Эхо Великой Отечественной войны в моей семье

                ЭХО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Вот уже год я живу в Москве. Мне очень нравится этот город. Но невольно память возвращается в родной город Тулу.
 

         Я часто бывала у бабушки в гостях. Но однажды, когда я гуляла около её дома, я заметила, какую-то доску на доме. Я удивилась, раньше я никогда не обращала внимания на неё. Я подошла поближе, и увидела чей-то портрет и надпись: «В этом доме жил Герой Социалистического Труда, бывший начальник Тульского отделения железной дороги Родионов Иван Александрович». Бабушка объяснила: «Это твой прадедушка. Он был 14 лет начальником Тульского отделения железной дороги. После Великой Отечественной войны он развернул огромное по размерам строительство жилья для железнодорожников».  Минуты ожившего и неизвестного прошлого семьи были волнительными для меня.
 

   Чуть позже, у бабушки дома, мы пили чай и рассматривали старый фотоальбом. На  одной из фотографий на меня смотрят из далекого 1923 года статные и серьезные юноши и девушки. Это семья моего прадедушки. На их лицах смелость и уверенность  в себе.  Честь и служение Отечеству – главные черты этой семьи. Бабушка промокнула платком неожиданно нахлынувшие слезы. И продолжила свой рассказ.
     В июле 2010 года Ивану Александровичу исполнилось бы 104 года. Он родился в Курске в семье железнодорожника.  Его отец  был помощником машиниста паровоза, дед – обтирочником вагонов. Когда Ване исполнилось 7 лет, он переехал с семьей в Орел, а в  восьмилетнем возрасте пошел в шестиклассную школу на железнодорожной станции. В 1924 году 17-летний Иван Родионов поступил в недавно открывшийся Орловский железнодорожном техникум на эксплуационную специальность и через три года закончил теоретический курс.
 

 
  Сначала он работал конторщиком на  станции Скуратово, затем – дежурный по станции. В 1930 году Родионов уже работал участковым диспетчером  на станции Орел.
Однажды, сопровождая грузовой состав, Иван Александрович Родионов задумался над тем, что на станции Мценск подолгу задерживаются грузовые поезда. Сам же Мценск  находится в профиле, в яме, поезд после стоянки не мог самостоятельно  преодолевать подъем, поэтому требовались подталкивающие локомотивы. На всю работу уходило от 30 до 50 минут. То, что предложил мой прадедушка, было на удивление просто, а именно: ликвидировать остановку. Благодаря ему экономилась  масса времени, отпала надобность в дополнительных локомотивах, возросла участковая скорость.  За инициативу в развитии стахановского движения он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.  Его назначили заместителем начальника Орловского отделения дороги.  А когда из отделения был отозван начальник, на его должность назначили моего прадедушку. Эпоха растила своих героев.
Днем и ночью взрывы, тяжелые, жесткие бои…  Великая Отечественная война стала величайшим испытанием для советского народа. По решению Государственного комитета обороны были созданы  военно-эксплуационные отделения железных дорог (ВЭО). Во время обороны Тулы было сформировано ВЭО-14. Его начальником был назначен Родионов. Когда наши войска перешли к наступательным операциям, вслед за ними на запад пошли и железнодорожники, под огнем неприятеля восстанавливая на пути разрушенные мосты и другие  объекты железнодорожного хозяйства. Вместе с передовыми частями Советской Армии ВЭО-14  дошло до Берлина.
В 1943 году наш бронепоезд вышел на разведку, но фашисты обнаружили его и открыли шквальный огонь. Мужество и мастерство позволили железнодорожникам вырваться из вражеских клещей, помогла и броня поезда, построенного туляками. Приказ был выполнен, а командовал разведывательным рейсом и восстановительными работами Иван Александрович.
До конца войны  мой прадед был награжден орденом Отечественной войны II степени и многими медалями. А когда в конце 1945 года  ВЭО-14 расформировали, его назначили начальником транспортного управления Союзной контрольной комиссии в Венгрии. Туда он переехал  со всей семьей  и работал в течении  2 лет.
 

          В 1950 году прадедушка закончил двухлетние курсы слушателей транспортной академии, его  сразу же назначили начальником Тульского отделения железной дороги. Оказавшись на этой должности он поставил перед собой задачу: превратить отделение в передовое на дороге.  Но он понимал, что без решения жилищной проблемы и путевого развития станций, узлов и участков этой цели не достичь. Было организовано беспрецедентное по размаху строительство жилья для железнодорожников. А за построенный по личной инициативе Родионова второй путь от Тулы -3  до Узловой правительство наградило Ивана Александровича орденом «Знака Почета».
          Главным тормозом для полномасштабного строительства жилья было отсутствие пиломатериалов.  Мой Прадед сколотил бригаду лесозаготовителей и по договору отправил её в Красноярск. Строительство шло полным ходом. Многие  сотни людей получали ордера на новое жильё, перебираясь из полусгнивших бараков Серебровки, из снимаемых комнатушек в частном сектаре без каких-либо удобств в благоустроенные квартиры. При его непосредственном участии и руководстве застроена новыми пятиэтажными домами улица Дм. Ульянова, улица Машинистов и другие. Было построено четырехэтажное здание больницы, реставрирован Дворец культуры железнодорожников.
 
 

    В 1959 году И.А.Родионову были вручены Орден Ленина и Золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Находясь на пенсии, он не порвал связей с коллегами, воспитывая новое поколение железнодорожников, передавая  им  свой богатый опыт, рассказывая об ошибках, давая советы, как их избежать. Последние годы Иван Александрович был членом отделенческого совета ветеранов партии труда.
 
         Эпохи уходят, а дела, совершенные в них, остаются. Я рада что у меня есть такой пример для подражания. Я думаю, что не только мне но еще не одному поколению Родионовых он будет служить примером воли, честности, трудолюбия, беззаветной любви к Родине, уважительному отношением к людям. Ольга Бергольц сказала так:
   А я вам говорю, что нет
   Напрасно прожитых мной лет.
  И никогда не поздно снова
  начать всю жизнь,
                начать весь путь,
  И так, чтоб в прошлом бы - ни слова,
  Ни стона бы не зачеркнуть.

 





 


Рецензии