Студенческие конспекты. К. 12

          В студенческие годы я изучал основы физики, математики, сопромата, черчения и начертательной геометрии. Последняя дисциплина не являлась моей любимой, но все остальные предметы были интересны.

          На втором курсе мы начали изучать предметы, которые были ближе к нашей будущей специальности. Появилась дисциплина «Электротехнические материалы» (ЭМ).
          По ней мы сдавали теоретический зачет без дифференцированной оценки. Она являлась прикладной дисциплиной с элементами физики.

          Хочу рассказать о преподавателе, который вёл ЭМ. Это был доцент Ширшов Василий Николаевич. К сожалению, когда я только начал писать этот рассказ, я забыл его имя и отчество.
          Пришлось обратиться к ветерану нашего факультета, Серебрякову Виктору Николаевичу, который преподавал электрические сети.

          Особенно запомнилась курсовая работа по его дисциплине.
Мы проектировали высоковольтную линию на определённой местности, применяя теорию минимальных потерь. В эту теорию входили как физические и электрические потери, так и различные затраты. Форма линии, рассчитанная по этой методике, получалась ломано-изысканной.

          Но я отвлёкся.


          Как и предсказал доцент Ширшов на первом своем занятии, мы, студенты, его запомним навсегда. Старшие товарищи предупредили нас, что к ЭМ и самому Ширшову нужно отнестись очень серьёзно. Каждый год один-два студента не могли преодолеть этот барьер и отчислялись.

          Ширшов был уже немолод, ему перевалило за шестьдесят. В своё время он занимал должность заведующего или заместителя кафедры электротехники, но с возрастом оставил этот пост и стал преподавать электротехнические материалы, чтобы не скучать на пенсии.
          Он выглядел довольно грузным и был среднего роста, с животиком.

          Система Ширшова была простой и правильной, но методы, которыми он добивался её выполнения, являлись не совсем корректными. Уже в начале первого занятия он раздал нам курс лекций, размноженный на ротапринте.
          И сказал, что в своих лекциях будет сообщать только новые сведения по курсу, которых нет в этом издании.

          Затем он обрадовал нас, что у всех уже есть зачет, и мы получим его автоматически, если выполним ряд его условий. Каждую лекцию он начинал с коротких вопросов по теме предыдущей лекции. Каждому задавался один вопрос, не очень сложный, но для ответа на него нужно было очень четко знать материал предыдущей лекции.

          Если ты отвечал на вопрос, всё было отлично.
Но если не отвечал…Тогда на следующей лекции было уже два вопроса, и, кажется, не совсем обычных.
          Если ты не отвечал и на них, на следующем занятии нужно было ответить на вдвое большее количество вопросов.
          Но мы его систему разгадали.


          Ширшов вёл объяснение в очень жёстком и угрожающем стиле. Он то широко улыбался, то сразу становился серьёзным, а его лицо даже каким-то зловещим, что очень пугало нас.

          Надо сказать, что Ширшов был актёром трагикомического амплуа. Он рассказывал, что можно (в принципе) сдать зачёт по всему курсу, но сдать зачёт ему — это невозможно.

          Мы уже были готовы к этому, поэтому забросили все другие предметы и занялись только его предметом.

          Преподавателем он являлся прекрасным. Он диктовал нам всё, что нужно было записать. В основном мы просто слушали лекцию.

          Обычно же студент, когда пишет конспект, ему трудно понять и записать материал одновременно, поэтому он только ведет конспект.

          Другим отличием было то, что лабораторные работы мы делали после усвоения всего курса, а не так, как это делалось по другим дисциплинам.

          На первых двух лекциях Ширшов задал вопросы двум студентам, которые на них не ответили. К остальным он сразу потерял интерес.

          Они заслужили свою участь, потому что один занимался художественной самодеятельностью, а другой комиссарил в оперотряде. За счёт этих внеучебных занятий они сдавали сессии.

          Но тут коса нашла на камень. По окончанию сессии эти товарищи зачет не сдали, как и ожидалось, и их отчислили. Точнее, они перевелись на вечернюю форму обучения.

          Но и там на их пути к овладению знаниями встал Василий Николаевич. Одного товарища я встретил спустя много лет — он работал на заводе снабженцем. Другой работал в ресторане в Москве.


          В качестве иллюстрации
          к этому произведению
          использована работа
          Аллы Львовны
          Соломонович,
          нашей учительницы.

Продолжение http://www.proza.ru/2009/11/30/727.


Рецензии
Как хорошо написано.
Да, согласна, методика преподавания правильная, проверки - не очевидно :)

Мост Будущее   10.04.2025 20:30     Заявить о нарушении
Я доволен, что Вы признали, что хорошо написанное.
«Да, согласна, методика преподавания правильная, проверки — неочевидно :)» — это квинтэссенция Вашего отзыва.
Спасибо.

Федоров Александр Георгиевич   11.04.2025 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.