Страшная опера Турандот

В одесском оперном хор заставили бегать, а сказку «Турандот» превратили в триллер

 До премьеры оперы Джакамо Пуччини, назначенной на 22 мая, оставалась ровно неделя. В одесском национальном театре оперы и балета репетиции шли взахлеб – и утром, и вечером, при том, что репертуарные спектакли никто не отменял. Артисты театра работали как стахановцы, но недовольных не было. Напротив, каждый (особенно исполнители ведущих партий, а их – три состава) выкладывался по полной, от части от этого тоже зависело, кому посчастливится петь в премьерном спектакле. В театре случались разного рода интриги, но такой  - чтобы до последнего не было ясности, кто станет Турандот №1 -  не помнят даже старожилы.

Страшная опера
В небольшом репетиционном зале репетировал детский хор.
- Это очень серьезная и страшная опера. В ней будет много крови и смертей, - помогал юным артистам вжиться в роль немецкий режиссер-постановщик Кристиана фон Гётс, - поэтому постарайтесь быть серьезными, - взывал он.
Девочки, проникшись ответственностью, убрали с лиц улыбки, а вот мальчишки…
- С ними всегда проблемы, - фон Гётс строго комментирует поведение не внявшим его призывам пацанов.
Кристиан определяет каждому хористу позицию, объясняет, что надо делать. Со стороны его действия выглядят экспромтом.
- Каждый экспромт – это хорошо подготовленная заготовка, - не соглашается со мной ассистент режиссера-постановщика Сергей Красных. Он присутствует на всех репетициях, и как исправный статист, поверх партитуры вносит пометки что в конкретный момент спектакля делает тот или иной артист.
- Фон Гётс поставит спектакль, и после премьеры уедет. Чтобы режиссерский замысел максимально соблюдался и в пятом и в двадцатом спектакле, нужно до мелочей зафиксировать все действия артистов, - поясняет он.

 Любовь и мистика
- У оперы «Турандот»  интересная и даже мистическая история, - как о конфликте соседок по лестничной площадке рассказывает сюжет оперы концертместер Марина Маринич. Пуччини  не успел дописать ее до конца. Он сочинил предсмертную арию Лю и умер. Оперу закончил его ученик. По древней легенде Лю, рабыня отца принца Калафа, тоже была очень злой. Она любила принца Калафа, но  когда ситуация подошла  к развязке и Турандот, чтобы не выходить за него замуж, должна узнать имя князя, после чего убить,  Лю проникает в доверие к Калафу, выясняет, как его зовут и рассказывает об этом Турандот. Позже легенду переделали, и в своей опере Пуччини сделал Лю полной противоположностью Турандот. Лю любит принца настолько, что вдохновляет его на любовь к другой женщине, а потом умирает. Она говорит Турандот: «Прежде, чем  рассвет настанет, я умру, но ты познаешь любовь.  Я вручаю его любовь тебе. Ты от нее никуда не уйдешь!» - это очень знаменитая ария…
Рассказ Марины прерывает молоденькая переводчица фон Гётса. Еще не так давно, об опере «Турандот» она ровным счетом ничего не знала. Но за месяц, что фон Гётс занимается работой над постановкой, девушка настолько прониклась общим настроением и пониманием важности предстоящей премьеры, что очень строго предупредила мою рассказчицу: «Не раскрывай секретов!», полагая, наверное, что я - шпион вражеского лагеря.
Так, или иначе, но секреты перед премьерой «Турандот» в одесском национальном театре оперы и балета держались в ох каком строгом секрете!

Секреты за семью замками
Кристоф фон Гётс тоже не стал раскрывать тайны своих режиссерских находок. Единственное, сказал, что главная идея его трактовки этой оперы - попытка ответить на вопрос «Почему?»: почему Турандот «злая», почему ее любит Калаф, почему она не сразу отвечает ему взаимностью…
- Меня интересует, что скрывается  под маской Турандот, как она меняется, - говорит он. -  Я вижу смысл этой истории не в противостоянии, не в борьбе  мужчины и женщины, а о том, что каждый человек может перепрыгнуть через свои барьеры и стереотипы и в этом лучше всего нам помогает любовь.
Но главная особенность постановки, по мнению Кристина, в том, что конфликт, на котором строится сюжет оперы, может произойти не только в Китае, но и в любом другом месте. Именно поэтому художник- постановщик Лена Брексендорф (Германия) отказалась от использования классического китайского костюма, а особую роль отводит видеоинтоляциям, которые придают опере особый подтекст и настроение.
- В постановке Кристиана поражает пластика и хореография. Этого нет в партитуре, но он, как режиссер, решил ввести их в спектакль, что придало опере интересный философский смысл. Из красивой сказки «Турандот» фон Гётс  сделал триллер, кровавую историю, насыщенную страстями и смертями и имеющую социальную окраску,  - приоткрывает занавес тайны исполняющий обязанности художественного руководителя театра, заслуженный артист Украины Алексей Ботвинов. -  Зритель станет свидетелем событий, происходящих во времена диктаторского режима в Китае, в реально существующем обществе, в котором правит тирания. Под таким углом оперу «Турандот» еще никто никогда не ставил. Понять не могу, как другие режиссеры не увидели ее под таким углом?!

Звезда европейского масштаба
Кристиана фон Гётса для постановки оперы «Турандот»  пригласил Алексей Ботвинов.
- В оперной труппе нашего театра очень хорошие солисты и оркестр. Мы нашли талантливейшего главного дирижера из Молдовы Александра Самуилэ, но нам не хватало современного режиссерского видения:  в нашем театре спектакли ставились в академическом ключе, в то время как весь  оперный мир уже лет тридцать развивается   по пути экспериментов и на сцене европейской оперы происходит много интересного. Именно поэтому на всемирной оперной карте украинские театры отсутствуют, - рассказывает он. - Поскольку такая ситуация нас не устраивает, мы решили для постановки «Турандот» пригласить востребованного в Европе режиссера-постановщика, способного поставить умеренный модерн, который не отпугнул бы нашу публику. Этим режиссером стал потрясающий мастер своего дела, поставивший около шестидесяти оперных спектаклей – Кристиан фон Гётс.
Кристиан, получив предложение, первым делом, посмотрел по карте, где находится наш славный город, а потом нашел в интернете фотографии одесского оперного. И согласился. Хотя, признается, сомнения и опасения были. Как оказалось – не случайно. В какой-то момент фон Гётс даже решил, что с постановкой справиться не сможет.
- Было впечатление, что я толкаю локомотив, - смеется он, - и тут же уточняет: - проблемы возникли с решением технического вопроса, К исполнителям у меня претензий нет.
- С Кристианом нам очень повезло, - считает исполняющий обязанности художественного руководителя театра. - Неизвестно, как повел бы себя на его месте другой режиссер, ведь  наша опера до сих пор придерживалась советских традиций жанра. Взять хотя бы хор - он был очень статичен: во время пения хористы едва двигались. Современная опера ставит совершенно иные требования – хор должен быть очень активным. И наши хористы, благодаря фон Гётсу и главному хормейстеру Леониду Бутенко, перестроились.

 Нужна поддержка зрителей
- В послевоенные годы «Турандот» в нашем театре ни разу не ставили.  Это сложная в плане постановки опера, но очень востребованная у зрителей. Ее - в хорошем смысле слова - можно назвать шлягером, - говорит Анатолий Дуда, исполняющий обязанности директора Одесского национального театра оперы и балета. – Спектакль, поставленный Кристианом фон Гётсом – это спектакль европейского уровня и мы рассчитываем, что он станет для нас трамплином. Но на этом останавливаться не собираемся, планы у нас грандиозные: уже подписали договор о постановке в конце года оперы «Вий». Последний раз она шла на сцене одесского театра двадцать пять лет назад. Режиссером-постановщиком выступит наш киевский коллега Анатолий Соловьяненко, а художником-постановщиком — потрясающий украинский художник Андрей Злобин. Хотим восстановить «Кармен»; уже договорились с российским постановщиком Иваном Поповски о постановке «Евгения Онегина». Из сорока пяти постановок, которые шли на сцене Одесского театра оперы и балета до начала его реставрации, нами уже восстановлено двадцать четыре, плюс поставлено две новых. А нужно, чтобы в репертуаре было как минимум сорок спектаклей. Но для этого требуются время и большие деньги. Без поддержки не только спонсоров, но и зрителей нам не обойтись. Поэтому я всегда обращаюсь к одесситам: покупайте билеты, они вполне доступны по цене (от 20 до 150 грн.) и приходите на наши постановки. Вы получите огромное удовольствие — это мы вам гарантируем!


Рецензии