Листопад-4

РАСПЛАЧУСЬ ЛИ  КОГДА - НИБУДЬ?

Никогда не думал, что при экстремальной ситуации в голову могут лезть самые ненужные мысли. Убедился на собственном опыте. Возвращались мы с женой из отпуска в Алма-Ату на машине. Великолепная дорога, пролегающая на насыпи высотой примерно 2 метра. Спокойно катим вдвоем, до дома км 300. Дорога делает левый поворот и вдруг навстречу по моей полосе летит “Жигуленок”. Мне деваться некуда - столкновение было неизбежно. Я  по касательной к закруглению дороги спрыгиваю с насыпи и уже качусь по полю. Жигуленок только просвистел мимо, даже не тормознув. Вдоль дороги стоят столбы  линии связи и натянуты десятки проводов. Старательно стараюсь не врезаться в какой-нибудь столб. Прокатил так я метров 50, и машина остановилась, упершись в стену густой травы, и заглохла. Оглушенные случившимся, вышли из машины не сразу. Успокоившись, попробовал завести ее, завелась с пол-оборота. Попробовал сдать назад, не получилось, задняя передача не включается. Вытолкнули машину с женой на пустое от травы место и развернули по ходу движения. Потихоньку выехал на дорогу и стал осматривать место полета. Увидел столбы линии  связи и тут же вспомнил, что когда летел и уже катил под откосом рядом с этой линией, в голове крутилась одна мысль, что если порву линию связи, то расплатиться смогу не скоро.

ГЛУХИЕ

Когда я пришел устраиваться на работу в проектный институт, меня предупредили, что директор института плохо слышит, поэтому с ним надо говорить чуть громче обычного. Я подготовился морально и текстуально и зашел. За столом сидит высокий сутуловатый и лысоватый человек. И тихо так мне говорит: «Молодой человек, расскажите о себе коротко и погромче», а сам руку ракушкой к уху подставляет. Я отличился видно и  во времени и в краткости, потому что тут же был принят на работу. Взяли меня инженером на самую малую в то время ставку - 110 руб. Месяц меня проверяли, т. к. институт относился к Министерству по оборонной технике. Наконец-то допустили к работе в строительном отделе. Вскоре я перезнакомился со всеми мужчинами и женщинами в отделе, и меня даже избрали профоргом отдела. Как-то за каким - то праздничным столом я рассказал историю с моим приемом на работу. А мне поведали следующую историю.
Со стройки в наш институт приехал инженер с вопросами. Заходит в приемную и говорит, что ему надо попасть  к главному инженеру проекта, ведущему его стройку. А секретарша,  как и директор, тоже была слегка глуховата и говорит ему: “Говорите громче”. Мужик повторил все заново. Она говорит, что ему надо сначала поговорить с директором. Заходит он к директору и повторяет все, что сказал секретарше. Наш директор приставил ладонь к  уху и говорит: «Пожалуйста, погромче». Мужик удивился и повторил свою просьбу. Директор куда - то позвонил и направил мужика на третий этаж к ГИПу Дубровскому. Иван Михайлович Дубровский очень любил выпить и совсем недавно по этой  причине потерял свой слуховой аппарат, без которого с ним невозможно было разговаривать - только кричать. Приходит этот мужик к Дубровскому и повторяет свою просьбу. Тот говорит: “Громче”. - “Еще громче”. Мужик в панике - куда он попал? Наконец - то, когда до Дубровского дошло, что от него хотят он говорит, что этими вопросами сейчас занимается сам начальник отдела В.И. Кунин на 4 этаже. Мужик в мыле приходит к Кунину и с порога кричит, что он приехал с такой-то стройки по такому-то вопросу. Кунин долго смотрит на  него, а потом говорит: “А чего Вы кричите, у меня отличный слух”.


ВОДКА В 6 УТРА

Сейчас даже не верится, что на такое можно решиться. Но в то время и мы были моложе и обстановка была другой. Как я покупал машину, как учился на ней ездить, как перегонял из Мирного в Надежный, как чуть не разбились мы на этой машине и многое другое, связанное с машиной, я описал в других эпизодах из моей жизни. Здесь даже не о машине. Давайте вспомним, что было в России международным платежным эквивалентом в Советские времена? Правильно! Бутылка водки! Так вот. Собрались мы в 1977 году в отпуск на машине из Якутии через пол России до Волги, а потом  в Казахстан. Путь не близкий. Поставил в багажник 4 канистры бензина, паяльную лампу, положил палатку и, самое главное – бутылок 15 водки, мало ли что, где-то обязательно пригодится. Поехали мы с сыном, уже семиклассником, из Надежного в Ленск своим ходом - 800 км. Воскресенье, пустая дорога, накрапывает мелкий дождик, слева и справа Якутская тайга. Медленно шуршат щетки по стеклу, и вдруг сын вскрикивает: «Папа, смотри, вода!» -
«Где вода, где вода?» я начинаю искать глазами воду, теряю контроль над машиной, и она уходит влево под откос. Я ударяюсь подбородком о руль, сын в порядке, машина глохнет. Осторожно вылезаю из нее, не обращая внимания на струйку крови на лице, осматриваю машину. Она уперлась бампером в вывороченное громадное корневище. Разбита правая фара, помято правое крыло, помят бампер. Заглядываю под машину – масляный фильтр в 2-х см от коряги. Вот было бы дело, если бы еще отломился масляный фильтр! Со страхом завожу машину – работает! Но вылезти сам не смогу – сижу крепко под откосом. Попутных и встречных машин нет. До ближайшего поселка км 5-8. Делать нечего – отправляю сына за помощью в поселок. Сам топором начинаю обрубать мешающие ветки и корни. Появляется первая проезжающая мимо машина – УАЗ 469. Вытаскивает меня на дорогу, а тут и сын приехал, удалось кого-то уговорить – приехали два мужика с лопатами на мотоцикле с коляской. Вот и открыли мы в первый раз наш водочный запас. УАЗик-то ушел, а мужикам досталось 2 пузыря за ни за что. Медленно, как бы крадучись, добрались до Ленска. Речной порт. Дальше наш путь по р. Лене на барже до Усть-Кута. Целый день проторчали в порту, ожидая, когда нас погрузят на баржу. Наконец-то под утро мой “Москвич” и “Жигуленок” буровика из Мирного погрузили на самоходную баржу и мы поплыли. Кстати, за погрузку, а потом за разгрузку пришлось платить как официально в кассу, так и грузчикам отдельно, да и по бутылке водки тоже. На баржу мы погрузились с сыном, а  мой шофер Витя Радченко, который поехал с нами в отпуск, прилетел в Усть-Кут с моей женой, где я и отдал ей сына. Они должны были прилететь в Братск и там ждать нашего приплытия. Ждали они нас 2 дня. Но, это уже другая история.
Да, самое главное-то я забыл рассказать. Когда погрузили нас на баржу, мы решили сразу же отблагодарить капитана, все – таки, с его помощью  мы попали на самоходную баржу, да еще так быстро, обычно погрузки ждут по 2-4 суток. Открыли мы свои багажники и … Короче, капитана накачали и сами приложились. Было это через полчаса, как отчалили - в 6 часов утра. Так рано пить водку мне еще не приходилось никогда.

ВЕЛИКИЙ  В  РАСТЕРЯННОСТИ

У нас подобралась великолепная компания. Все ровесники, все сразу после института, большинство с чувством юмора. Готовимся к встрече первого нашего Нового года вне дома, и даже очень далеко от дома - в Якутии. Уже закупили продукты и спиртное, которое стоит в коридоре в корыте со снегом. Всей компанией готовим еду и закуски. У каждого свои обязанности: Боря с Сашей месят тесто - морды и руки по локоть в муке, кто-то чистит картошку, четыре девушки лепят пельмени и передают противни мне, а я - единственный пока обладатель собачьих унтов выхожу на мороз (сегодня не очень холодно - 47 градусов) морозить пельмени. Процесс замораживания пельменей длиться минут десять - пятнадцать, потом они ссыпаются в мешок и вывешиваются за окно. Все идет по плану и вдруг неожиданная новость - мы на Новый год остаемся без музыки. Аккордеониста Яшу приревновала жена и отказывается идти с ним в нашу компанию. Срочно ищем варианты. Все соглашаются со мной, что надо срочно, пока еще открыт магазин, покупать магнитолу. Складываемся деньгами и покупаем магнитолу  “Эстония -2” и набор пластинок. В то время это была очень хорошая и дорогая техника, которую мы берегли. Был сочинен и вывешен на стене приказ по так называемому нашему кооперативу  “Молспец”, запрещающий выносить магнитолу из комнаты, разбирать ее, садиться на нее и т.д. За каждую провинность назначался штраф и не маленький.
На встречу Нового года собралось человек 30. Было весело, сытно и пьяно. Танцевали и выбегали всю ночь на мороз целоваться. Часа в 3 ночи поздравить нас пришел начальник Строительного Управления Николай Васильевич Великий. В такой шумной и веселой компании он видно оказался впервые и, поздравив нас, скромно прижался к стенке. Я  попытался его разговорить, но он только сказал, что  не чувствует здесь себя “Великим “ и вскоре тихо ушел. Вывод - не мни себя великим, даже если у тебя такая фамилия.


НОВЫЙ  ГОД  ЗА  ГОРОДОМ

Это была неожиданная и очень привлекательная идея, но подготовленная практически никак. Информация передавалась, как в игре “испорченный телефон”. Где, что и как все  будет, знало только четыре человека. Остальные были приглашены, но не предупреждены о деталях. Так что к электричке пришло 13 человек. Пятеро были друзьями, остальные друзьями каждого из этих пяти и между собой не знакомы. Кто-то был с лыжами и соответственно одет. Двое принесли огромный магнитофон “Тембр”. Одна девушка пришла в легких туфлях, ее пришлось срочно отправить домой за обувью. Все что-то принесли из еды и питья - это условие было передано всем. Электричкой мы ехали полчаса до деревни Береговая. Там еще 20 минут ходьбы, и мы оказались в доме, который мои друзья летом снимали в качестве дачи. Срочно выгружаем продукты на громадный стол и застываем около него в немой сцене из “Ревизора”. В Новосибирске в то время с продуктами было неважно. На столе примерно 5 кг дешевой колбасы, кислая капуста, 6 булок хлеба и кастрюля с пловом (хоть здесь не прокололись) да еще целый мешок жареных семечек, одна бутылка водки и пять бутылок сухого вина. Все! И несмотря ни на что этот Новый год запомнился на всю жизнь как самый веселый. В четыре часа утра мы пошли в лес, и целый час плясали вокруг маленькой елочки, расцвеченной огнями гирлянды от батарейки, - это был неожиданный подарок всем нам одного из друзей. Потом до утра пели песни при свечах и щелкали семечки. Спали мало. Кто-то утром уехал на электричке в город, кто-то остался в Береговом, мы же с женой на лыжах пошли в Академгородок к моему школьному другу Эдьке. От Берегового до самого Академгородка нас сопровождала какая-то собака, видно чувствуя, что в рюкзаке лежит кусок оставшейся от праздничного стола колбасы.
Эдька  был весельчаком, любимцем  женщин и в то же время замечательным семьянином. Он тут же схватил мою жену и утащил ее на праздничное гулянье на центральную площадь, где было шествие Дедов Морозов, катание на санях, взятие снежной крепости, кулачные бои и т.д. За каждый выигранный конкурс победитель награждался рюмкой водки. Короче, домой Эдьку с трудом привела моя жена, т.к. он выиграл там 6 конкурсов - не даром кончил физкультурный  институт.


ЗАБЕГ  ИЗ  ГОДА  В  ГОД

У каждого наступает момент, когда  начинаешь понимать, что годы уходят, а с ними здоровье, и как утопающий за соломинку хватаешься за любую возможность сохранить то, что у тебя еще осталось. Так и мы с женой  в Алма-Ате стали ходить в группу здоровья, где в основном занимались бегом по беговой дорожке стадиона. Мне доставлял удовольствие сам процесс, т.к. всегда любил бег, но потом оказалось, что спортивно заниматься этим мне уже нельзя и пришлось бросить. Жена продолжала заниматься, тоже получая от этого удовольствие. Подошел Новый 1980 г. В Алма-Ате организуется забег из “Старого года в Новый год”. По городу намечен маршрут, по которому спортсмены и любители бегут примерно 15 - 20 минут, стартуя в 23-50 и, финишируя уже после 12 часов ночи около Центрального стадиона. Там проходит награждение победителей, и все расходятся по домам продолжать веселиться. Жена участвовала в этих забегах три года подряд и в своей возрастной группе занимала первые места, но эту группу уже забывали награждать - все спешили домой. По своему возрасту она выступала одна!
Не торопитесь бежать за наградой, т.к. это ближе к финишу.

ОТКРОВЕННО

Зима 1960 г. Пока не поставили свои палатки, живем 3 дня в балках геологов - это рубленные из круглого леса дома с дверью, открывающейся прямо на улицу. В домах металлические печи, которые необходимо топить круглые сутки. Воду берем из проруби, которую почти каждый день необходимо чистить ото льда. Да и дорожку к  проруби тоже надо чистить. Для этого есть специальный человек, который раз в неделю ходит по домам и собирает деньги за выполненную работу. Туалет  во дворе, причем оправиться в нем можно, как выразился наш начальник строительства, только в подвешенном состоянии, т.к. в сильный мороз сталагмиты поднимаются над “стульчаком” на полметра. Для чистки туалетов тоже есть другой специальный рабочий, который их периодически чистит, конечно, не успевая за ростом сталагмитов. О проруби и туалетах мы знали уже в первый день, а о том, что за оплатой могут прийти, не знали. И вот рано утром на третий день нашего проживания в балок входит зачуханый мужичок и требует оплату за очистку. Из полупьяного бормотания пришедшего  мой товарищ, который тоже был с похмелья, не понял, что тот требует оплату за чистку проруби, и ответил ему  следующее: “Ничего не знаю, мы в кусты ходим ср...ть”.


АРТИСТ  -  ВСЕГДА АРТИСТ

Сочи. Просидев целый день в холле престижной гостиницы “Жемчужина”, получаем уже в 10 вечера долгожданный номер на две ночи. Потом продлят, если будут свободные места, вернее, если захочет администратор. Пляж гостиницы только для проживающих в этой гостинице. Нежимся на пляже, купаемся, разглядываем отдыхающих. Вот пьет пиво Александр Масляков в обществе своей сестры Ирины Печерниковой. Вблизи Масляков не такой уж молодой как на экране телевизора. Вот актер Шалевич за столиком в компании с какими-то шестерками что-то пьет, лицо помятое, под глазами мешки. Вот важно прошествовал аккуратно одетый с шикарными усами представительный Ян Френкель. Я  с ним ехал в лифте и все никак не мог вспомнить, откуда я знаю этого мужика. Только выйдя из лифта, вспомнил и пожалел, что не попросил у него автограф на козырьке кепчонки. Вот в воду заходят вместе Алла Йошпе и Стахан Рахимов. Стахан в плавках и с надувным матрацем в руках. Алла в длинной пышной юбке. Перед самой водой неуловимым движением она сбрасывает юбку и шлепанцы и бросается в воду. Стахан будто бы непроизвольно, загораживает всю эту процедуру собой и матрацем, и опять никто не увидел, что за дефект на ноге у Аллы, хотя все во все глаза наблюдали за ними. Артист - всегда артист.


 ТЕННИС И  ВОДНЫЕ  ЛЫЖИ

Те же Сочи. Та же гостиница. Купаться надоело. Надоело глазеть на длинноногих девиц. Надоело пить даже сухое вино. Время заняться спортом. Нахожу площадку с теннисными столами. Игроков мало - в основном у стола двое - худощавый мужчина с усиками и женщина, сошедшая со страницы журнала мод. Высокая (наверное, под 180см) стройная блондинка с длинными светлыми прямыми волосами в мини - бикини. Включаюсь в игру с мужиком и оказываюсь для него неудобным партнером - есть такой термин в спорте. Я всегда играю левой рукой, т.к. все делаю левой рукой - левша потому что. И играю нестандартно - коряво. Короче, после трех выигранных мною партий он с сильным иностранным акцентом говорит: “Давайте познакомимся. Я доктор Иштван Ракоши. Это моя жена доктор Ирена Ракоши. Мы проехали всю Америку от одного океана до другого океана и устали. Сейчас здесь мы отдыхаем”. Мне не оставалось ничего другого, как сказать, что я инженер такой-то. У иностранцев понятие инженер несколько выше нежели, чем у нас, поэтому он посмотрел на меня с уважением. А тут я еще добавил,  что тоже отдыхаю уже третий месяц. Он очень удивился, но не буду же я ему объяснять, что работаю на Крайнем Севере и это у меня отпуск за два года. И тут он начал у меня выигрывать  - видно приноровился к моей левой руке. Расстались мы довольные друг другом при счете  3 : 3. На этом наши встречи не закончились. На другой день я пошел на причал, с которого катали на водных лыжах. Отстоял очередь. Встал на лыжи. После трех падений тебя уже не тащат, а отправляют снова платить и занимать очередь. Я  упал два раза. На третий раз поехал (или покатил - как это говориться в данном случае - не знаю). Шум катера и плеск волн заглушал чей-то восторженный голос с тянущего меня катера. Я  прищурился, смотря вперед - был без очков, и увидел, что в катере сидит Иштван и показывает мне большой палец. И тут я сразу зарылся в воду. На этом мои водные лыжи закончились навсегда. Но через несколько лет начались горные лыжи. Но это уже другая история.


ПО  БОРЩУ  НА КОНЬКАХ

Вы были когда - нибудь в альплагере? Если нет, то и не советую. По крайней мере, в статусе новичка. В 1968 г. товарищ по работе предложил две путевки в альплагерь “Ала - Арча” под Бишкеком (раньше назывался Фрунзе). Туризмом пешеходным я занимался, а альпинизмом нет. Поселили в палатках на 4 человека. Прочитали пару лекций о безопасности в горах, дали каждому снаряжение старое - престарое - рюкзак Абалакова (если его загрузить полностью, то тебя уже не видно), ботинки с триконями - металлическими зацепами по ранту, ледоруб, сухой паек, нагрузили кого листами фанеры, кого мешком цемента, кого кирпичами и погнали в горы. Это называлось тренировкой новичков - альпинистов, а в действительности - доставкой стройматериалов для строительства лагеря на леднике на высоте 3500 м над уровнем моря. Тренировок таких было две. Груз мы поднимали на высоту где-то 2500-3000 м. Дальше его поднимали уже спортсмены - разрядники. Хоть за это спасибо. В лагерь возвращались с дрожащими от усталости ногами и страшно голодными. В столовой уже накрывали на столы дежурные. Запускали в столовую всех сразу.  А т.к. накрывали на столы в таком порядке: сначала новичкам, потом разрядникам (3,2,1), потом кандидатам и мастерам спорта, потом инструкторам, то конечно наш борщ уже был холодный и покрыт тонким слоем замерзшего жира (высота-то 2500 м), хоть на коньках катайся, поэтому мы с большим удовольствием уходили в маршруты с ночевкой, там хоть и сами готовили, зато пища всегда была горячая.
В этом же альплагере впервые в жизни я увидел настоящий сель. Спускались с того самого ледника, вдруг услышали шум движущегося поезда. Откуда здесь в горах поезд? Посмотрели в ущелье, а там катит волна грязекаменного потока. Стало страшно. В тот раз эта волна чуть не накрыла наш альплагерь, но нас там не было.
Сразу после этого мы уехали на Иссык-Куль. Сняли там комнату. Солнце, чистое холодное озеро, теплый песок, фрукты, вино, шашлыки!
А через 9 месяцев у нас родилась дочь.


Рецензии