Капитализм

«Глобальные угрозы и Россия». Очень полезную статью написал профессор экономики господин Ф-б. Вот мои возражения. В природе и общественной жизни есть то, что можно было бы назвать законом ступенчатого развития. Ребенку надо пройти подростковый возраст, юношеский и т.д., что бы стать взрослым. И ученым экономистом сразу не становится человек. Капитализм – это разгул экономического эгоизма. Европа прошла выучку капитализмом  (сотни лет), –  сегодня она может позволить себе реформироваться в направлении обуздания эгоистических инстинктов.  А Россия эту выучку не прошла. (Ленин это понимал, но ему очень хотелось  рискнуть – перешагнуть через эпоху.) Нам бы сейчас поставить на ноги средний и малый бизнес, помочь банкам и другим институтам рыночной экономики (и проконтролировать их работу, разумеется).  Чтобы не умереть при первом насморке, организм должен выработать иммунитет. Болезни капитализма  надо научиться выносить и излечивать, не впадая в панику. 

Классовая борьба нас еще не захватила, захватит – и это придется испытать. Все, кто рассчитывает на скорое построение «величественного здания» капитализма, будут разочарованы. Истерика, призывы к революции сопровождают жизнь общества на протяжении веков. Капитализм – плохой порядок, но другие еще хуже. Мы  «переживем» его,  «перестрадаем» и пойдем дальше, состязаясь с европейскими и североамериканскими  государствами, которые, разумеется, снова будут маячить впереди нас на горизонте. Да, мы – догоняющая цивилизация и обречены долго еще догонять, утешая себя тем, что у нас свой путь.   

Россия, наивно полагает господин Ф-б, может стать мировым лидером и учить другие государства, как надо жить. Я тоже этого хотел бы, однако… Во-первых,  по качеству жизни, по техническому развитию, по уровню правосознания народа, политической зрелости его (уровень развития науки и культуры дает нам надежду) мы недалеко ушли от стран Третьего мира. Нам надо еще напрячься, интенсивно поработать сотенку лет. А во-вторых, наш моральный авторитет в мире невысок. Окружающие нас народы отлично понимают, что от тирании Россия ушла недалеко, ее институты свободы весьма непрочны, а власть уже начала реформировать конституцию; они, эти народы, Россию, конечно, уважают, но это уважение, скорее, от страха.

 «Россия познала радость величайших побед и горечь невзгод», - прочитал я в статье «Глобальные угрозы Россия». Что это значит? В 1932-33 годах от голода на Украине и в ряде российских областей, вследствие коллективизации, умерло семь миллионов граждан. (Информация  Первого канала). Это Вы, господин Ф-б, и называете «горечью невзгод»? Какой же Вы деликатный! Для Вас люди что семечки! А что же тогда называется политическим преступлением? И сегодняшнюю нашу власть беспокоит более не сам факт голода, а то, что некоторые политики на Украине называют его геноцидом украинского народа, осуществленным вождями  из Кремля. 28 ноября 2008 г.


Талантливо написал господин М. о капитализме, но марксистские вожди и их соратники писали талантливее. Однако случилось в истории так, что русские враги капитализма взяли власть в стране и правили семьдесят лет и четыре года. Они показали нам альтернативу – построили социализм и сделали первые шаги к коммунизму. Старались, «чудили» и искусно прятали неудачи и провалы. Но перестройка все их «чудеса» выявила. Оказалось, что они не только экспроприировали и раскулачивали, но «пожирали» самих граждан миллионами, десятками миллионов. Оказалось, что хотя капитализм и плох, но на коммунизме негде клейма поставить.

Капитализм – это экономическая состязательность, когда ловкие и умные предприниматели выигрывают, а неповоротливые и недалекие проигрывают. Всегда ли эта состязательность протекает в рамках права? Далеко не всегда. У нас же, в связи с развалом госсобственности, прихватизацией,  реформированием всей системы отношений, возник эффект анархии. И нет другого способа ввести в правовые рамки рыночную экономику, как выработать эффективные законы и принудить состязающихся к их исполнению. Чтобы избавиться от перхоти,  отрубать голову необязательно. Следует иметь в виду, что склонных к предпринимательству граждан в любом обществе немного. Есть разные подсчеты, называют цифры:  5 процентов, 10, 15; а остальные – хотят наниматься. У наемных работников, если есть приличная работа, жизнь довольно спокойная. Но сегодня – кризис, и спокойной жизни ни у кого нет.

Господина М. очень волнует нравственность. Но нет нравственности там, где нет свободы, в частности, свободы экономической. Раб не может быть нравственным, как и крепостной крестьянин. Почему? Потому что никто не знает, как они поведут себя, когда получат свободу. Не исключено, что многие из них пойдут убивать и отнимать. Не может быть нравственным и гражданин современного тоталитарного государства. Это показала Перестройка, когда многие из «нравственных», которые остались у власти, за небольшую цену бросились присваивать лучшие куски государственной собственности. А их духовные дети создали всевозможные «МММ» и шайки «братков». Нравственным можно назвать только того человека, который сам себя ограничил, поставил в рамки закона. Добровольно.

«Свободная конкуренция, демократия – это лозунги, которыми капитализм обманывает наивных людей», - написал мой оппонент. «А  разве лучше было, когда значительную часть народа  колонной вожди гнали в ГУЛАГ?», - хотел бы я ответить вопросом. Да, свобода – невыносимая вещь для тех, кто мечтает этот марш под вооруженным конвоем и с овчарками повторить.

Господин М. затронул тему империализма. Выражу свое мнение. Империализм – это когда маленькое государство хочет стать большим, а большое – гигантским. Это агрессивная политика, направленная на присоединение чужих территорий. Германии надо было раздвинуть границы:  не хватало земли. СССР надо было обеспечить защиту – он обеспечил ее за счет аннексии. Чем все закончилось – известно. Сегодня ведущие государства мира на присоединение чужих территорий не претендуют, они просто расширяют влияние – культурное, идеологическое, политическое. Главные игроки здесь – США и Россия. США действуют активнее – они сильнее нас во многих отношениях. Однако не станем печалиться: мы помним судьбу всех «очень активных».  В эпоху широкого расползания интересов больших государств очень опасно, когда к власти в них приходят всякого рода фундаменталисты или, как я их называю, – «бешеные». Окраску они могут иметь любую. 23 мая 2009 г.
 


Рецензии