После жизни

Мама умерла в больнице 17.июля. Это был вторник жаркого лета.
В предыдущий четверг я уехала к отцу во Франкфурт на неделю, как мне хотелось. В понедельник мне позвонил Костик и сказал, что бабушка Ира в больнице на обследовании и чтобы я там решила, что делать. Что делать? Конечно, ехать домой. Мы были с Лилей и отцом в городе: папе проверяли ушной аппарат, что-то он всё время свистел. Когда вернулись домой, и я посмотрела расписание:  поезд уходил через четыре минуты, а следующий – через час. Этим я и поехала. Теперь Лиля мне подсказала более удобный путь: не доезжая до центрального вокзала, выходить на Зюдбанхофе и сразу на 14 трамвай и до конца, к самому дому. Очень удобно. Так я  обратно и поехала.

Приехала, помылась – стояла сильная жара. Тут ещё ехала старым поездом без кондиционера. Кроме того, поезд опоздал на полчаса. Взяли ещё кое-какие вещи для мамы: ночные рубашки на смену и ещё какую-то мелочь. Пришли в больницу около 16 часов. Обычно в Германии разрешают посещать больных и в интенсивной терапии (по-русски – в реанимации), а тут ждём, а нас не вызывают. Я выглянула - сказали подождать, через какое-то время – опять, опять подождать, сказали, что у них экстренный случай. А вижу, что кое-кто из посетителей заходит и выходит. Тут я догадалась, что это с мамой что-то не в порядке, но я и не допускала мысли, что это так серьёзно.

Даже не знаю, что я думала, и испугаться не  успела и тревога ещё не пронзила насквозь. Ведь только привезли на обследование и на всякий случай поместили сюда!.. Медсестра сказала, что к нам выйдет врач. Вышла совсем девочка, пригласила в кабинет, усадила. Сказала, что только что у мамы остановилось сердце, но массажем её быстро оживили, а я всё недопонимаю и как-то не тревожусь… Врач рассказала, что подозревают эмболию – это тромб в лёгких, что мгновенно развилось воспаление, отёк, что мама в искусственной  коме. Её подключили ко всем жизнеобеспечивающим и контролирующим  аппаратам, но надежды мало. Мы с Сашей зашли. Мама лежала на  спине с трубкой для искусственного дыхания во рту. К рукам шли провода и трубочки от капельниц. Через определённые промежутки маму всю подбрасывало, передёргивало. Мы вышли. Приехал Костя. Мы оставили медперсоналу наши телефоны и просили звонить. Нам отдали ценные  вещи. Просили расписаться. Вышли совершенно убитые. Кто такое ожидал? Костя отвёз нас домой и поехал на работу.

 Миша с семьёй был в это время в  Украине. Я написала ему СМС  - краткое сообщение на мобильном телефоне. Ночь была страшная. Несколько раз звонили из больницы. Сначала состояние вроде бы стабилизировалось, но потом давление  падало, и его никак не могли удержать. Врач говорила, что мама вряд ли переживёт 3 часа утра. Это какое-то страшное время, что-то в природе меняется в эти часы, но нам не звонили, и я думала, что нас просто не хотят будить. Мне всё чудилось, что Ангел Смерти всё хочет вырвать мамину душу и всё на неё нападает, но душа держится. Я так его хорошо представляла. Он был весь серо-серебряный без определенного лица, как каучуковый, и большой. Налетит и отскочит…

 Утром позвонила сама. Состояние всё то же – нестабильное. Звали попрощаться. Мне было страшно. Думала не ехать, но потом поняла, что себе не прощу, если не  увижусь. Когда приехала – то опоздала. Мама как  раз в это время, около десяти утра, умерла.  (Было без четырёх десять утра). Тело вывезли в отдельную комнату. Мне принесли кресло. Принесли вещи, выражали сочувствие, приехал Костя. Ему тоже сообщили. Боже, какие у него были глаза!..

Больше ждать было нечего. Мы поехали  к фрау Франк.  Это  наш земной ангел хранитель и советчик. Сколько я в Германии, столько я её знаю. Очень спокойная, толковая женщина, которая совершенно не меняется. Она позвонила во все инстанции, очень нам помогла и делом и советом. Костик, спасибо ему, взял на себя все хлопоты по оформлению бумаг. Потом, в день похорон, идя за гробом, я подумала, что как хорошо, что мы в Германии. Как достойно мы похоронили маму. Без лишней нервотрёпки, мытарств и унижений. Похоронили на городском кладбище в центре городе в прекрасном месте. Маме бы понравилось.

Лёня К. повесил в библиотеке соболезнование. Многие звонили, выражали соболезнование. Похоронили мы маму  через неделю после смерти, в субботу и воскресенье не хоронят и Миша с Настей и Алисой как раз приехали. Отпевал православный священник, отец Артемий, совсем мальчик. У него самого трое детей.  Лиля с папой тоже приехали в день похорон и остались  на несколько дней.

Я знаю, что Лиля не любит нигде спать, кроме как в своей постели, но она была так добра, что осталась с папой на день дольше, чем планировала. Викуша организовала поминки по первому классу. Бедная девочка, просто с ног  сбилась: и за Мишкой маленьким надо было посмотреть, хоть мать ей помогала, и всё купить, и заказать еду на своей работе. А потом она бегала по кладбищу и не могла найти нас и мы только увиделись, когда шли уже с кладбища. На следующий день был день, когда надо было поминать, т.е. с восьмого на девятый. Мы пообедали, была Татьяна и в тот же день (Это была среда) заказали службу в церкви.


Рецензии
Рассказ Ваш меня очень тронул. Такой рассказ, видимо, не может не тронуть.
Моя мама умерла в Москве, давно, в 89-м. Видимо поэтому особенно отозволись слова: "Как достойно мы похоронили маму... Маме бы понравилось."
И в то же время мне подумалось: какая горькая ирония в этих словах. Больше чем ирония. Невозможность, абсурдность...
Но это - лишь мои ощущения, прошу ни в коем случае не обижаться.

Семён Вексельман   22.10.2010 18:46     Заявить о нарушении
Что Вы, Семён!На что тут обижаться!.. Мы жили в Харькове на Украине. Я была там на похоронах и на кладбищах. Сейчас мы живём в Германии. Сами понимаете...

Екатерина Сергеевна Шмид   24.10.2010 00:11   Заявить о нарушении
Знаете, Семён, я сейчас подумала, что в 89 году умер отчим. В этом же году скончалась и моя тётя, мамина сестра. Это был високосный?..

Екатерина Сергеевна Шмид   29.10.2010 17:33   Заявить о нарушении
Нет, не был. 88-й был високосным...
Не все нам удаётся списать на приметы и провидение судьбы, не правда ли?
Но для меня - он был високосный.

Семён Вексельман   29.10.2010 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.