Звено 30. Подстава

В кабинете рекламистов был посетитель. В связи с торжеством - у кассира было день рождение, кассу закрыли в пять вечера. А этому приспичило срочно прорекламировать свои зачасти. Сумма за бегущую строку набралась небольшая – шестьсот тенге. Яна убрала их в портмоне. Позже сдаст их в кассу.
- Яна, завтра родительский день, как я устал без денег, - Сипунов вытянул ноги, удобнее усаживаясь в кресле, на кладбище надо идти, а даже на бутылку нет!
- И не говори, - Яна всегда покупалась на дружеский тон, не представляю, как я туда пойду. Даже яйца купить не могу, не то, что куличи напечь. Обнищала совсем. А ведь только вчера шефу такую сделку провернула с Дорожным банком. Годовой договор на рекламу с полной предоплатой. Наличкой. Как тебе?
Яна не стала, посвящать Сипунова в подробности, что при обналичке  денег, их шефу пришлось делить их  с администратором банка. В каком процентном соотношении, Яна сама не знала. Это решалось уже без неё. Зато эта сделка дала возможность телеканалу полностью рассчитаться с пенсионным фондом. Задолженность была огромная. А теперь её перекрыли. Яне не перепало ничего, ни премии, ни благодарности.  Потому что шеф завтра собирался в командировку в столицу, деньги ему были самому нужны. Было обидно. «В последний раз я для него так стараюсь, не умеет он ценить людей», - Яна продолжала:
- Где бы денег занять?
- Слушай, давай я эту строку от себя толкну через техников, а деньги поделим?
В комнату вошла Инна, и у Яны вдруг мелькнула мысль: «Что-то последнее время Инна и Ваня одинаково пахнут? То есть  Сипунов пахнет Инкиными духами? Или мне кажется?»
- Инна, я тут Яне советую деньги за строку прихватизировать, а то завтра праздник, а в кармане шиш. Поделим на троих. По двести тенге.
- Ну, если сам шеф рекламного отдела предлагает, то можно, - нежная улыбка была  дарована отнюдь не Яне.
- Инна, может, ты её пристроишь. Технари тебе никогда не отказывали.
Деньги поделили, Инна вышла в эфирку, забрав с собой текст рекламы. А Яна опять задумалась: «Что-то в поведении Ванечки не так, подозрительно добрый он сегодня, зря я согласилась».
На следующий день была суббота. Яна вышла на работу, хотя это было и не обязательно. Ей нужен был компьютер, а её уже клиент новый ждёт. Опять строка - на пять дней. Ну, и соответственно, деньги для кассы. Яна пошла в дежурку. Там сидел шеф, просматривал монтажный лист. Яну словно кто подтолкнул:
- Владимир Иванович, вот я принесла два заказика на «бегущую строку». А вот это деньги. Обе на три дня. И отдала ему  оба рекламных текста.
И гора с плеч у неё свалилась. Сразу успокоилась. Решила, что в понедельник заберёт  у Инны и Сипунова по двести тенге, объяснит им всё, ну нельзя так! А деньги эти внесёт за второй текст ещё на два  рекламных дня. И никакого больше криминала. От греха подальше.
Так она и сделала в понедельник, только Ванюша удивлённо поднял бровь и сказал:
- Я уже истратил эти деньги, у меня нет.
- Ну, потом вернёшь, - Яна не ожидала, что он упрётся.
Неделя прошла без изменений, к пятнице все ждали шефа из командировки. Яна зашла в эфирку, там сидел Сипунов и Вера. Они последнее время часто бывали вместе.
У Инны появился новый ухажёр –Анатолий. Яна их и познакомила. Сипунов глянул мельком на Яну и сказал:
- В пятницу шеф приезжает, у нас общее собрание в три часа дня, ваше присутствие обязательно.
- Хорошо!
Яна проходила мимо видео инженера, который с ней не разговаривал уже с месяц. И вдруг тот к ней обратился:
- Яна, у нас в пятницу общее собрание, смотри, не пропусти, - ухмылка была нехорошей.
- А когда я собрания пропускала?
- Да это я так к слову.
«Ничего себе  к слову, месяц морду воротит, а тут заговорил, нечисто что-то», - Яна всегда доверяла своей интуиции.
- А что, шеф важные новости везёт? Может, нашему каналу конец пришёл?
- Кому-то может быть и конец!
Усатую физиономию опять перекосила глумливая ухмылка.

Собрание началось вовремя. Явка была стопроцентной. Яна ожидала чего угодно, но не этого. Шеф окинул всех тяжёлым взглядом и выдал, старательно избегая смотреть Яне в глаза:
- На Яну Вальдемаровну от технического отдела поступило заявление о незаконном присвоении средств телеканала в размере 600 тенге. И хотя мне это очень неприятно делать, меня попросили разобраться с этим. Что вы ответите на это Яна Вальдемаровна?
 Яна  искоса взглянула на Ванечку и на Инну. Инна побледнела. Ванюша сидел невозмутимый. Бухгалтерша поедала Яну горящими глазами. У видео инженера был вид удовлетворённого кота. «Значит, это была провокация. Ах, Ваня, Ваня. Что же делать? - Решение созрело мгновенно, - Или Инна меня сейчас спасёт, или я пропаду совсем», - мозг Яны заработал и выбрал единственную беспроигрышную комбинацию.
- В чём меня обвиняют, конкретнее?
- Здесь написано, что в пятницу вы приняли деньги от клиента за рекламу «бегущей строкой»  о запчастях к автомашине ВАЗ на сумму 600 тенге. В ту же пятницу пытались через Инну Петюнчикову провести эту строку бесплатно. Технический отдел воспрепятствовал. Но в субботу, и ещё три дня эта строка в эфире прошла, а деньги в кассу так и не поступали. Если это подтвердится, то это воровство, не мне это вам объяснять.
- Да, в пятницу Инна хотела провести строку о запчастях одного своего приятеля бесплатно. Ведь у нас же есть такая льгота: один раз в месяц давать строку бесплатно. Но ей отказали. В ту же пятницу и ко мне обратился клиент с подобной же рекламой, мало ли кому срочно нужны запчасти? Свидетель сам начальник отдела рекламы Сипунов, и Петюнчикова, что с клиента я взяла 600 тенге.
- Вот именно, - в бой кинулась бухгалтерша, - а эти 600 тенге по кассе не проходили. Я специально проверяла!
- Как они пройдут, если в субботу утром я их вместе с другой суммой сдала Владимиру Ивановичу. Он и визу свою поставил на оба рекламных текста. Проверьте! Да он и подтвердит. А потом клиент продлил свою рекламу ещё на два дня, и  доплата пошла в кассу. У меня и документ есть.
- Да, припоминаю, в субботу я принял у Яны Вальдемаровны  две тысячи двести тенге, и расписался на рекламных текстах. Там всё верно. Их надо найти и сравнить тексты. Инна, вы можете дать точный текст рекламы, которая не прошла?
- У меня этот текст не сохранился, но там была речь о запчастях. Я могу позвонить своему знакомому и уточнить текст. Правда это не особенно удобно, ведь я его просьбу так и не выполнила, - бледная, как стена Инна села.
У Яны отлегло от сердца. Инна повела себя порядочно по отношению к ней, Яне. Петюнчикова была очень неглупа и быстро сориентировалась. Инна спасла её, и женщина будет благодарна подруге долгие годы. Будут между ними ещё и обиды, и непонимание, но благодарность останется навсегда.
- Так, - директор, даже как-то посветлел лицом, и мило улыбнулся Яне, - я думаю, что с эти вопросом разобрались, правда настораживает, что текст похож, но каких только совпадений не бывает. Не пойман, как говориться, не вор. Переходим к другому вопросу.
- Нет, ну как же Владимир Иванович, коллектив не доверяет Яне Вальдемаровне. Мы требуем провести встречную проверку с рекламодателями, - бухгалтерша возмущённо вскочила со своего места, она жаждала войны.
- Да, Яна Вальдемаровна, вы просто какой-то непотопляемый корабль, - видео инженер снова, по-волчьи, улыбнулся себе в усы.
- Да я знаю, ребята, что зря ввела дежурства рекламистов по выходным дням. Оставила вас, бедных, без навара. Вот вы мне козни теперь и строите. Ну, не подумала я. Директору вот хотела угодить!
Яна была неподражаема. Мужики повесили головы. А собрание, тем не менее, продолжалось.
- Я, Владимир Иванович тоже не против встречной проверки.  Ещё выясниться кто вор, кто не вор. Можно вообще пригласить аудитора, - Яна глянула на бухгалтершу и улыбнулась.
Сразу после собрания Яна с Инной пошли по фирмам. По пути побеседовали по душам. Инна была довольна. Она видела, что очень выручила Яну, та теперь смотрела на Инну влюблёнными глазами. Ощутить себя среди волков, и тут вдруг за тебя заступились и спасли от беды!

В этот же вечер Яна положила перед собой чистый листок бумаги и написала директору всё, что было не так в бухгалтерии телеканала. Ведь не зря она восемь месяцев просидела в одном кабинете с бухгалтершей. Яна перечислила всё, в чём была уверена, и всё, о чём подозревала. В конце она добавила, что не доводила до сведения директора это только потому, что думала, что он сам в доле с бухгалтершей. А теперь, после собрания стало ясно, что он, как человек порядочный и честный не в курсе делишек бухгалтера. Яна советовала провести аудиторскую проверку не только рекламного отдела, но и бухгалтерии телеканала.
На следующий день, Яна, как ни в чём не бывало, поздоровалась с Ванечкой, с милой улыбкой напомнила ему о должке, о тех двухстах рублях, и показала ему письмо.
- Иван, как ты думаешь, долго ещё будет она здесь бухгалтером?
Яна сделала это специально, но времени для раздумья ему она не оставила, тут же вошла в кабинет к шефу. Так что Ваня помчался в бухгалтерию  сообщать о предстоящей мести, в тот же момент, как эта месть наступила. Шеф вызвал бухгалтера через двадцать минут. Домой та ушла вся в слезах. На следующий день она легла в больницу. Решила пролечить застаревшее воспаление яичников. Владимир Иванович принял этот жест, как подтверждение вины и срочно нанял аудитора. 
Проверка вскрыла хищений почти на миллион тенге, такого даже Яна не ожидала. Здесь было очень много нарушений и подделка подписи на банковских документах, и запутанная отчётность. И подделка подписей в ведомостях по зарплате. И много ещё такого, чего писать не стоит, дабы не совращать молодых бухгалтеров на грешный путь.  Владимир Иванович перед Яной извинился,  встречная проверка пока не обнаружила никаких нарушений со стороны рекламного отдела, а заодно поблагодарил за то, что та открыла ему глаза.
- Яна Вальдемаровна, я подал на неё заявление в прокуратуру. Я её посажу!
- Но у неё десятилетний ребёнок, может быть, договоритесь, и она вам возместит ущерб.
- Какой ущерб, она ни в чём не признаётся, адвоката себе наняла самого дорогого.
- Ну, не знаю,  я такого исхода, честное слово, сама не ожидала.
- Владимир Иванович, теперь я хочу попросить Вас об одном одолжении, можно?
- Естественно.
- На том собрании, меня облили грязью, и я поняла, что почти весь коллектив против меня. Я хочу уйти с телеканала. Меня приглашает фирма «Эльдорадо». Они берут меня  менеджером.
- Но трудовая твоя у аудитора, я не могу её сейчас вернуть. Проверка не закончена.
- Не страшно, вернёте позже, только я хочу уйти по всем правилам. Я хочу сделать прощальное чаепитие. Я уважаю традиции.
- А если они проигнорируют и не придут?
- Поэтому я и обращаюсь к вам, Владимир Иванович. Если вы придете, то все придут.
- Хорошо, я им лично передам твоё приглашение.
На чаепитие Яна пришла с новой причёской, из брюнетки сделавшись блондинкой. Ванечка осыпал её комплиментами, чаепитие прошло гладко. Пожелали Яне на новом месте всяческих успехов. И их пожелания сбылись. Яна проработала  в новой фирме два месяца, успела получить там зарплату за два месяца и на телеканале свои расчётные. Детей своих она кормила сама. И помнила всегда об этом.
На телеканале дела шли из рук вон плохо. Аудиторская проверка ввела шефа в уныние. Он так мучился от недостатка средств, выплачивал за кредит в банке огромные проценты и штрафы за просрочку платежей, а его кровные уплывали в карман хитрющей бабы! И такая его грызла досада, понять было не трудно. А тут и тендер объявили. И телеканал разорился. Все сотрудники были предупреждены о закрытии предприятия, и всем, пришлось регистрироваться на бирже труда. Там были обеспечены государственные пособия в течении шести месяцев. Узнав об этом Яна, быстро прикинула, что ей с её средним заработком начальника отдела на телеканале будет положено пособие ежемесячно свыше 6000 тенге. В «Эльдорадо» ей платили столько же, но за адский труд. А в отпуске она не бывала уже лет пять! Она срочно позвонила бывшему шефу:
- Владимир Иванович, вы в моей трудовой книжке уже увольнение заполнили?
- Нет пока, у меня не кому заполнять. Эта же тварь - под следствием.
- Вот и хорошо. Можно чтобы вы оформили мне, как и другим, увольнение в связи с ликвидацией предприятия.
- Зачем тебе это?
- Хочу пол года пособие получать. Устала от работы.
- Легко, нет проблем. Приказа о твоём увольнении, кстати, так и не было.
- Я надеюсь на вас, Владимир Иванович.
- Да, тогда приходи на заключительное собрание, в четверг в 16.00. как раз будем выдавать трудовые книжки. И распечатки с долгами по зарплате. У телеканала только перед тобой нет долгов по зарплате, и мне это даже приятно!


Рецензии