Духовный менеджмент

ДУХОВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ


               
                Давайте, и дастся вам: мерою
                доброю, утрясенною, нагнетен-
                ною и переполненною отсыплют
                вам  в лоно ваше;  ибо, какою ме-
                рою мерите, такою же отмерит-
                ся и вам.
                Лк., 6 : 38.


  В иностранной литературе появился термин «духовный менеджмент». Причем, в разных источниках он трактуется  по-разному. Остановимся на книге датчанина Йеспера Кунде «Корпоративная религия» ( Санкт-Петербург, 2004).
     На странице сто двенадцатой появляется термин «духовный менеджмент»…И, читая эту главу, сразу понимаешь, что автор под «духовным» подходом в менеджменте подразумевает… целостный подход к любому сегменту деятельности корпорации, а также выработке серьезных мировоззренческих вопросов (первый критерий при найме – соответствие соискателя ценностям данной организации).
    В главе седьмой (стр.216 - 228) к этому пониманию добавляется термин «видение»: когда наверху утрачивается видение цели (которое заменяется финансовым контролем, отслеживанием рынка и т.п.), пропадает генерирующая энергия, это быстро сказывается на всей организации, - подчеркивает Кунде.
    Следующая черта, которую вносит Й. Кунде в понимание «духовного менеджмента» – менеджмент должен находится на виду: «служащие хотят знать, чем руководствуется начальство и о чем оно думает, «служащие в больших организациях хотят знать – хотя бы – приблизительно о происходящем в целом, будучи лишь его частью».
     Присутствие первоклассного духовного лидера - новатора проявляется в преданности корпоративной религии (в ущерб финансам и логистике). «Главное в современном менеджменте – не умение грациозно держать клюшку для гольфа, а желание и способность победить».
    Да, конечно, давно пришла пора задуматься о роли обученности и образованности в карьере и жизни бизнесмена, менеджера. Но, коли уж мы будем с вами говорить о «духовном менеджменте», то давайте тогда углубимся в это понятие.
    Обученность обозначает приобретение знаний и навыков, тогда как образованность предполагает наличие у человека собственного способа добычи знаний, который позволяет выстроить свою уникальную жизненную траекторию. Разница между этими понятиями очевидна, но, тем не менее, часто приходится наблюдать подмену этих понятий в бизнесе.
Важность обученности для бизнеса невозможно отрицать, но может ли быть по - настоящему эффективным обученный, но недостаточно образованный бизнесмен, менеджер? Какие угрозы для бизнеса может представлять менеджерское невежество? Как современному бизнесмену, менеджеру повышать свою образованность?
    Бизнес – очень жёсткий вид деятельности. Почти бой гладиаторов за победу... Во времена бурного роста бизнеса это не так заметно. С приходом кризиса при появлении трудностей у многих бизнес пошёл ко дну, многие бизнесмены ощутили финансовые проблемы, а  все мы стали свидетелями многочисленных человеческих драм.
    Но при всём этом, мы все остаемся людьми, и не стоит забывать о том, что человек создан изначально,  чтобы выживать. У нас есть дух и душа, интеллект, эго, совесть - и этим мы отличаемся от животных – ведь только мы способны искать и находить решения задач различного уровня сложности. Где здесь роль образования, спросите вы? Именно образование способно дать конкурентные преимущества. Именно образование может сделать человека благороднее, вывести его из животной тьмы невежества. Конечно, если в этом образовании продуманы и учтены все те аспекты духовного менеджмента, которые  не являются простыми штампами, а действительно приподнимают полог невежества.
    Мне, конечно, возразят, что наше жёсткое, жестокое постгулаговское общество с искаженными ценностями таково, что  бизнес должен быть особенно жестким.
Однако истинный бизнесмен, менеджер всё – же рождается там, где есть душа и совесть. И кризис этому не помеха.
    Кризис для общества - это селекция. В жёстких условиях выживают одни люди, а в либеральных - другие. Конечно, нам никогда не стать шведами. Мы деформированное общество в периоде перестройки, переживающее длительный и жестокий эксперимент над собой.
    В жёстком обществе бизнес жёстче. В обществе интеллигентном бизнес принимает более мягкое лицо, человеческое. Мы часто говорим, что уже давно живем в капиталистическом обществе. Но это не так. В капиталистическом мире, господа,  мер города мечтает стать директором завода, а у нас каждый директор завода мечтает стать мером… Наше общество – это, видимо, особая разновидность латифундистского строя, когда всё и вся подчинено синьорам у власти. Эдакое полуфеодальное общество, опоздавшее на несколько лет…
    Как любят у нас кричать тут и там о «великой русской культуре»!.. А  позвольте вас спросить, господа хорошие - на чем она держалась, а? На нескольких в лучшем случае десятках имён меценатов - купцов, поддерживающих эту самую культуру? Ведь ни один русский художник не выжил бы, если бы не Третьяков! И не было бы никакой подлинной русской оперы, если бы не Мамонтов! И  не было бы поэзии и литературы, если бы не Дягилев и Морозов! Давайте смотреть тихо и спокойно правде в глаза.
    Быть образованным бизнесмену, менеджеру просто необходимо. А одна из немаловажных граней образованности - понимание высокого искусства. Например, музыка даёт понимание многогранности бытия, роли партий в общем звучании. Для бизнеса это очень важно. Ведь у большинства бизнесменов в голове прочно засела только одна партия - гладиаторская: поразить соперника. Хотя вопрос может решаться по-другому, через побочную партию - через совесть и душу. Но в нашем обществе пока ещё сложно объяснить, почему это так. Сложно, но возможно. Почему так популярна в Европе арт – терапия, которой я с удовольствием занимаюсь и с детьми, и с взрослыми людьми разных профессий? Это продуманное вхождение  в высокое искусство и приобщение к нему.
    Датские,  финские, норвежские, шведские  предприниматели к этому давно пришли, а точнее - они выросли с этим пониманием! Ведь  у них же иные законы бытия, ведь у них почти в каждой общеобразовательной школе есть свой симфонический оркестр, и дети с первого класса учатся играть на музыкальных инструментах. Например, в Стокгольме, где проживает 1,5 млн. человек около девятисот концертных залов при церквях, где по три раза в неделю проходят концерты классической музыки, свободных мест нет обычно. И что же получается?..Что скандинавы не эмоциональные, жёсткие, закрытые, но такие при этом тонкие и чувствительные одновременно?.. Жёсткая система поставила людей в жёсткие рамки, но искусство у них - часть бытовой культуры.
    Что же получается? Что  у них одно полушарие мозга работает на жёсткость и  финансовую дисциплину (попробуйте 80% заработка отдать государству в виде налогов), а другое - на Моцарта, на Баха?..
    Михаил Казиник, музыкант, музыковед, культуролог, писатель, режиссер, актёр рассказывает: » Меня везли в Скандинавии куда - то на север страны, мы проезжали какие - то леса, озёра, казалось, что здесь вообще никто не живёт. В результате мы приехали в небольшую деревушку, где был при церкви концертный зал. Я расстроился, так как был уверен, что никто не придёт. Поделился своими предчувствиями с администратором, и тот меня утешил: «Вот увидите, этот зал не сможет вместить всех желающих». За десять минут до начала концерта со всех сторон начали съезжаться машины - фермеры, жёны фермеров, дети фермеров. И мест действительно не хватило. Молодежь согласилась сесть на полу. На концерте среди прочих произведений мы играли второй квартет Бородина. После окончания концерта ко мне подходит древний фермер, лет девяноста отроду, и говорит: «Спасибо вам! А то я думал, что так и умру, не услышав в живом звучании мой любимый второй квартет Бородина!»… Давайте мы у себя найдем фермера, который не захочет умирать, не прослушав второй концерт Бородина!»
    Очевидно, что здесь мы все нуждаемся в корневых изменениях системы, в которой живём. И пока не изменится культура, пока не изменится образование и не будет дан нужный аспект для процветания духовного менеджмента, у нас не будет другого бизнеса, кроме как , в основном, гладиаторского. Но мы никогда не будем шведами, и шведы не будут нами. Нам нужно искать своё. И оно есть!
    Образование начинается ещё в утробе матери. Ведь 90% те дети, которые слышат с зачатия классическую музыку, рождаются с более развитым интеллектом. Дети, которые получают раннее домашнее развитие, также обладают более развитым по сравнению со сверстниками интеллектом. Образование должно быть гуманитарным и продолжительным. Западная образовательная модель: в развитых странах дети учатся 12 лет, и это гуманитарно - ориентированное образование. Первые два курса университетов также базируются на гуманитарных предметах. И никакого профобразования в это время!
    Образованность - это ещё и способность видеть большие полотна, слушать симфонию и прочее. Неспроста же будущих хирургов заставляют изучать живопись? Зачем?.. А  это даёт им видение больших картин, индивидуальное в общих явлениях. Также и в бизнесе: чтобы понимать, как побеждать, мы должны видеть большую картину - своих конкурентов, свою команду, точно также как слышать отдельные инструментальные партии в больших симфониях. Но всё это требует очень большого напряжения. Как на предприятии: как только расслабишься, потеряешь способность слышать фальшь отдельных «инструментов» направлений.
    Почему всё популярнее психоанализ среди бизнесменов? Почему профессия психоаналитика, глубинного психолога так популярна в этой среде и почти каждый серьёзный бизнесмен имеет хорошего психоаналитика, но не афиширует это? И почему глубинный психолог может помочь там, где диагноз «синдром миллионера»? Потому, что он мягко, профессионально и ненавязчиво переводит того, с кем работает в другое состояние сознания (ИСС, трансперсональная философия и психология тоже имеют здесь место быть), он вводит его в духовную структуру, профессионально ища именно ту нишу, где станет его пациенту комфортно и где он будет восприимчив. Он формирует особую ауру, помогая пережить катарсис.
Но всегда следует помнить, что чрезмерная благородность и человечность в бизнесе ни к чему хорошему не приведут, а только к расслабленности, то есть к упадку. И непременно должен быть баланс между действительностью и мечтами. Как же найти этот баланс в наших турбулентных условиях? Вот как раз тут и поможет образование - духовный менеджмент, многогранный и продуманный, который поможет создавать полноценную личность - обученную и образованную, конкурентоспособную на мировом рынке труда.
Сейчас мы переживаем кризис в основном потому, что являемся экспортозависимой страной. Нам необходимо наращивать свою импортную мощь. В том числе  интеллектуальную, культурную. Если обратиться к скандинавскому опыту – то  там бизнесмены очень часто в качестве корпоративного досуга используют концерты классической музыки. И это неспроста: «моцартовский» эффект, эффект поэзии, живописи помогают находить общий язык всем со всеми, развивают лидерство.
    Роль образования в том, чтобы облагораживать лидера. Под давлением обстоятельств лидеры становятся не только жёсткими, но и жестокими. Они могут причинить много вреда. Проблема в том, как их сделать социальными, как смягчить? Как развить их эмоциональный интеллект? И как людям с эмоциональным интеллектом давать возможность расти и достигать управленческих полномочий? Ведь людей творческих, как правило, не понимают.
    Как часто  маркетологам не хватает творчества! Конечно, такая проблема решается привлечением креативных агентств. Но соединить чистый маркетинг (практически точную науку) и креатив - это же ведь всё равно, что смешать масло и воду. Ведь они отталкивают друг друга, они жалуются на отсутствие взаимопонимания. Они нуждаются в арбитре, который бы творческих людей ставил в рамки, нетворческих - заставлял мыслить творчески. Образованность бизнесмена, менеджера - это мост к завязыванию прочных бизнес - контактов. Многим нашим бизнесменам не хватает культуры, адекватного мышления. Оказывается, нахапав денег, многие из них почему – то спиваются, не могут разговаривать ни с одним потенциальным зарубежным партнёром, впадают в депрессии… И, видите ли, они не будут слушать оперу, уже поздно….Нет, ничего не поздно, господа хорошие , просто надо найти в каждом отдельно ту нить, потянув за которую, сможем понять – куда идти, как идти, как раскрыть в себе то, что доселе спало! И тогда эти люди сделают для Вселенной и мира такое и столько, что вы будете потрясены.
   Считается,что задачи истинного верующего, христианского предпринимателя усложняются.  Синтез веры и бизнеса означает для такого  предпринимателя необходимость видеть и экономические, и духовные интересы личности, и направлять работников к удовлетворению их интересов во всей их полноте в русле текущих и перспективных задач фирмы. Задачи христианского предпринимателя, таким образом, усложняются, поскольку все области деятельности фирмы должны восприниматься не только с экономической, но и с религиозной точки зрения.
    А если дать краткую характеристику некоторых важнейших аспектов деятельности фирмы на основе религиозного их восприятия?
    Начать, конечно, надо с планирования. И, уже начиная такое планирование, духовный менеджмент надо знать. Этот аспект деятельности – планирование - присущ практически всем фирмам. Планирование есть умственное моделирование предстоящей деятельности фирмы, и в религиозном смысле оно является инструментом разработки полученного вразумления. Иногда есть такое мнение, что планирование, предусматривающее анализ тенденций на несколько лет вперед, противоречит общей позиции христианства по этому вопросу, которая заключается в том, что будущее знает только Бог, и поэтому планирование бесполезно. Но, противоречия здесь нет, ведь экономическое планирование - это не гадание и не вторжение в область запретного для познания. Это умственная разработка вразумления, работа человека по созданию ментального объекта, соответствующего по своим свойствам Воле Бога, для дальнейшего воплощения этого объекта в практической деятельности фирмы. То общее понимание, что экономика управляется промыслом Божиим, ставит вопрос о том, как это происходит. Для христианского богословия вразумление является общепонятным и общепризнанным проявлением заботы Бога о человеке. Вразумление - не есть детальная инструкция (я не об от откровении) относительно того, что нужно сделать человеку. Оно есть общая ориентация, помощь, и поэтому требует от человека последующих умственных и волевых усилий, практической деятельности. И первым шагом – очень важным шагом, который нельзя переоценить, в этих усилиях неизбежно становится планирование, о чём, собственно, прямо говорил Иисус Христос: ”Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её” (Лк., 14 : 28).
    Так вот в идеале ДУХОВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ надо знать ДО ПЛАНИРОВАНИЯ. А, коли уж этого не произошло, то никогда не поздно его пройти - это спасёт от многих опрометчивых шагов, это даст глубинное понимание проблем и людей, с которыми вы работаете.

                Писарева Римма Шамильевна, психолог – психоаналитик МАГМУ, член Международной Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии «САУЛЕ».


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.