Кампания 1941 года. Глава 246

                Глава ССXLVI

 
 Приказывая Гудериану продолжать наступление на Коломну, выставив на флангах охранение в сторону Каширы и Рязани, Франц Гальдер следовал заранее согласованному с фельдмаршалом фон Боком сценарию.
 В намерения командования вовсе не входило заморозить танковую армию Гудериана в бескрайних  русских снегах без тёплой одежды и печей. Фон Бок убедил Гальдера в том, что сражение под Москвой, подобно битве на Марне летом 1918 года, вступило в стадию, когда резервы обеих воюющих сторон истощены и исход сражения может решить последняя брошенная в бой дивизия. Всё, чего  хотели добиться Гальдер и фон Бок от Гудериана, – это заставить его сделать последнее усилие и перерезать железную дорогу Рязань-Москва до того, как русские успеют подтянуть по ней к фронту свежие дивизии из Сибири. После этого Гудериану останется лишь занять в начале декабря с помощью правофланговых дивизий 4-й армии фон Клюге Тулу, отгородиться от противника зоной разрушений и полосой заграждений и расквартировать в городе на зиму свою армию.
  Всё это Гальдер объяснил прибывшему к нему из штаба Гудериана офицеру связи  подполковнику фон Кальдену.
 Отослав назойливого посетителя обратно в штаб танковой армии, Гальдер, прежде чем вернуться к текущим делам,  сделал запись в дневнике. Для Гальдера это был лучший способ вновь обрести спокойствие и уверенность, которые в последнее время слишком часто подвергались испытаниям. Гальдеру то и дело приходилось гасить панику, улаживать конфликты, сглаживать острые углы, и это его утомляло, отвлекая от любимой им размеренной и основательной работы руководителя Главного штаба. Нужно было готовиться к всеармейскому совещанию квартирмейстеров, которые, вне всякого сомнения, должны были снова засыпать его неудобными вопросами об обстановке на фронте, о силах противника и о планах на следующий год, и было очень важно встретить эти вопросы во всеоружии.
 «Военная мощь России более не представляет угрозы для Европы. России нанесён решающий удар.  Окончательно разгромить её в этом году мы не сможем, несмотря на немалые успехи наших войск. Мы будем, тем не менее, наступать до тех пор, пока не выйдем на позиции, с которых удобнее всего будет продолжить наступление в будущем году. Под Москвой фельдмаршал фон Бок лично руководит сражением с передового командного пункта. 3-я танковая группа, заняв Клин и Солнечногорск, успешно развивает наступление на Дмитров и Яхрому, туда же подтягивается перебрасываемая из-под Твери 1-я танковая дивизия. Атаки противника против правого фланга 4-й армии фон Клюге прекратились, противник отходит к Кашире. Наступление Гудериана развивается успешно, его авангард только что занял Венёв и Михайлов, и теперь главным препятствием на его пути являются обострившиеся проблемы снабжения танков горючим. Правый фланг Гудериана надёжно обеспечен наступлением 2-й полевой армии вдоль железных дорог на Елец и Воронеж.
  В районах Тихвина и Ростова обстановка остаётся напряжённой, но не критической. Если нашим войскам не удастся закрепиться на зиму в этих городах, они отойдут на тыловые рубежи, приказ о подготовке которых уже отдан.
  В Крыму Манштейн запер противника в Севастополе и высвободил резервы. Три эшелона отпускников 11-й армии встретят Рождество в Германии и в домах отдыха на территории Румынии, график следования эшелонов через Одессу уже согласован службами тыла…»
 Совещание квартирмейстеров прошло без сюрпризов и завершилось ужином, сервированным генеральным обер-квартирмейстером в офицерском казино  при германском Главном штабе.
 

 
               


Рецензии