Если у Вас нету друга...

- У меня за всю жизнь не было ни одного настоящего друга.
- А настоящий друг- это кто?
- Это человек, готовый прийти к тебе на помощь в любое время суток. Возможно, что в ущерб себе. Своим делам, семье. Он всегда готов тебя выслушать, помочь советом. Я могу позвонить ему  ночью и точно знаю, что он не сошлется на занятость или усталость.
- А если он действительно в это время занят? Или ему неудобно разговаривать? Или он просто уже отдыхает?
- Настоящий друг - на то и настоящий! Он всегда готов прийти на помощь!


- А Вы- настоящий друг? Вы готовы жить по этим правилам?
-Не знаю… У меня же не было такого друга!
- Давайте попробуем немножко пофантазировать. Допустим, у Вас есть такой друг. Вы звоните ему в первом часу ночи, рассказываете свои проблемы и просите приехать. Друг срывается из дома, выслушивает недовольство жены,  мчится к Вам. Вы рассказываете ему проблемы, распиваете бутылочку коньяка. Друг укладывает Вас спать, укрывает пледом и едет под утро домой. Такую картинку Вы себе рисуете?
- Ну примерно такую.
- Что же получается? Кроме того, что у друга дома возникла напряженная ситуация, еще Вы свалили на него свои проблемы. А утром ему на работу…  Как Вы полагаете, КАК будет себя чувствовать человек в подобной ситуации?
- Да, я как-то не подумал…
- Ваш друг продемонстрировал Вам свое искреннее расположение и участие. А что продемонстрировали в данном случае Вы, как друг?


- Но мне же было плохо!
- Да, конечно. Вот Вы и показали Вашему другу свой эгоизм, свое нежелание справляться с собственными проблемами, потребность переложить тяжесть эмоционального напряжения на другого человека. И у Вас это все прекрасно получилось! Причем, Вы даже не задумались, а какое состояние и настроение сейчас у Вашего друга! Вам стало лучше, легче, комфортнее! А Ваш друг получил много неприятных эмоций и кучу семейных проблем. Но он повел себя, по-вашему, как настоящий друг. А КАК Вы себя проявили в данной ситуации с точки зрения дружбы?
- Ну ничего себе ! Я как-то не думал в таком свете! И правда получается какой-то перекос! Что же делать? Отказаться от дружбы?

- Зачем же от нее отказываться? Дружба, как и любовь, это отношения. А отношения - это всегда обмен энергиями. И гармоничными отношения будут тогда, когда обмен идет равноценный: сколько отдал энергии, столько получил. Если это равновесие нарушается, нарушается и гармония в отношениях. Вы чем готовы компенсировать другу его энергозатраты?
- Ну это уже и не дружба получается! А какой-то бартер: ты -мне,  я – тебе!
- Значит, Вы не готовы ничем компенсировать энергетику, потраченную другом на Вас? Я правильно поняла?  Вы рассматриваете дружбу исключительно как игру в Ваши ворота?
- Совсем нет! Будет такая же ситуация у друга, я так же приду ему на помощь! Почему Вы решили, что я играю только в свои ворота?
- В противном случае, Вы дали бы дружбе другое определение.
- Какое же?


- Ну, например, Вы сказали бы, что дружба, это когда ВЫ спешите на помощь Вашему другу, бросая все дела. Дружба- это когда ВЫ создаете СЕБЕ напряженные ситуации для улучшения жизни своего друга. Вы же дали совсем другое определение…
- Но все хотят, чтобы о них заботились, чтобы им помогали!
- Если ВСЕ этого хотят, КТО же будет помогать и заботиться?
- …
- Поймите, если из колодца все время только черпать, вода быстро закончится. Колодец пересохнет.
- Но колодец питают подземные воды.
- Именно об этом я и говорю. Чтобы были полноценные гармоничные отношения, необходим  взаимный энергообмен. Каждый отдает, но и каждый получает. И неважно, служебные это отношения или личные. Вот Вы ходите на работу, тратите много энергии. Какую компенсацию Вы получаете?
- Мне платят зарплату. Меня ценят на работе. Где ж тут энергообмен?
- Деньги - мощнейшая энергия! Вы потратили свою энергию, Вам ее компенсировали деньгами. На эти деньги Вы можете приобрести себе то, что Вашу энергию восстановит!


- Тогда что же получается? За все надо платить деньги? И за любовь, и за дружбу?
-  Да, энергообмен должен быть всегда. Но почему же обязательно деньгами? Вы можете за искреннее и теплое к Вам отношение платить таким же искренним и теплым отношением. За заботу - заботой. А энергетику денег использовать там, где Вы не можете вернуть потраченную на Вас энергию другим способом. Вот наш с Вами пример. Вы пришли на консультацию. Я трачу на Вас свое время и свою энергетику. Вы оплачиваете мне мои энергозатраты. Или Вы идете к стоматологу. Он лечит Вам зуб, Вы компенсируете ему его работу.


- Ну с этим-то понятно! А вот в личной жизни  как-то это не очень применимо.
- Вы так думаете? И в личной жизни это используется сплошь и рядом! Провинился муж перед женой, доставил ей массу отрицательных эмоций, купил ей за это колечко! Попросили Вы приятеля об услуге, несете ему дорогой коньяк! Деньгами всегда проще и легче расплатиться, чем искренними чувствами и теплым отношением! Мужу проще подарить колечко, чем относиться к жене с теплом и уважением!


- Так получается, что дружбы вообще нет что ли?
- Уточните, пожалуйста, еще раз, что Вы понимаете под этим словом? Чтобы кто-то решал Ваши проблемы: эмоциональные, психологические, материальные, бытовые в ущерб самому себе и своим планам и интересам? Чтобы создавал себе сложности в семье, но у Вас было ощущение того, что Вы самый главный человек в жизни Вашего друга?
- Нет, я не это имел в виду…
- А тогда – что?
- Ну я же говорил в начале нашей беседы!
- Скажите, если у Вас с кем-то дружба, Вы одинаково заботитесь о комфорте друг друга? Одинаково стремитесь помочь друг другу? Одинаково беспокоитесь о хорошем душевном состоянии друг друга?
- Да! Именно это я и имел в виду!
- Скажите, а КАК в данной ситуации должны были поступить ВЫ, если Вы хороший друг?
- Не понял…
- Та же самая ситуация. Вам очень плохо, Вы хотите обсудить с кем-то свои проблемы, просто выпить водки. И у Вас есть друг, который примчится к Вам по первому звонку. Вы это точно знаете. Но Вы также знаете, что его жена очень не одобряет вот таких  внезапных поездок. И у друга обязательно возникнет дома конфликт после его возвращения от Вас. Как Вы должны поступить, если Вы настоящий друг?
- Ну… Наверное, не стОит вносить в жизнь друга проблемы..
-И?..
- Не стОит звонить ему среди ночи… Что же получается, дружбы как таковой не существует?


- Существует. Но, повторюсь, это всегда равноценный энергообмен. Большинство же из нас под дружбой подразумевают ПОЛУЧЕНИЕ энергии от другого человека ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, вот сию секунду! А отдачу планируют «когда-нибудь», «потом», «когда ему понадобиться». Но ведь друг может и не обратиться к Вам в трудную для себя минуту, ибо сочтет, что не должен нагружать близких людей проблемами…
- Да… Какой-то неожиданный разговор получился. А как же « Друг познается в беде?»
- Наша беда в том, что мы мыслим штампами и стереотипами. И пытаемся подогнать свою жизнь под эти штампы. Хорошо,  пусть друг познается не в беде, а просто  в сложностях. После его помощи у Вас эти сложности уменьшатся. А у него появятся. В той или иной степени. Вы этого хотите? Это дружба?
- Нет, я не хочу , чтобы у кого-то появились сложности. Я  как-то так не думал, что все ТАК оборачивается… Для чего же тогда нужны друзья?

- Возможно, для того, чтобы было с кем разделить свою радость, свое хорошее настроение, свое счастье, свои интересы, свои увлечения?  Или делиться нужно только негативом?
- Нет, не только негативом. Но все же…
- Скажу Вам больше. Вы выговорились, свалили на другого человека свои негативные мысли, эмоции. Вы чувствуете, что Вам стало намного легче. А что происходит с этим человеком, Вашим другом?
- Я не знаю…
- А он так и будет носить весь слитый Вами негатив на себе, на своем эмоциональном теле. У нас мало кто умеет освобождаться от этого груза.
- И что же делать? Все свои проблемы носить в себе?


- Нет, все, что Вас тревожит, должно проговариваться, « выходить наружу». Но, согласитесь, совершенно не гуманно и не этично использовать для этого близких людей, особенно если эти проблемы их не касаются. Как правило, в данном случае не будет энергообмена. Будет только потребление чужой энергетики. Своих надо беречь.
Вы же не заставляете своего друга лечить Вам зубы, если он не стоматолог? Не просите вправить вывих, если он не хирург? Но почему-то считаете, что он может без вреда для себя полечить Вашу душу.
- Да, действительно. Мы просто обожаем сваливать свои проблемы на ближайшее окружение. Но я никогда не рассматривал это, как вред для близких.
- Все когда-то происходит в первый раз. Попробуйте поразмышлять над тем, о чем мы сегодня с Вами поговорили. Интересно, к каким выводам Вы придете в конечном счете? Возможно, Вы измените свое мнение относительно настоящей дружбы, как о желании кого-то пожертвовать своим покоем и удобством, ради Вашего покоя и удобства... И перестанете считать, что Ваше хорошее самочувствие важнее хорошего самочувствия Ваших близких...


Рецензии
Начало немного улыбнуло. Действительно! Представьте себе! Я тоже когда была ребёнком постоянно мечтала найти такую подругу, которая бы для меня всё-привсё и в любое время дня и ночи. Была ли я готова компенсировать. О! Конечно! Всегда и в любое время! Но ту девочку, которую я тогда считала своей лучшей подругой - это почему-то раздражало. "Хватит показывать свой героизм", - говорила она. Меня это обижало. Ну какой героизм? Это дружба.

Уже во взрослом возрасте у меня нашлась подруга которая по достоинству меня оценила. Она приезжала ко мне зарёванная посреди ночи, когда у неё бывали проблеми и я её с удовольствием выслушивала, поила чаем и укладывала спать. Она съехала от своего парня и явилась ко мне в тот же день с кошкой и всеми вещами. Я тогда только начала жить со своим новым мужем. Но мне было это по душе. Ожидала ли я компенсации? Не-а! даже когда я хотела рассказать ей о сбоих бедах и она не захотела слушать я расстроилась, но не порвала с ней. Но получила ли я компенсацию за свою затраченную энергию? Да, да и тысячу раз да. Я была вознаграждена за весь свой душевный труд и пострадавшей себя не чувствую. Мне даже стыдно сейчас писать о том, что это был труд. Это было настоящее счастье! Именно то, ради чего мы живём.

Мне кажется, Галина, что вопреки Вашему убеждению энергия не передаётся по принципу "Ты мне - я тебе". Она идёт по кругу. Ты ему, он тому, тот третьему, третий четвёртому...и наконец десятый Вам воздаст именно то, что Вам нужно, если будет знать, что Вы человек, способный делать добро для других.

Нина Милова   16.06.2010 20:10     Заявить о нарушении
А как Вы думаете, Нина, для чего Вам нужна была эта "подруга"?

Галина Радциг   16.06.2010 22:39   Заявить о нарушении
Y меня тогда не было детей, а женщине постоянно нужно о ком-то заботиться, кого-то опекать. У меня был избыток энергии, которую необходимо было отдать кому-то. А ей нужна была эта забота, или может она притворялась, зная что мне нужен, кто-то, о ком надо заботиться.

А вообще-то в некотором смысле она была очень взрослая и самостоятельная, а в других отношениях совсем дитя. А я наоборот. Хорошо разбиралась в том, в чём она не смыслила, но мне не давалось легко то, что давалось ей. Вот мы и учились друг у друга чтоб стать более полноценными людьми.

Нина Милова   17.06.2010 00:00   Заявить о нарушении
Ваш анализ подтверждает мои умозаключения. Мы ничего не далаем в жизни для других, только для себя. Это первое.Нет ребенка- буду няньчить взрослую тетеньку, ибо я "созрела" для опеки . Причем тетенька была выбрана по детскому типу.

И второе.Вступая в неравноценные по энергообмену отношения, мы пытаемся скомпенсировать собственные комплексы: вот такая я хорошая. Мне не отвечают взаимностью, но я все равно буду всем помогать! Все видят, какая я хорошая?

Галина Радциг   17.06.2010 10:25   Заявить о нарушении
Действительно, Галина, в детстве я нередко сердилась на своих подруг за то, что они не отвечали на мою добродетель такой же добродетелью. Естественно, что больше добродетельных подруг у меня от этого не становилось.

И только в старших классах, на уроке латинского языка, я выучила одну фразу, которая враз вылечила меня от большинства моих проблем взаимодействия с окружающим миром (недаром же рецепты тоже пишутся по-латиски). На русский язык эта фраза переводилась примерно так: "Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель."

В более зрелом возрасте я поняла, что не стоит ждать что за добро, которое ты делаешь другим они неприменно отплатят тебе тем же quid pro quo. Во-первых, они другие люди с другим кругом возможностей, с другими ресурсами, и в другой ситуации. Во-вторых, в этой самой помощи у тебя самой может не быть именно в это время необходимости. Друзья могут не быть способны отплатить сразу и той же монетой, но они это сделают когда смогут и чем смогут, и тогда когда Вам будет это действительно необходимо. Ну а если они и тогда окажутся не способны, то кто-то из их друзей и близких, или друзей их друзей, может прийти Вам на помощь.

Вот как в примере с моей подругой. То, что она отказалась выслушивать мои личные неприятности было вполне резонно. Во-первых, у неё голова была тогда занята совсем другим. Во-вторых, даже если бы у неё хватило терпения меня выслушать, она всё равно была не эксперт в той самой проблеме, и потому помочь мне ничем не могла, в-третих, я сама была в этих делах наилучший эксперт и вполне могла сама справиться именно с той задачей. Поэтому она была абсолютно права, что отказалась меня слушать. Зато, когда мне действтельно нужна была помощь в том чём она могла мне помочь я всегда могла на неё расчитывать. Вот к примеру я не умела и не хотела водить машину, а она всегда пожалуйста, если мне это действительно было надо, то я могла рассчитывать на неё. Да и не только в этом.

Даже когда друзья сами практически ничего не делают ради нас, они выполняют как минимум две важные функции. Во-первых они обеспечивают нашу тёплую связь с окружающим миром,полным ресурсов необходимым нам, и они дают этому окружающему миру сигнал о том, что мы добрые и хорошие люди, с которыми этими ресурсами можно смело делиться.

Поэтому я не жалею о том, что я бескорыстно делала для своих друзей, но только о том, что я не делала этого больше и для большего числа людей. Наверняка от этого моя жизнь становилась бы только лучше. И почему вдруг в наш время быть добрым к людям стало немодно, я не пойму.

Нина Милова   17.06.2010 21:27   Заявить о нарушении
Наверное всё это оттого, что нас приучили делать всё только за деньги. А вот теперь господь-бог возьмёт и устроит нам испытаньице. Сделает так, что финансовая и денежная система рухнет вообще. И кто лучше переживёт такой кризис? Те, кто забесплатно и пальцем не пошевелит, кто привык жить по принципу, что деньги - это не главное?

Нина Милова   17.06.2010 22:08   Заявить о нарушении
Нина писала:

Даже когда друзья сами практически ничего не делают ради нас, они выполняют как минимум две важные функции. Во-первых они обеспечивают нашу тёплую связь с окружающим миром,полным ресурсов необходимым нам, и они дают этому окружающему миру сигнал о том, что мы добрые и хорошие люди, с которыми этими ресурсами можно смело делиться.

Нина, а без этой связи Вы сомневаетесь, что Вы ДОБРЫЙ И ХОРОШИЙ человек?

Я ведь не против дружбы как таковой. И в тексте есть ответ на вопрос, что такое дружба с моей точки зрения. Собственно, он созвучен Ващему. Дружба- это когда делятся счастье, хорошее настроение, радость, удача. А не попытка решить свои внутренние проблемы ценой комфорта окружвющих.

Галина Радциг   17.06.2010 23:24   Заявить о нарушении
Нет, без этой связи я не хороший человек, я просто никому не нужный человек. Учили на уроках литературы про образ лишнего человека? Вот это и есть я, когда у меня нет друзей. Вроде и не плохой человек, но кому до меня есть дело?

Говорите надо делится только cчастьем и радостью, а проблемы надо держать при себе и решать самому? Нет, это не дружба получится, но очень поверхностное знакомство. Настоящие друзья познаются в беде.

Нина Милова   18.06.2010 00:10   Заявить о нарушении
Да... Очень грустно, что Вы сомневаетесь в собственной ценности без трансляции из вне.

Галина Радциг   18.06.2010 09:49   Заявить о нарушении
Ценности для кого? В своей ценности для себя самой я нисколько не сомневаюсь. Но как я могу знать сама о своей ценности для окружающих без трансляции из вне? Тот кто думает что и так это знает, возможно заблуждается.

Нина Милова   18.06.2010 15:19   Заявить о нарушении
А если ценности в Вас не увидят? Что тогда?
Будете изо всех сил доказывать, что Вы хорошая? Или?...

Галина Радциг   18.06.2010 23:03   Заявить о нарушении
Буду искать тех, кто оценит.

Нина Милова   19.06.2010 00:37   Заявить о нарушении
Хотя доказать людям, что ты чего-то стоишь, тоже не грех. Вот как в вашем рассказе про Жучку. Будь у девушки хоть одна искренняя и преданная подруга, ей могло бы быть наплевать, что весь класс дразнить её. А со временем они могли бы ещё завести друзей и подруг. А чтобы найти друга надо что? Всегио-то и надо быть чутким к людям и их проблемам и стараться помочь.

Например когда я переехала с родителями в новый дом дети во дворе сначала терпеть меня не могли. Я вуходила во двор они разбегались, и никто играть со мной не хотел, а я плакала. Потом у меня завелась одна подруга. Потом я подружилась с двумя подругами этой подруги. Потом как-то раз одна из девчёнок, которая больше всех надо мной издевалась бежала, содрала себе коленку , не могла подняться лежала и плакала. Я подошла к ней, пожалела, помогла подняться посадила на скамейку, принесла из дома пластырь, принесла воды. С тех пор она была моей лучшей подругой, и всегда говорила о том как ей стыдно, что она сразу меня не приняла. Хорошего человека со временем обязательно кто-то оценит.

Нина Милова   19.06.2010 00:48   Заявить о нарушении
Хотя доказать людям, что ты чего-то стоишь, тоже не грех. - А ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НАДО ДОКАЗЫВАТЬ, НИНОЧКА?
Потом у меня завелась одна подруга.- А КАК ОНА "ЗАВЕЛАСЬ"?

Я подошла к ней, пожалела, помогла подняться посадила на скамейку, принесла из дома пластырь, принесла воды.- ТО ЕСТЬ ПОДЕЛИЛИСЬ С НЕЙ СВОИМ УЧАСТИЕМ, ТЕПЛОМ И СОЧУВСТВИЕМ, А НЕ ПРОБЛЕМАМИ?

Хорошего человека со временем обязательно кто-то оценит.- ЗОЛОТЫЕ СЛОВА, НИНА!
Только добавлю, что если ты действительно хороший человек, то тебе не нужно это доказывать. Ты живешь, как дышишь. Твое поведение естественно.

Галина Радциг   19.06.2010 10:10   Заявить о нарушении
Действительно похоже друзья легче всего заводятся у того, кто желает сам помогать другим людям, и не надеется на то, что у него найдётся друг, который будет делать нечто ради него. Как говорят "Хочешь иметь друга, тогда будь им" или "Друзей не надо иметь, с ними надо просто дружить".

Мы помогаем своим друзьям чем можем, когда можем и когда это бывает необходимо, но никаких обязательств тут нет. Но если вашему клиенту так неприменно нужен некто именно посреди ночи, то скорее ему нужен не друг, но супруг, или супруга. Это в случае если он здоров, а если такая потребность возникает вследствии того, что он болен, значит нужна сиделка. Супружеские отношения - это и дружба и не совсем. Тут присутствует некая взаимозависимость и взаимные обязательства.

Нина Милова   19.06.2010 19:32   Заявить о нарушении
Хочешь иметь друга, тогда будь им"- лучше сложно сказать!

Можно лишь дополнить:
Хочешь быть любимым, научись любить!
Хочешь, чтобы тебя уважали, научись уважать окружающих! и т.д. и т.п.

Галина Радциг   19.06.2010 22:16   Заявить о нарушении
Собственно, об этом и был текст. Мы изначально даем не верное определение дружбе. дружба- это когда Я иду на помощь, я выручаю, я даю. А мы , как правило, формулируем наоборот.

Галина Радциг   19.06.2010 22:26   Заявить о нарушении
По поводу дружбы согласна, но вот любовь...Мы слишком много знаем случаев, когда люди любят и отдают себя кому-то, кто никогда не ответит взаимностью. Поэтому хочешь быть любимим - научись любить, помоему научиться любить этого недостаточно. Надо не только научиться любить, но научиться любить того, кто действительно нуждается в твоей любви.

Нина Милова   20.06.2010 00:19   Заявить о нарушении
Я бы сказала так: научись любить того, кто рядом с тобой.

Галина Радциг   20.06.2010 11:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.