Говорят дети

ВНУЧКА
1995 год

1 февраля 1995 г., Петербург.

- Сашенька, тебе уже четыре года. И у мамы день рождения. Тебе на день рождения в подарок кукла, а маме - украшение. Может, сделаем наоборот? Маме - куклу, а тебе - украшение?
- Нет. И куклу, и украшение - все мне.
* * *
Играем в лишнее слово: кукла, мишка, мячик, веник.
- Лишнее слово - платок.
Потом догадалась.
- Найди лишнее слово: Айболит, Бумба, Карудо, Карабас Барабас.
- Барабас из другой сказки.
- Няня, ты возьми меня с собой в Москву.
- Мама и папа тебя мне не отдадут.
- А ты укради.
* * *
Едем в метро. Какие-то дети просят милостыню. Прошли они дальше, а Саша и говорит: "Теперь мы давай просить. Начинай".
- Зачем, Сашенька?
- Ну, ты же говоришь, что у нас денег мало.
* * *
На улице жарко. Саша: "Так жарко, что у меня все тело любопытное".

29 юля. Суббота
Сашенька мне сказала в кроватке вечером, что хотела бы со мной спать всю жизнь. Я ей рассказала сказку "Теремок". Она задумалась: "Медведь разломал теремок. А новый он построил?" Она сказала это так грустно, что я  ей ответила: "Конечно. Он наломал в лесу бревен и построил большой теремок. И места хватило всем". Саша очень довольна: "Правда, это я тебе напомнила? А-то ты забыла".
12 августа. Суббота
Я говорю: "Я, как Золушка, всё  у плиты в грязной одежде".
Саша - мне: "Ну и что! Ты же не собираешься на бал ехать!"

1996 год
5 мая
Нянь, я тебя люблю больше смерти.

9 мая
 Дедушка пошел на площадь Победы, а мы с Сашенькой опоздали, и нас не пустили на парад. Услышали залп, затем второй, и Саша закричала: "Дедушку убили!" Все вокруг засмеялись, а Саша сказала: "Это не смешно, это грустно."

10 мая

- Няня, а правда, женщина кошку родить не может?
* * *
Читаем Гауфа "Карлик Нос". Саша очень переживала, что отец и мать не узнали Якоба, превращенного старухой в карлика.
- А как ты думаешь, мама меня узнала бы?
* * *
В ботаническом саду, на скамеечке, сидел мальчик с книгой и читал очень низко наклонившись: "Мальчик читает носом. Это Карлик Нос".
В саду было очень красиво. Сашенька спросила: "Правда, мы наслаждаемся природой?"
* * *
Смотрит на дедушку:
- Дедушка, а тебе усы не мешают нюхать?

3 сентября
Вечером захотела написать маме письмо.
Рассказала ей о знаках препинания.
- Повтори, как они называются?
- Никак. Они лишние. Они вообще не нужны.
* * *
-Сколько будет 2 плюс 2?
-Столько не бывает.
1997 год

Прочли с ней эстонскую сказку "Кукушка". Идем на другой день в зоопарк, и Саша говорит: "Чтобы быть красивой, надо много работать".
- Кто это тебе сказал?
- Да в сказке! Падчерица много работала и все красивее становилась. А хозяйская дочь не работала и становилась все уродливее.
* * *
Начался дождь. Саша в кружевных носочках: "Мне дождь на пятки капает".
* * *
Идем мимо памятника быкам.
- Это памятник быкам, которые умерли. Они тут похоронены.
24 мая 1996 г.
Ездили в Багратионовск смотреть новую церковь. За окном мелькнула корова:
Сашенька ей: «Пока, муму!»
Июнь, 1996 г.
Дедушка уходит на работу, и мы на прощанье целуемся. Сашенька плачет:
Меня всегда последней целуют...

Пришли с рынка:
Нянь, давай клубничку умоем.
Август, 1996 г.
После сказки про Синюю бороду:
А мужчины женщин не убивают, правда?

* * *
Держу Сашу за руку: она идет по поребрику. Поребрик кончился:
Хорошего ребрика по-немножку.

8 сентября 1997 г.

Наши вернулись в Питер из деревни. Говорим с Сашей по телефону:
Саш, тебе, говорят, зуб вырвали?
Ага. Больно было.
Кричала?
Да еще как кричала!

Май , 1998 г.:
Из письма Сашенькиной прабабушки :
«Сашенька такая умная, уже пишет и читает, не понимаю, что ей делать в первом классе?»
Август, 1998
Смотрит на рваные кошками  и ею же самой обои на кухне:
- И тебе не стыдно перед гостями?
* * *
- Сашенька, ты со мной не ходи сегодня на работу. Ведь у всех наших женщин есть дети, но никто их с собой не берет.
- А дедушка главный, и тебе, значит, можно.
- Это ничего не значит. Тем более, что дедушка уехал в командировку.
- Ну и что. Ты его жена, значит, ты теперь главная.
* * *
Внучка пишет приглашение:
ДОРОГАЯ (ОЙ) _________ !

ПРИГЛАШАЮ ВАС
НА ПРОЩЯЛНЫЙ УЖИН,
ПО СЛУЧИЮ МОЕВО ОТ ЕЗДА В САНКТ ПИТЕР БУРГ.
ВЕЧЕР САСТАЙИЦА ПОАДРИСУ: ДОМ У ЗООПАРКА
ШЕСТОЙ ИТАЖ.
ОДЕЖДА ВЕЧЕРНИЯ .
 27АВГУСТА 1998 ГОДА.
НАЧЯЛО В 18

АЛЕКСАНДРА.

R.S.V.P.   55-44-90

Август, 1998, Калининград
Нянь, накрась мне ногти.
О, это долгая процедура. Перед тем, как накрасить, нужно привести их в порядок. Вымой руки чисто-чисто. А теперь мы придадим ногтям форму пилочкой. А вот теперь накрасим.
Когда мама приедет, мы их смоем, да?

14 ноября 1998 г.
Свадьба сына. Мы все наряжаемся. Саша чисто вымыла руки.
Нянь накрась мне ногти.
Давай. Подходи.
Нет, сначала ты придай им форму.

Свадьба замечательная! Сашенька не хотела уходить : стояла в уголке, плакала и рвала какую-то бумажку.  Ее спросили, что это она такое делает:
У меня припадок ярости. Я рву лист гнева.

Август, 1999 г., деревня

Нянь, знаешь, когда я люблю тебя больше всего?
- Когда?
А когда ты рукой поправляешь очки и при этом улыбаешься.
* * *
Дедушке, который не брился несколько дней, она сказала, что он похож на весёлого бомжа.


Рецензии