Педагогика-1

Здесь собрались одни «революционеры». Они утверждают, что педагогика – не наука, психология – не наука. Иные утверждают, что и философия – не наука, она по статусу близка к кулинарии.Куда "консерватору" податься? Обучаемость. Думаю, что неразумно отождествлять чисто естественный процесс дыхания с желанием учиться (возражение господину К.). Это разные вещи, хотя внешне чем-то схожие. Мы говорим не о естественном процессе приобретения жизненных навыков, что свойственно и животным, мы говорим о целенаправленном процессе усвоения знаний… Мне понятнее  школа.  Математика, физика, химия, биология, история, иностранный язык и т.д.  Надо приложить великий труд, чтобы овладеть этими предметами. Надо напрягаться, надо тянуть, а это далеко не всегда приятно. Спросить бы у бурлаков на Волге: «Вы тянете, как дышите?» Я думаю, они подобрали бы слова для ответа. Без естественного стремления ученика к знанию процесс обучения не построишь – это ясно, но к естеству надо еще «приставить» лестницу, много лестниц, по которым он «полезет» на вершину знания. А это уже задача дидактики и искусства воспитания, задача педагога, который приходит в класс с журналом под мышкой и кипой тетрадей в руках.

Пойдем далее. Научить учиться. Сложно это. Надо вложить желание учиться, опираясь на естественную потребность, на естественное любопытство, не заглушив в самом начале пробивающийся к свету росток. Вот тут-то и помогает наука психология. Но в школе применение психологии чаще всего сводится к устрашению двойкой. Учителю  надо скоро, а ученик не может скоро: болен, медлителен, отстал в развитии, расстроен домашней ссорой родителей, обижен товарищем на перемене. Рассказывают про первоклассника, который, выйдя из дома, специально падал в грязную лужу, чтобы вернуться и не идти в школу. Нет ничего труднее, чем вложить желание – тут нужен талант, подобный таланту В.А. Сухомлинского и В.Ф. Шаталова. Без внимательного штудирования трудов этих педагогов не обойдешься. Я читал, что отец Моцарта заставлял сына музицировать до изнурения, однако принуждение здесь опиралось на страстную любовь  сына к музыке. Сын сам хотел этого изнурения.

Возьмем учителя талантливого: он не заглушил желания учиться. Что дальше? А дальше – надо дать в руки питомца технологию, по которой он будет пробиваться к свету знания самостоятельно. Домашнее задание – это начало начал. Во-первых, надо соблюдать меру, чтобы у ученика не опускались руки («Разве столько выучишь!»), с одной стороны, и не возникала эйфория – с другой: я и так все знаю, я и так все запомнил. Во-вторых, тем, кто послабее, следует дать дополнительное разъяснение, вспомогательный инструмент (у Шаталова – опорный конспект). Далее – велика роль предметных кружков, которые в иных школах существуют только на бумаге. (Ученики задавлены уроками, а для учителя это лишняя, часто неоплачиваемая, нагрузка.) Еще далее: наиболее способные ребята  поступают в подготовительные школы при МГУ и при Физтехе. Олимпиады – хороший стимул самообразования для продвинутых. И на последний  способ самообразования хотел бы я указать – на систематическое чтение дома. Разной литературы: научно-технической и художественной. Что касается Интернета, то он пока – преимущественно способ развлечения. 29 ноября 2008 г.

   Задатки. Их можно назвать наклонностями (склонностями). Это – физиология. Усмотреть эти особенности можно только в поведении детей и в их отношении к учению. Активность – пассивность. Быстрая реакции (сообразительные) – задержанный ответ. Сильная реакция (драчливые) – вялый ответ. Одни больше думают,  другие больше чувствуют и воображают. Есть дети смелые, любят рисковать, есть дети осторожные, робкие.  Одни любят считать предметы, другим милы сами предметы. Одни мальчики дружат с мальчиками, а другие предпочитают компанию девочек. И т.д. Развитые задатки становятся способностями, способности – талантами.  Далее все будет зависеть от  воспитателя как активно воздействующей силы и от среды как пассивно воздействующей силы. Воздействие разных сил – сотрудничество или соперничество, а также – то и другое.  Кто угадал природу, тот  большего добьется в обучении и воспитании ребенка. Кто не угадал – будет мучить себя и питомца. Активное воспитание использует ряд интересных установок, средств, приемов. Их совокупность есть прикладная наука – педагогика. Коменский, Песталоцци, Дистервег, Корчак, Макаренко,  Сухомлинский. Велика роль среды, но ею не следует спекулировать. Велика роль активного воздействия на ребенка, но здесь нужен мастер. 9 февраля 2009 г.
 
В воспитании взаимодействуют три фактора – личность ребенка, активный воспитатель дома и в школе,  среда (друг, друзья, общество, фильмы, книги и прочее). Дети родятся разные. Разные – и с этим воспитателю нельзя не считаться, если он не  хочет  превратить жизнь ребенка в полосу одних неприятностей. Один предпочитает  иметь друга, другой хорошо чувствует себя среди друзей. Один рвется в лидеры, другой хочет подчиняться. А третьего устраивает любая ситуация. Воспитать человека – это научить его жить как в одиночестве (мыслителю предпочтительнее одиночество), так и в коллективе – в малом или большом. Умственные и творческие способности также у всех разные. Жизнь многообразна – и педагогу (не ефрейтору в учительском одеянии) это надо понимать.

Нацистам нужны были чистокровные арийцы, коммунистам – «строители величественного здания»; тем и другим нужны были воины, солдаты. Много солдат. В обоих случаях на первом месте стоял коллективизм. Кому нужны были мозги? Вождям, секретарям. А еще ученым, которые конструировали новое оружие и новую технику. Остальные должны были просто уметь подчиняться. Семья и школа старались угодить власти, иначе жизнь их дитя станет невыносимой.  А.С. Макаренко – талантливый педагог. И его талант устраивал большевиков, которые к рядовым  гражданам  относились, как Макаренко – к колонистам: их надо организовать, с ними надо играть в военные игры, их надо стройными колоннами водить на парады и демонстрации и т.д. Очень ценились ношение портретов, стягов, всевозможных тяжелых и разрисованных сооружений с лозунгами, а также – крики «Ура!» и «Да здравствует..!». Я учитель (на пенсии) и все это испытал на себе. Мы ходили на митинги и демонстрации и кричали, кричали.

Да, индивидуалисты капризны, из них порой вырастают очень «неудобные» граждане, порой – правонарушители. Но только из индивидуалистов вырастают творцы – в сфере науки, в искусстве и предпринимательстве. Гении – типичные индивидуалисты.  Коллективистами хорошо управлять, они – «сознательные», но коллективисты, как правило, бездарны и безответственны. И жестоки по отношению к тем, кто «выбился из стада». 4 марта 2009 г.
 
Актуальной проблемой обучения всегда останется – найти такой способ обучения, чтобы ребенок мог наиболее полно развить положительные склонности, которые дала ему природа.  Возможно, это склонность к чувственно-практической деятельности, возможно это склонность к умножению знаний. К живописи, словесному творчеству, актерскому мастерству и т.д. Все хотят «высоко подняться», но дети должны понимать, что и «внизу»  можно быть успешным гражданином.  По мере возможности, следует развивать все, что дала природа, но не следует забывать: силы ребенка небеспредельны. У каждого учителя на этот счет свой дидактический метод, который соответствует его работоспособности и таланту. И образованию. Достойных учителей сейчас поощряют, и это – хорошо. В свое время был известен Виктор Федорович  Шаталов. И метод его успешен. Думаю, дальше него в дидактике никто пока не пошел.
Актуальной проблемой  всегда останется метод воспитания. Этот метод – сам учитель. Не просто нашпигованный разными приемами преподаватель. Положительно воспитывает тот, кого дети ждут с радостью. Учитель вкладывает в душу ребенка мечту, идеал, положительный образец поведения, формирует совесть, отношение к родителям, к школе, к себе подобным, к братьям нашим меньшим. Стимулирует стремление – «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Дети не признают ученых степеней, всевозможных званий и титулов, для них – что генерал, что рядовой солдат. Над всяким они вдоволь посмеются, в ком нет специфического качества, которое отличает учителя от человека из толпы, из массы. Они не постесняются сказать королю, что он голый. Нелюбимый учитель воспитывает со знаком минус. Дисциплинировать, приучить к порядку он может, но на это способен и дворник с метлой, тем более – милиционер с револьвером на боку.  10 апреля 2009 г.
 
Педагогика. Какие преподаватели у нас были в 50-е годы на философском факультете МГУ?  Все – марксисты. Одни – свои лекции «шпарили» на память (как Теодор Ильич Ойзерман), другие, - от бумажки не отрывались. Дамоклов меч «Краткого курса ВКП(б)»  висел над философией. После смерти Сталина над ней «повис» ленинизм, потом марксизм в его первооснове. В абсолютной истине, добытой классиками, сомневаться никто не смел.  Многие поплатились жизнью и свободой за отклонение. Какая идеологическая инструкция исходит сегодня сверху на преподавателей т.н. общественных наук в институтах и университетах? Я думаю, – никакой. Это благо всем нашим «плакальщикам» по социализму надо ценить. Духовное рабство – это тяжелая и унизительная вещь для настоящего ученого (не попугая). Два слова об учителях школ. В конце 50-х, начале 60-х я работал директором семилетней сельской школы. Школьное здание – приспособленная контора колхоза, чудом не сгоревшая в войну. Инвентарь: парты, покрашенные в черный цвет, доска, мел, географическая карта, глобус. Все. Я как директор получал 80 рублей. Все учителя (образование, в основном, – педучилище) жили на частных квартирах, как правило, у одиноких старушек: керосиновая лампа, холод, клопы. Когда я в горкоме выразил сочувствие по поводу тяжелой жизни учителей, мне в упор  ответили: «Ты на кого работаешь?». В том смысле, что не агент ли я. Все обошлось, хотя на заметку, похоже, меня взяли. С тех пор страна в образовании ушла далеко. Сегодня о школе много пишут, не жалея черных красок. Сегодня писакам никто не скажет: «Вы на кого работаете?» И слава Богу! 9 мая 2009 г.
 


Рецензии