Эльдор Бек сам себе звукорежиссер
Чтобы понять специфику работы Эльдара Юлдашева, нужно знать, что такое профессия звукорежиссер. В первую очередь, это музыкант, владеющий абсолютным слухом, знающий в совершенстве музыкальную грамоту, основы звукоизвлечения используемых инструментов, акустику и многое другое. Далее настоящий звукорежиссер - это психолог, причем психолог с микрофоном в руке или за пультом. Его задача - понять человека, которого записываешь, сделав это наилучшим образом. Звукорежиссеру приходится «рисовать» звук, используя при этом подручную технику. К слову, студия «IOSIS», где, собственно, и проводит основное время Эльдар, на сегодняшний день лидирующая по своему техническому оснащению в республике, позволяет воплотить самые дерзкие фантазии музыкантов.
Итак, мой собеседник Эльдорбек, обаятельный одаренный молодой музыкант, который благодаря своему высокому профессионализму добился уважения среди коллег, а теперь хочет взять новые высоты в своей музыкальной карьере. Он изнутри знает весь шоу-бизнес республики, поэтому с ним очень легко и интересно общаться.
- Начинал с классической музыкальной школы, хорошо играл на фортепиано, а потом вдруг – звукорежиссура. Надоела классика?
- Ни в коем случае. Возможно, при других обстоятельствах я бы продолжил в этом направлении, но, приехав в столицу из Бухары, нужно было выбирать между «работать» и «учиться на композитора». А к тому времени я уже работал в студии звукозаписи «PanTerra», причем это дело мне очень понравилось. Поэтому особо долго я не колебался при выборе факультета в Консерватории – звукорежиссура однозначно. И не жалею об этом.
- В твоем послужном списке работа с такими звездами, как Фарух Закиров, Шерали Джураев, Рашид Халиков, Шахзода, Согдиана и многие другие. Сложно работать с профессионалами?
- И сложно, и очень интересно. Они требуют полной самоотдачи, придирчивы к каждой нотке. После многочасовой записи композиций с большими профессионалами чувствуешь себя как выжатый лимон, но одновременно с этим удовлетворение от выполненной работы на все сто. И потом понимаешь, что от раза к разу твой опыт растет.
- А вообще, трудно ли сегодня пробиться на вершину отечественного шоу-бизнеса? Только честно.
- У нас в Узбекистане своеобразная эстрадная среда. И никто не спорит, что настоящих звезд, которые полностью отдаются музыкальному искусству, чувствуют ответственность перед слушателями, на самом деле очень мало. Но в том-то и дело, что они «светятся» постоянно, а те, кто просто рот открывают, долго не задерживаются. Ведь это ежедневный адский труд, а сколько затрат материальных! Раскрутить певца – очень дорогостоящее дело, которое себе позволить может далеко не каждый. По-настоящему же, а не на одну-две записи в студии, будут вкладывать только тогда, когда увидят перспективность начинающего артиста. Причем у самой будущей звезды не только должен быть голос, музыкальный слух и артистизм, но желание работать дальше, совершенствоваться. Ведь немало примеров, когда талантливые артисты по каким-либо причинам вдруг перестают выступать, уходят в «тень» и так далее. Не надо забывать к тому же, что сегодня эстрада представляет из себя шоу-бизнес, а бизнес должен приносить прибыль. Из 100 человек, пришедших в звукозаписывающую студию, только 10-15 могут рассчитывать на продолжение своей певческой карьеры. Для остальных запись на студии, в лучшем случае, приятное воспоминание, которым можно похвастаться перед друзьями.
- Про узбекский шоу-бизнес однажды сказали, что это «туйный» бизнес, то есть построенный на свадьбах. Насколько верно это замечание?
- Как бы мы ни хотели обратного, но так оно и есть. Это специфика нашего региона, где вся жизнь заверчена вокруг свадеб. К пышному туйю долго и кропотливо готовятся, собирают деньги, чтобы не ударить в грязь лицом. И немаловажное значение имеет, кто будет приглашен на свадьбу из артистов. Стараются звать тех, кого видят по телевидению, слышат по радио. Отсюда репертуар певцов – это, чаще всего, веселые, зажигательные композиции, то есть свадебные песни. Поэтому вся материальная подпитка наших артистов – это доход не от продаж дисков или выступлений на концертах, а от выступлений на свадьбах или корпоративах.
- Вы выпускаете лицензионные диски, а как быть с пиратством?
- Конечно, у нас в стране есть законы, защищающие авторские права. Но, согласитесь, наши люди в большинстве своем еще не привыкли платить больше за то, что можно взять подешевле. И доводы, что это нечестная запись, некачественный звук и прочее – их мало убеждают. Если лицензионный диск стоит 10-12 тысяч сумов (примерно 5 долларов), а пиратская копия – всего 2 тысячи, выберут последнее. И знаете, наши артисты тоже с этим практически смирились. Главное для них – стать узнаваемыми, чтобы завтра его пригласили выступать на свадьбу.
- Какую музыку сам предпочитаешь слушать?
- Так как сейчас по своей работе я сталкиваюсь с различными музыкальными направлениями и жанрами, то могу сказать, что определенного предпочтения у меня нет, типа, слушаю только рок, джаз или рэп. Я просто люблю качественную музыку, которая написана с соблюдением всех норм музыкальной грамотности. Ведь и рэп бывает разный: есть лирический, есть gangsta, который отличается жестким и шумным звучанием. Рок тоже самое. Я по натуре спокойный человек, романтик, поэтому и музыку слушаю и сочиняю лиричную. И еще. Раньше, когда был еще совсем мальчишкой, национальную музыку не слушал вовсе. Сейчас же не представляю, как можно не восхищаться ею.
- Когда-то Филиппу Киркорову не понравился вопрос о римейках. А как ты относишься к «перепевкам» известных композиций?
- Не секрет, что многие хиты в нашем регионе – римейки популярных зарубежных музыкальных композиций, только исполненные на узбекском языке. Почему не пишут свое? Наверное, все дело в обыкновенном нежелании трудиться над созданием новой песни, и потом композиторам не надо платить лишний раз. Ведь проще взять и перепеть уже раскрученную композицию. Однако хорошо, когда сам певец признается, что это песня такого-то исполнителя и такого-то автора, а вот я решил их спеть по-своему. В принципе, во всем мире артисты поют песни друг друга, и в этом ничего плохого нет, если все сделано на высшем уровне. Но когда вдруг композиция, взятая у других, выдается за свою, да еще и звучит намного хуже оригинала, это уже понятия другого порядка. Это просто плагиат и непрофессионализм, что свойственно людям, случайно попавшим на эстраду.
- Опыт общения и работы с зарубежными звездами, приезжавшими к нам с концертами, у тебя немалый. Всегда интересно знать, какие они за кулисами?
- Настоящие профессионалы – просты в общении. Им не нужно ничего никому доказывать, разве только себе. Хотя, конечно, от характера человека тоже многое зависит. Например, мне очень понравился Таркан, скромный и доброжелательный. Лолита Милявская поразила своим уважительным отношением к окружающим. А Шон Пол подарил мне на удачу свои солнцезащитные очки, в них, кстати, я снялся в новом клипе. Анди был в восторге, что здесь его очень любят и знают.
- Сейчас ты вплотную занялся новым проектом. Можно о нем поподробнее?
- Это новая рэп-группа «4.7.Т.S.». Только что выпустили ее первый альбом, а в июне начнется полноценная раскрутка на телевидении и радио. Ребята в группе очень талантливые. Вместе они стали всего год, но уже написали 16 песен. Среди них одна песня написана с Согдианой. Так что советую послушать.
- Твой первый клип «Энди факат» произвел настоящий фурор, заняв верхние строчки хит-парада на канале «TV- MARKAZ». Ожидал такой расклад?
- Если честно, нет. Сама песня родилась у меня давно, она в некотором роде автобиографичная. Ведь у каждого в жизни есть разбитые мечты и надежды, но все равно мы хотим любить. И это хорошо передал в своем творчестве народный поэт Узбекистана Бобур Бобумурод, чьи стихи используются в композиции. Наверное, поэтому людям «Энди факат» оказалась очень близка.
- И все-таки, почему решил запеть?
- В детстве я всегда пел, участвовал в вокальных конкурсах. Но потом как-то забросил. Недавно вот опять желание появилось, а тут еще Игорь Зиновьевич (Иосис, генеральный директор компании «IOSIS» и продюсер Эльдара - прим. А. П.) меня постоянно подталкивал. Однако на данном этапе пение – это все-таки мое хобби. Во что же это перерастет – время покажет.
- Чье мнение ценишь больше всего?
- Больших профессионалов из сферы музыки и, конечно, моей мамы. Именно она «двигатель» моего прогресса. Пусть она не так хорошо разбирается в музыкальных тонкостях, но если б не мама, ее стремление видеть меня Человеком, то вряд ли бы я, вообще, занимался музыкой. Поэтому я ей очень благодарен.
- Ну а как насчет создания собственной семьи?
- Это ответственный шаг в жизни каждого мужчины, мне пока 25 и время есть. Ведь женись я сейчас, то творчество придется делить с заботами о семье, а я пока не готов к этому. Многое еще надо успеть сделать. Жизнь дается один раз, нужно использовать ее по максимуму.
Из досье:
Родился 26 ноября 1985 года в Бухаре.
Образование – магистрант факультета звукорежиссуры Государственной Консерватории Узбекистана.
Начинал работать в PanTerra Studio.
В настоящее время работает со студиями: IOSIS Studio, Tarona Records, PanTerra Studio, Konservatoriya Records, Studio.Uz.
Как звукорежиссер, композитор и аранжировщик сотрудничает с группами: «Болалар», «Ша;зод», «Сурхон», «Сарбон», «Аъло», «Серебро».
Исполнители его композиций: Рашид Халиков, Шахзода, Согдиана, Равшан Камилов, Сайёра Козиева, Ульмас Оллоберганов, Алишер Рузметов, Сойибджон Ниёзов и другие.
Композиции Эльдорбека звучат на «TV-MARKAZ», «КРЫМ-TV», «Узбегим таронаси», РУССКОМ РАДИО
Свидетельство о публикации №210051700811