За гранью желаемого. Глава пятая. Я и Чукча

Глава пятая.
Я и Чукча.

На следующий день, начиная с самого раннего утра, мистер Эррайвал был зол на всех и вся. Он накричал на мистера Лукинга, поссорился с невозмутимым и мечтательным мистером Дримом, наговорил всяких гадостей оленям и послал меня на переговоры с Чукчей. Как я понял, плохое настроение мистера Эррайвала происходило из-за недостаточной урожайности виноградников на Чукотке и вследствие полнейшего развала хлопковой индустрии в этой теплой, солнечной стране. Я попытался успокоить мистера Эррайвала, объяснив ему, что, чем ближе мы к Чукотке, тем больше винограда будет попадаться на нашем пути. (Короче говоря, еще не вечер и вообще у нас всегда все впереди.) Но мистера Эррайвала не успокоили такие мои объяснения, и он повторно послал меня на переговоры с Чукчей. Видя, что общения с нашим чукотским другом мне не избежать, я пошел искать Тамневама.
Чукчу я нашел за полуразрушенным сарайчиком, в котором мы ночевали. Тамневам сидел на корточках у небольшого костерка и разговаривал с огнем. Отвечая на очередной вопрос Тамневама, пламя вспыхивало сильнее и разбрасывало вокруг себя горячие искры, а потом снова замирало, тлея малиновыми угольями посреди седого пепла. Видимо, Костер и Чукча были старыми, добрыми друзьями.
 -Чукча, а почему, чем дальше мы едем, тем теплее становится? – спросил я Тамневама, присаживаясь к огню.
После этого вопроса Чукча посмотрел на меня, как на идиота, но через пять минут все же снизошел до ответа:
-Солнце сильнее греет, однако! – доступно объяснил мне оленевод.
-Чукча, а куда мы едем? – продолжал настаивать я.
-Куда олени везут, туда и едем!
-Чукча, а куда нас везут олени?
После этого вопроса Чукча надолго задумался, и я понял, что мое неуместное любопытство поставило мудрого Тамневама в тупик. Но потом Оленевод огляделся по сторонам, подозвал к себе вожака оленьей стаи, и они минут пять шушукались. (Я тактично не подслушивал.) Поговорив с вожаком, оленевод снова подошел ко мне. Я посчитал нелишним напомнить свой вопрос, и вновь поинтересовался:
-Чукча, а куда нас везут твои олени?!
-Пока вдоль дороги! – торжествующе объявил мне Чукча, перемигнувшись с Оленем. И все олени за моей спиной громко заржали. По крайней мере, мне так показалось. Не найдя ничего смешного в этом ответе, я задал своему чукотскому другу еще один наводящий вопрос:
-Чукча, а когда мы приедем на Чукотку?
-Когда доедем до Чукотки – значит, приехали! – загадочно объяснил мне Тамневам.
-А когда это случиться, Чукча? – тревожно спросил я, срывая с дерева спелый персик.
-Когда увидишь повсюду снег, значит – приехали! – жизнерадостно уверил меня лучший олений друг.
Сильно сомневаясь насчет снега на персиковых деревьях, я схватил Тамневама за его кацавейку и завопил:
-А скоро это будет, Тамневам?! Я не могу всю жизнь ехать на Чукотку! У меня планы другие! И вообще – я тороплюсь!
-Мы приедем на Чукотку, когда Олень-Вожак три раза скажет “Ме”! – безмятежно пояснил мне Чукча, снова зачем-то перемигнувшись с рогатым вожаком оленьей стаи.
-В смысле – когда рак на горе свистнет?! – с ужасом догадался я.
-Что ты, не так скоро! – в свою очередь испугался Тамневам.
-А когда же?! – простонал я, тщетно тряся Чукчу за плечи.
-Когда Олень-Вожак считать научится, вот тогда он скажет “Ме” ровно три раза! – пояснил мне Главный Специалист в области оленей.
-Чукча…ты давай быстрее учи считать своего оленя! Я домой хочу! – взмолился я.
…Поговорив с Чукчей минут десять, я еще полдня не мог прийти в себя. Мои собственные мысли чахли и хирели прямо у меня в голове на фоне могучего чукотского интеллекта. К вечеру я уже сожалел, что не родился чукчей. (Как мне показалось, быстрота ума и сообразительность были у Чукчи врожденными качествами.)
***
На следующий день, с утра пораньше, Тамневам снова принялся радовать меня глубиною своей чукотской натуры:
-В парикмахерскую надо, однако! – бодро заявил Олений Специалист.
-Косичку обрежешь? – попытался догадаться я.
-Нет! Оленям надо новую стрижку сделать! – ошарашил меня внезапный Тамневам.
-Ты чего? Свихнулся? – не смог поверить я своим ушам, - Чукча, ты чего, обалдел совсем?! Кто же делает оленям стрижки?!
-Парикмахерша сделает, однако! Белый человек не хочет понимать, что в зимней шубе загорать неудобно! А вот олени сразу догадались! – невозмутимо пояснил мой загадочный чукотский приятель.
Не знаю почему, но парикмахерские салоны для оленей попадались на нашем пути довольно редко. Откровенно говоря, мы не встретили ни одного такого салона за все время нашего путешествия. Даже обычные, человеческие парикмахерские встречались нам совершенно нерегулярно. Нерегулярно встречающиеся парикмахерские отличались, помимо прочих своих недостатков, удивительной строптивостью по отношению к выбору клиентуры. Все, как одна, парикмахерши наотрез отказывались выполнять свои должностные обязанности и делать оленям какие бы то ни было стрижки. (Мотивируя это тем, что они совершенно не в курсе современных мод на прически для оленей.) Но Чукча и не подумал сдаваться в такой нелегкой ситуации. И к вечеру того же дня мы приспособили под оленьего парикмахера престарелого стригаля овец из маленького южного селения на окраине дороги.
Коллективная оленья стрижка обошлась иностранцам в триста пятьдесят долларов.


Рецензии