Из глубины сибирских руд

 Письмо прибалтийскому другу.         
     ( 30 лет назад )

…После того, как принц объяснил ей,
Что не каждый плод – благословенье…

Мы скорбей себе желали сами…
И вот: теперь мы скорбны.
               

Да, дружище, я хочу говорить о печали. Мне уже 25, а для бессмертья ничего не сделано. Но это говорит во мне не ложная скромность , а трезвая оценка пережитых абортов. Я не имею никакого права давать жизнь больному потомству! Как мощно выразился принц Гамлет: “Ни к чему плодить идиотов!”  Русские женщины мало  чем  похожи  на  Офелию,  которая,  вместо  того, чтобы последовать дальновидному совету и уйти в монастырь, тихо и скромно сошла себе с ума. Нет, русские женщины сами сведут с ума кого угодно, и доведут, если не до монастыря, то до палаты №6. Потому, что нигде, как в России, женщинам не дано столько оснований для вредных иллюзий. И нигде, как в России, нет такой дремучей половой безграмотности. Да, Алик, это у вас там море, чешское пиво, love…А здесь – моча и борьба с законом. Любят местные бабы качать права (чуть-чего), забывая об элементарных обязанностях. Наверное (есть у меня подозрение), хотят поголовно замуж. Но меня, свободного художника, принудить невозможно, т.к. (не устаю это повторять) художник не есть чья-то собственность. Он есть достояние народа. Пусть не оставлю я по себе громкой славы – я за ней и не гонюсь . Мне достаточно сознания, что все силы и жизнь отданы благородному делу борьбы с неграмотностью, что такие, как я , незаметные деятели и есть  оздоровительное начало во плоти и крови народного организма.
Новое всегда рождается с трудом, будь то плод биологический или духовный. Бабы, конечно, плачут. Да слёзы женские, если не за Родину – тьфу, вода! Поворот в сознании совершается, и если бы не стереотипность мышления, не злополучная привычка выводить критерии из норм общепринятой морали, не цензура коллективной нравственности, тяготеющая к немногим схемам и штампам ( типа: сначала – замуж, а потом - что  хошь)- научно – техническому взлёту  сопутствовал бы Ренессанс духовный. Однако, что мы видим? А видим мы печальное несоответствие, грустную игру в догонялки. Вот так и получается, что я самый настоящий гад. Это удел тяжёлый, но почётный – потомки скажут. Можно привести немало примеров, но достаточно будет и одного – вспомним разночинцев 80-х годов, тех русских юношей, которые ( по словам, хотя бы, того же Герцена) так беззаветно умели  самоуничтожаться. С точки зрения обывателя  - это, конечно, дурь… Но мы не можем становиться на сторону тех, для которых мир находится в пределах собственного огорода, на сторону тех, кто взглядом упирается в своё корыто. Одним словом, мы – вот надежда России, о которой метко сказал кто-то из отечественных классиков:”Ты и убогая, ты – и  обильная…” Прости , Алик, за этот , в некотором смысле, социологический этюд. Я – не кабинетная крыса, и судьбы отчизны не привык решать на бумаге. Я решаю их практически, в реалиях настоящего, адекватно исторической потребности. И потребность эта - в предохранительных средствах.  Из моего окна я уже вижу сияющий перевал к векам грядущим. Прощай, я иду раскрепощать народное сознание. Александр.


Рецензии