Весенняя рыбалка

     Году в 62-м, где-то в мае отцу дали отпуск. Поэтому мы приехали в Шалакушу необычно рано.
     Брат заканчивал очередной учебный год в городе, а мне удалось побывать на необычной для меня и даже для отца рыбалке.
     В ту пору река Моша ещё не вошла в берега, вода была высокой.
     У дяди Коли* выпали свободные дни, и он предложил съездить на рыбалку на заливные луга. Отец, заядлый рыбак, с радостью согласился. Я же, когда узнал, что и меня возьмут, - прыгал «до потолка».
     Начались приготовления.
     Первым делом был проверен мотор (по-моему, «Ветерок» - восьмой или двенадцатой модели).
     Всех деталей сборов я, к сожалению, не помню, но в памяти отчётливо отложилось наше шествие к реке. По улице Транспортной, потом налево и, минуя магазин «Сельпо», - на берег.
     Взрослые мужчины – отец и дядя – идут неспешно, изредка перебрасываясь между собой отдельными фразами. Я же, как та басенная Моська, бегаю вокруг них, весь охваченный нетерпением и восторгом сопричастности событию.
     Мне кажется, что отец и дядя так медленно идут... Я бы уже туда и обратно сбегал, да не раз. А они идут, разговаривают, будто на прогулку, а не на рыбалку собрались.
     И вот, наконец, он, берег.
     А лодки! Эти удивительные долблёнки - длинные и узкие, обшитые по бортам досками. Пироги у индейцев - и те короче были.
     Установлен мотор, дядя Коля заводит его и делает пробный круг по реке: его судно готово к плаванию.
     Вскоре, со всеми необходимыми предосторожностями ступая с берега в зыбкий корпус лодки, мы разместились в ней и отплыли.
     Моторчик не особо сильный, но всё равно - кажется, будто мы летим по течению. Проскакиваем и через пороги (половодье!), но из предосторожности мотор всё же лучше поднять, что дядя и делает.
     Не помню, сколько времени мы были в пути — меня, вроде бы, убаюкало.
     Но вот, наконец, прибыли на место. Пологий берег, избушка, в ней — стол, скамьи и нары. Оказывается, здесь во время сенокоса жили  косари.
     Разгрузились, обосновались и, не теряя времени, приготовили перекусить.
     ...Неспешное приготовление снасти похоже на ритуал. К длиннющему прочному шесту крепится треугольник с сеткой, катетом перпендикулярно шесту.
     Дожидаемся ночи.
     Стемнело. Но глаза понемножку привыкают.
     Как водится, всякое большое дело начинается с "перекура" - зарядиться определённым настроем.
     Меня же всего трясёт от нетерпения — поскорее увидеть таинство рыбалки, которой я ещё не видел. Тем более, что меня предупредили: ловить будем щуку, рыбу зубастую, хищную.
     Наконец, подходим к реке. Причём, к самой кромке воды осторожно приближается только дядя Коля. Мы с отцом остаёмся чуть позади, чтобы шагами не спугнуть спящую щуку.
     Далее процесс выглядел следующим образом.
     Потихоньку треугольник с сеткой опускается в воду и прижимается ко дну. После этого медленно вытягивается на берег вместе с прошлогодней травой.
     Взрослые разгребают траву — пусто. Мне же страшно совать в неё руки: вдруг щука укусит!..
     На третий раз (почти как в сказке) — повезло. По моим тогдашним понятиям, попалась  огромная щука, килограмма на полтора.
     Отец, поочерёдно с дядей вновь и вновь запускают снасть в воду, медленно продвигаясь вдоль берега вверх по течению.
     В конце концов я порядком промёрз, да и засветлело - появились первые признаки утренней зари. Поэтому я побрёл к избушке.
     Там, в тепле, на нарах, чуть прислонив голову к какому-то тряпью, пропахшему дымом, я провалился в крепкий, по-детски сладкий сон.
     Днём, проснувшись, первым делом бегу смотреть улов.
     Ого! - целая корзина... Да ещё к тому и свежая уха в котелке.
     Кто пробовал, тот знает, какова щучья уха, только что снятая с костра, с дымком. И ещё непременный атрибут к ней — деревянная ложка, чтобы не обжечь губы. Лепота!!!
     Поели, отдохнули, пора и в обратный путь. А он уже труднее и дольше — вверх по течению.
     И сытый, полный впечатлений, под стрёкот мотора и плеск воды о борт лодки я вновь засыпаю.
     И снятся мне щуки: большие и маленькие, в траве и в корзине, в рыбниках из ржаной муки, которые испечёт бабуля в русской печке. Но это уже отдельная тема.

*Н.П.Пузанов.

Из воспоминаний Виктора Мехреньгина.**

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

** http://www.proza.ru/2010/01/26/324


Рецензии