Груз 200 как диагноз общества застоя

Оригинальное название: Груз 200
Год выпуска: 2007
Жанр: Триллер, драма
Выпущено: Россия
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Агния Кузнецова, Алексей Полуян, Леонид Громов, Алексей Серебряков, Леонид Бичевин, Наталья Акимова, Юрий Степанов, Михаил Скрябин, Сергей Александров, Валентина Андрюкова, Константин Балакирев, Александр Баширов, Алена Фалалеева, Юлия Глазунова, Дмитрий Карпов, Марина Королькова, Игорь Малухин, Ляля Миропольская, Андрей Мокеев, Александр Мосин

Вот мы вместе –
Один на двоих самолёт.
Груз мой – двести.
Твой последний полёт…

Гр. «Голубые береты»

Уже при выходе в свет фильм вызвал ожесточённые споры кинокритиков: одни (и таких меньшинство) хвалили фильм, другие (и таких большинство) поливали его (и его режиссёра) густой грязью, обвиняя во всевозможных грехах, от извращенского цинизма до некрофилии. Масла в огонь подлили надписи на обложках лицензионных DVD: «Не рекомендуется лицам моложе 21 года» и «Фильм основан на реальных событиях». Уже за одно это большинство зрителей предпочло его просто не смотреть.

В основе сюжета – жизнь не столь отдалённого провинциального городка времён конца эпохи «развитого социализма».

1984 год.

Почти год остался до «перестройки» и «гласности», «борьбы за трезвость» и «открытия железного занавеса». Но всё это будет потом. А пока…

Пока по телевизору обсуждаются итоги последней пятилетки, ещё не произошла авария на Чернобыльской АЭС, но уже летят в Страну Советов «чёрные тюльпаны» - подарки советским матерям от благодарного афганского народа и мудрых генсеков. Зато  пиво продаётся в банки на разлив, а из советских магнитофонов льются накрахмаленные голоса слащавых ВИА…

1984 год…

Именно в это время в провинциальном городке Каляево происходят два из ряда вон выходящих события: похищение  дочери секретаря райкома и убийство хозяином домашнего миниспиртзавода собственного работника-вьетнамца.
Происходят эти события в один день, вернее – вечер… Но – обо всём по порядку.

На отшибе-«хуторе» небольшого советского населённого пункта располагается пункт продажи самодельных спиртных напитков, которые валят с ног даже лошадь, а не только насквозь проспиртованного советского обывателя. Напитки пользуются большим спросом у местного (и не только) населения. Это – почти единственный вид заработка для хозяина «пивного ларька» - бывшего уголовника-философа по натуре. Но философа не созерцательного, а режущего правду-матку в глаза клиентам и собутыльникам.

Тот вечер выдался для хозяина  особенно «удачным»: во-первых, по пути в райцентр забарахлил моторчик у «Запорожца» ленинградского преподавателя научного атеизма, и работнику деревенского «философа» - вьетнамцу Суньке – пришлось помочь горожанину с ремонтом. А хозяин «харчевни», чтобы не терять время зря, заводит с приезжим «интеллигентом» разговор о самом, казалось бы, сокровенном и запретном.

О Боге.

Которого нет.

И поэтому, значит, всё можно.

Спор ожесточённый, эмоциональный, подогреваемый спиртовыми градусами. Истина в этом споре у каждого – своя, ибо спор этот – не о религии, а о совести. Так и не придя к консенсусу или компромиссу, спорщики расстаются – один остаётся дома при своих взглядах, другой едет в райцентр, но затем поворачивает обратно, откуда приехал – к своему брату, местному военкому, ибо вождение «Запорожцев» в пьяном виде по ночной дороге – занятие не для интеллигенции.

В эту же ночь покой владельца «водочного рая», мечтающего о построении «Города Солнца» местного масштаба, нарушает ещё один посетитель. Точнее – посетители: молодой человек, завсегдатай дискотек Валера, и его знакомая, дочь секретаря райкома Алиса. В дупель пьяный представитель молодёжи, которой, как известно, в нашей стране везде дорога, Валера заезжает на хутор, чтобы ещё раз, напоследок, опохмелиться после дискотечного драйва, хотя уже не может удержать в руках руль собственных «Жигулей» ( а какой русский не любит водку? или быструю езду?). Оставив девушку в машине, он похмеляется с доморощенным философом, но не долго, так как, хватив на спор «огненной воды» через край, вырубается, а его знакомая по дискотеке вынуждена остаться в доме у не менее пьяного хозяина, который, впрочем, вскоре доводит себя до кондиции юного собутыльника, и тоже засыпает богатырским сном на полу.

Жена хозяина – Тоня – закрывает девушку в бане, подальше от глаз пьяного мужа. И, кажется, ночная жизнь хутора приходит в пьяное равновесие. Но нарушает его начальник местного отделения милиции – капитан Журов, который (видимо, после тяжёлой доблестной службы) ночью околачивается возле дома «водочного короля» (вероятно – тоже в надежде опохмелиться).

Он-то и «кладёт глаз» на девушку, открыв баню в поисках чудодейственного средства под 40 градусов. Далее следует попытка познакомиться с девушкой, причём довольно своеобразным способом – путём изнасилования. Чтобы убрать следы своего ночного посещения, милиционер убивает невольного свидетеля – хозяйского работника Суньку, а девушку в качестве трофея увозит себе домой, где пристёгивает наручниками к кровати, и даже заботливо поит водкой – лучшим средством против депрессии.

Наутро интеллигент-атеист, проезжая мимо хутора в райцентр, видит странную картину – его ночного собутыльника увозит милицейский уазик.
А вскоре распространяются слухи о пропаже дочери начальника райкома, упорные поиски которой не дают результатов.

У местного военкомата в это же время появляются свои заботы – необходимо встретить на аэродроме и похоронить по достоинству «груз 200» - погибшего воина-интернационалиста, «афганца»-десантника. Людей в военкомате не хватает, и это почётное дело (как и расследование убийства вьетнамца, и пропажу девушки) доверяют милиции, которая всех нас бережёт. А именно – капитану Журову и «его команде». Психически ненормальный милиционер (которого даже офицером милиции язык назвать не поворачивается) узнаёт, что погибший боец Николай Горбунов – жених похищенной Журовым девушки. Вместе с напарником он привозит гроб с телом десантника к себе домой, где, вскрыв, бросает труп убитого на кровать к Алисе, своей «жене»: «Жених вернулся»…

Хозяина «Города Солнца» осуждают за несовершённое им убийство и расстреливают, конфисковав имущество по приговору суда, а жена философа, Тоня, едет в райцентр, в гости к Журову, где и убивает его в собственной квартире из ружья своего мужа.

Валера, очнувшись после бурной пьяной ночи, уезжает в Питер, где быстро находит «брата по разуму» и «бизнес-партнёра» для очередной шабашки среди неформальных посетителей Ленинградского рок-клуба. А бывший преподаватель научного атеизма вдруг сильно меняется – разочаровавшись  в идеях Маркса и Дарвина, он направляет свои стопы в церковь, чтобы пройти «обряд крещения».

Идёт 1984 год…

Первой мыслью, возникшей после просмотра фильма было: «КАК О ТАКОМ ВООБЩЕ МОЖНО СНИМАТЬ?!»

Второй мыслью: «А ПОЧЕМУ НИКТО НЕ СНЯЛ ЭТОГО РАНЬШЕ?!»

Понравился фильм? Честно – не знаю.

Не понравился? Не знаю тоже.

После пересказа сюжета хочется обратиться к героям фильма. Положительными среди них, на мой взгляд, являются Алиса и её подруга, дочь военкома – невеста Валеры, а также жена хозяина хутора.

Но я поговорю об отрицательных персонажах. О Журове не буду упоминать лишний раз – его личность и так как на ладони. Но даже он – не самый худший в этой истории.

Отвратительнее , на мой взгляд, мамаша «честного» мента – вечно пьяная алкашка, давно утратившая связь с объективной действительностью, которую заменяет ей голубой (точнее, чёрно-белый) экран домашнего телевизора, и бутылка с водкой. Яблоко от яблони недалеко падает, и о каком духовно-нравственном воспитании сына можно говорить, имея такую «мать-героиню» перед глазами?

Другой представитель «ума, чести и совести» нашей эпохи – напарник Журова, его коллега по милицейской работе, помогавший товарищу вскрывать гроб с десантником и избивающий пьяного дебошира в КПЗ.

Справедливо полагаю, не вся милиция такая (и советская, и российская), а случай Журова – единичный, ибо место таким людям в психбольницах, а не в компетентных «органах», призванных защищать права граждан. Но не стоит удивляться берущим взятки ГИБДДшникам, или пьяным  майорам Евсюковым, открывающим стрельбу по людям в супермаркетах. Милиция такова, какова система. А систему порождает государство. Рыба гниёт с головы, но в итоге эта гниль охватывает большую часть общества – независимо от его желания.

Больше же всего в фильме меня поразила внутренняя атмосфера, в которой живут герои.

Болезнь общества под названием «РАВНО-ДУШИЕ». Болезнь заметна лишь на начальном этапе, когда принцип «моя хата с краю – я ничего не знаю» ещё не стал определяющим в отношениях между людьми. Когда соседи по лестничной площадке знают друг друга; когда ещё не является популярной криминальная хроника, а люди не проводят всё свободное время у телеящиков и на кухнях с бутылками пива и водки, которые в одночасье становятся дороже собственных детей; когда ещё нет железных дверей, домофонов в подъездах и решёток на первых этажах…

Когда болезнь ещё не прогрессировала,  можно что-то исправить. Но «Груз 200» - увы, не тот случай.

Никто не интересуется пропавшей дочерью  секретаря райкома, кроме родителей – даже её друзья и знакомые по дискотеке. Никто не обращает внимания, что происходит за дверью квартиры Журова, даже соседи по площадке. Никто не задаётся вопросом – а что происходит «там, за речкой», откуда девятнадцатилетних мальчишек привозят в цинковых гробах?
Позднее эти темы станут модными в популярных телепередачах, вещами, на которые раньше закрывали глаза, станут возмущаться, а режиссёров подобных фильмов обвинять в «чернухе».

Отличная работа оператора – создаётся впечатление, что фильм снимался в 80-х, а не 2000-х годах. Замечательная игра актёров – каждый удачно «вписался» в свою роль. Прекрасно подобранная музыка – сплав дискотек и подпольных песен 80-х.

И в то же время – «глумление над памятью» воинов-интернационалистов? «Очернение» советской милиции? Или просто – грязь, наложенная на самый светлый для многих период расцвета нашей страны?

А может – неприкрытый взгляд на то, чего мы не замечали раньше? Что боялись замечать? Ибо это всего лишь провинциальный город, а не масштаб всей страны…

Если мне предложат право выбора – «негативная» правда или «позитивная» ложь – я выберу первое.

«Груз 200» - просто пища для размышлений. Которой насыщаешься от одного только взгляда. Если этот взгляд не был поверхностным.

17.05.2009


Рецензии
Прочитала Ваши кинообзоры, понравились практически все. Не очень люблю отечественное кино, но , видимо, зря.

Мария Каримова   09.08.2011 06:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария, рада, что остались ещё неравнодушные читатели :)
Что касается замечания следующего автора... готова поспорить :)
"Груз 200" - фильм не для всехОбщество, которое там показано - это не единый народ, а совокупность индивидуумов, каждый из которых живёт по своим правилам. Мрачноватая картинка, но это не фантастика, а обыденность, которой мы иногда не замечаем. Равнодушие превращается в жестокость, жестокость - в равнодушие, вместе это превращается в смесь бесперспективности, ненужности одних, и цинизма других. Не надо думать, что этот фильм как-то характеризует общество "развитого социализма" - вовсе нет. Мне думается, что этот фильм - скорее о нынешнем поколении, которое так и не "перестроилось". И неважно, что Афган заменила Чечня, генсеков сменили президенты, а милиция теперь называется полицией. Важно, что бал, как и раньше, правят люди, судьбе Родины не имеющие никогого отношения. Просто Журовы стали Евсюковыми, вчерашние фарцовщики, спекулянты и "уркаганы" - депутатами и олигархами, бывшие профессора обеднели и спились, а партработники присягнули на верность другой партии, сменив КПСС на "ЕдРо". А в общем - ничего не изменилось. Всё - по прежнему.

С уважением,

Пришедшая Из Сентября   10.08.2011 18:36   Заявить о нарушении
А в СССР быдла не было? Что-то сомневаюсь. Иначе откуда возникло современное россиянское быдло?

Пришедшая Из Сентября   11.08.2011 19:47   Заявить о нарушении
И тем более - КЕМ оно было воспитано, это быдло? За что боролись - на то и напоролись. Балабанов это хорошо показал.

Пришедшая Из Сентября   11.08.2011 19:51   Заявить о нарушении
Понимаете, режиссёр показал лишь единичный случай. Это не означает, что подобные ситуации встречались повседневно и повсеместно. Вспомните дерьмово-показательный сериал "Школа" - много Вы таких школ видели? Вряд ли. Но отдельные элементы показанного на экране присутствуют в каждом среднем учебном заведении, виноваты тут все - и юное быдло, и учителя. Так БЫЛО ГДЕ-ТО - но НЕ ВЕЗДЕ. Конечно, у Балабанова много несостыковок - но и снимались в фильме в том числе молодые актёры, которые в 80-е в детсад ходили, они того времени не помнят, играя скорее себя, нынешних, нежели своих всерстников периода застоя. Но побывайте в российской глубинке, на Урале, к примеру... там мало что изменилось. Мне город, показанный Балабановым, очень напомнил окраины своего родного, хотя живу в областном центре. Менталитет у людей другой - согласна. Но желание взять то, что плохо лежит, желание быть "не хуже, чем другие", желание иметь "Волгу", а не "Запорожец", стоять в очереди за загранпаспортом, а не за колбасой - всё это и породило быдло и бычьё, называемое верхами современным гражданским обществом. Балабанов просто коснулся истоков этого процесса.
Кстати, про режиссёра :) Один зритель, мой знакомый, после просмотра бабабановского "Кочегара", заметил:"Балабанов похож на человека, которого в детстве сильно обидели, и теперь он мстит всему миру своими фильмами". Согласна на 100% :)))))

Пришедшая Из Сентября   11.08.2011 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.