пером в руках сидит восковая фигура над  листом бумаги. Известно, что за 13 лет, прожитых в Духцове, Казанова написал многотомные мемуары и несколько художественных произведений.
Мемуары были опубликованы лишь спустя 20 лет после его смерти и произвели фурор. Вы можете почитать их в русском переводе.
А напоследок Казанова оставил последнюю загадку. Похоронили его на кладбище возле кирхи св. Барбары. В XIX веке кладбище было закрыто. Где теперь покоится прах венецианца – неизвестно.
   
      
 

 

 
 
 

 

 


Рецензии