Скитальцы-глава 59. Купец

 
                ( П Р О Д О Л Ж Е Н И Е )               


      Ночь прошла спокойно. Проснулись еще до рассвета. После вчерашней потасовки болели и ныли избитые дубинами тела. Но крови не было.
      - Слушай, Андрей Силыч, а ведь исход вчерашней схватки опять решил ваш Матвей! Как он ловко моей цепкой опутал ноги твоему противнику! – с удовлетворением заметил Иван.
      - Это точно, – ответил Горыныч. - Этот бугай вцепился, как клещ. Я выдохся, думаю – неужели, конец!? А тут Матвейка его ловко спутал. Ну, я сразу же управился и тебе помог. Как только он сообразил цепку подхватить?
            - И как ловко метнул! - с удивлением покачал головой Иван
       - Я же видел, как Иван монгольских коней спутал,- объяснил Матвей. - Ничего мудрого. Вот и я решил попробовать. Получилось.
       Это разрядило обстановку, все заулыбались и стали поздравлять и хвалить героя. Он смущенно отмахивался от похвал, стыдливо краснел.
      - Ладно, хватит смущать парня. Он свой долг выполнил - и ладно. Молодец!- завершил восторги Иван. - Я удивляюсь, ведь ты, Андрей Силыч, много старше меня. А по силе и ловкости не уступаешь! В чем секрет?
      - Да какой тут секрет. Просто жить охота. А потом, парней моих жалко. Что без меня делать станут? Вот и стараюсь.
      - Ладно. На этом закончим. Что дальше будем делать?
      - Надо бы еду сладить, а потом решим.
      - Что надо, то надо. Но ладить ее не из чего. Сухари прикончили вчера. Осталось немного крупы. Но это не еда для таких богатырей,- улыбнулся Иван,- да еще после такого молодецкого боя. Победу надо отметить. Предлагаю выйти к реке. Она здесь рядом излучину делает. Дорога вплотную подходит. Наладим удочки. Крючки нам кузнец дал. Наловим рыбки, тогда и праздновать станем.
      Так и решили.
      Вскоре лес поредел и впереди показалась река. Они направились к берегу и встали, как вкопанные. На пригорке сидел купец и два его сына. Возов рядом не было. Беглецы подошли вплотную. Земля вокруг была истоптана конскими копытами. Вглубь леса уходили следы тележных колес.
      - Что, торговый, профукал свой обоз? Похоже, монголам по доброй душе подарил? И наших трофейных коней заодно?
      - Не издевайся, Иван. Без того тошно. Что я теперь? И деньги все выгребли. Гол, как сокол. Впору на паперти милостыню просить.
      - Жаден ты не в меру. Вот Бог и наказал. Ладно, прощай. Кесарю – кесарево. – Он отвернулся и кивнул своим: - Парни, пошли на берег рыбки поймаем.
      - А вы, что? Так меня и бросите? – удивился купец.
      - Ты же сам отказался от наших услуг. Нет, чтобы помочь, когда нам было очень плохо, когда на нас напали. Взял, да удрал. Дескать, моя хата с краю, ничегошеньки не знаю. А сынки твои могли бы нас поддержать. Может, все бы в нашу пользу кончилось. Так что, не осуди.
      - Иван! Люди! Не бросайте! Простите меня, ради Бога!
      - Смотрите-ка на него, Бога вспомнил! Бог тебя и простит. Пошли, ребята. Нам недосуг. Надо еще червей накопать. – И они направились к берегу. Ноющий купец с сыновьями потянулись следом.
      Иван с племянниками оказались опытными рыбаками. Они то и дело выбрасывали на берег добычу. У Горыныча и Степана дела шли худо. Рыба все больше срывалась. Иван сжалился и подошел к ним. Показал, научил, и у них тоже пошло дело.
      Тут же, на берегу, разожгли костер и принялись запекать добычу.

      А события развивались так. Татаро-монголы следили за ходом схватки с интересом. И увидев, что купец с обозом и их лошадьми спешно удирает, решили, что ввязываться в схватку с этими людьми – себе дороже. Тем более, опыт был не в их пользу. Поэтому, не спеша, последовали за обозом. Когда купец остановился на ночевку, окружили. Для порядка, огрели всех троих плетями. Обыскали. Отобрали наличность и угнали обоз в лес.

      Наловив рыбы, тут же развели костер и, насадив ее на палки, стали запекать. Подошел купец и молча остановился чуть в стороне. Иван отделил от общего улова большую долю рыбы. Подозвал купца:
      - Забирай на первый случай. Вот вам удочка и запасной крючок. Ловите сами и кормитесь. Вас обеспечивать едой не намерены.
      - Мы не умеем ловить рыбу.
      - Вот что, голод брюха не пучит, а жратву добыть научит. Действуйте. Удачи вам.
      Купец развел неподалеку свой костер и вместе с сыновьями принялся ловить и готовить рыбу.
      Беглые, хорошо подкрепившись, отдыхали у костра.
      - Андрей Силыч, пойдем в лес, похороним сабельку, казацкую славу. Тревожит она меня. Покою не дает.
      Купец у своего костра, расслышав слова Ивана, предложил:
      - Зачем добро в землю зарывать? В Шадринске можно выгодно продать. Я могу помочь. У меня и покупатель есть на примете.
      - Слыхал, Андрей Силыч? Для этого человека нет ничего святого. Вот что, парни, - обратился он к своим, - проследите, чтобы за нами не увязались. А то ведь откопают и при случае продадут!
      Взяв саблю, они направились к лесу.


                П Р О Д О Л Ж Е Н И Е       С Л Е Д У Е Т


Рецензии