Возвращение

Испания, 2006             
Режиссер: Педро Альмодовар       
Роли исполняют: Пенелопа Крус, Лола Дуэньяс, Бланка Портильо, Кармен Маура, Йоана Кобо


Не буду писать рецензию, их уже и без меня мильон написано. Просто хочется сказать о личном впечатлении.

Этот фильм, на мой взгляд, один из самых непонятых у Альмодовара. О нем отзываются восторженно, критикующих возгласов практически не слышно, его восхваляют, называют гениальным – и он того заслуживает.

Его называют фантасмагорией, происходящие в нем события – катавасией, мешаниной… а фильм, между тем, прост. Прост не в смысле кинотехник – тут, наоборот, и филигранная прописанность сценария с неожиданными и элегантными ходами, и цитированные образы (Софии Лорен, Анна Маньяни), здесь цитируются различные сюжетные моменты,
знаковые атрибуты книжных произведений (ветряные мельницы  – как намек на рыцаря из Ла-Манчи)… В фильме вообще обилие всяческих цитат. Уверена, их раз в десять больше, чем я заметила. Его просто надо читать. Мне все время казалось, что я узнаЮ это кино, что оно мне знакомо: что-то тут от Доны Флор Амаду, что-то от Пиранделло, в какое-то время показалось даже, что Альмодовару удалось процитировать эмоциональный фон «Ста лет одиночества» Маркеса. 

Но в целом – необыкновенная обыкновенная жизненная простота, целостность.
Многие восприимают «Возвращение» как рассказ о женщинах в трех поколениях, но это только форма, в которую заключена суть: на самом деле он – как все практически фильмы Педро Альмодовара –  рассказ режиссера о себе, еще – об Испании, еще – о том, что его очевидно волнует – о его отношении к смерти и судьбе.

Мне в большей степени понравилось, что фильм – об Испании. На мой взгляд, это самый испанский фильм из всех испанских фильмов! Использованная форма «от лица женщин» (женщины – главные действующие лица, мужчины – фон), особенно подчеркнутая в сцене поминок, где женщины сидят в одной части дома, а мужчины – в другой, и такой порядок – незыблем, идеально оттеняет именно «испанскость».

И такая форма о многом говорит. Например, о том, что фильм «Вернуться» (это более точный перевод слова volver) – возможно, лишь первая часть дилогии. Следующий логически обоснованный шаг – создание фильма на эту же тему в формате «от лица мужчин». Впрочем, у этого мастера своя логика.

И еще – впечатление такое, что автор фильма тоже возвращается – возвращается к душевному равновесию, обретает цельность, мирится с самим собой.
И еще – очень хочется поразмышлять над линией фильма  «судьба – смерть – жизнь».

Между прочим, этот фильм не только читать как книгу можно, о нем можно написать книгу. И по нему можно написать книгу… И по объему эта книга будет примерно как «Сто лет одиночества».


Рецензии