Рецензия на Робин Гуд

"Я не знаю, что здесь было до меня, но теперь все будет иначе"
сериал "Солдаты"

"В глаз-то я завсегда попадаю. Я в белку не попадаю!"
телепередача "Городок"

В последнее время все большую популярность в кинематографе набирает методика перезапусков. Для тех, кто сидит в бункере Гитлера, поясняю: это когда известный и популярный некогда бренд запускают в кинопроизводство заново, с нуля. Те же герои, те же места, но все заново. Временами это помогает, временами это вбивает в крышку гроба даже не гвоздь, а железнодорожный костыль, полностью убивая франшизу и повергая в уныние и негодование как фанатов оригинального фильма, так и простых зрителей, незнакомых с ним. К сожалению, попытки авторов ремейков, как они сами утверждают чуть ли не в каждом интервью, "сохранить атмосферу" или "перенести на современные экраны максимально точно" как правило заканчиваются полным крахом, а ничтожества, считавшие себя богами кинопрома, ибо они возрождают древний фильм, низвергаются в бездну. Как критиками, так и зрителями. В этом отношении оба лагеря зачастую проявляют солидарность, смешивая с дерьмом неудачников от кино-реаниматорского искусства.
А ведь они, может быть, и старались, но вот только стараний недостаточно.
Переснимать что-то старое активнее всего начали совсем недавно, после оглушительного успеха "Темного рыцаря" и его миллиардного сбора, его невероятной актерской игры и признания шедевром всеми, выискивать что-то старое и снимать его повторно начали активней. Да, раньше был Майкл Бэй с его ремейками старых ужастиков, но успеха он добился лишь сейчас, с "Кошмаром на улице вязов". До этого была лишь лажа и тупые слешеры, без которых создатель самых крутых глупых экшенов мог бы и обойтись. В нынешнем же году нас посетила переделка "Битвы титанов", которая явно навеяна не столько стареньким фильмом на основе мифов, а тупым, жестоким и бессмысленным месиловом третьего Гада войны (God of war 3), даже герои похожи, а некоторые сцены просто копируют игру. А в конце текущего годна нас ожидает сеанс ретро-фантастики, которой "сделали инъекцию цифровой крутоты и новомодных технологий" (Борис Репетур для "Видеомании"). Речь идет о неожиданном и ныне самым ожидаемым, даже более ожидаемым фильмом, чем "Принц Персии" - "Трон: Наследие". Кто там наследи и чем, мы узнаем в тот же день, в который год назад все кинотеатры мира взорвал "Аватар".
Но что же до ремейков?
А ничего. Они есть, и это факт. Но ремейк становится чем-то большим, когда его создатель не просто переснимает то, что было до него, только хуже, но и делает это по-другому, изменяет сюжет, но не до трешового состояния, а переосмысляет, переводит на иные рельсы, ведущие в реализм или наоборот, сказку. Тот же Кристофер Нолан выбросил готичную сказку Бертона и полный бред последних двух Бэтменов, и снял все с нуля, с того, с чего он и должен был начаться, плюс подвел под все приспособления чернокрылого ушастика реальную базу. Все, что есть в новых двух Бэтменах, реально, и все это можно соорудить. Надо лишь знать как.
Надо уметь оперировать тем, что тебе дали. Изменяя привычное, а что-то классическое, в сторону вымысла или реализма, можно получить что-то совершенно новое, оригинальное, даже в рамках устоявшегося взгляда на предмет. Здесь важно не ошибиться в том, в какую сторону повернуть, и насколько далеко углубиться.
"Робин Гуд"
Сказать что Ридли Скотт хороший режиссер, все равно что сказать, что Роланд Эммерих снял "ничего такое по эффектам" кино (намек на "2012", кто в вышеобозначенном бункере). Создатель "Гладиатора", на самом деле банального и предсказуемого фильма, отличный режиссер, и умеет показать то, что видит так, чтобы и зрители увидели происходящее не через объектив камеры, а глазами режиссера.
Рассел Кроу, обладатель "кощея" ("Колхоз интертейнмент"), получил статуэтку не за красивые глаза, благо он почти во всех фильмах смотрит вниз. Внимательно смотрите фильмы с ним - он очень часто опускает глаза. В "Играх разума" он хорош, очень хорош, даже слишком хорош. В "Гладиаторе" его Максимус - типичный герой, героический, харизматичный, смелый, настоящий мужик. Тем больнее смотреть на его смерть, пускай он и отомстил.
Вот только певец из него плохой. Может на родине, в Австралии, его пластинки и пользуются популярностью, но до Джеки Чана в молодые годы он не дотягивает.
Тандем Скотт-Кроу подарил нам фильм про героического гладиатора, а теперь на наши экраны выплеснулся фильм про героя всея Британии, благородного разбойника. Не будет лишним упомянуть, что изначальный сценарий был совершенно другой, и главным героем был шериф Ноттингема, но он много раз менялся, потом пришел Скотт и переписал его под своего "муза" Рассела. Может быть, один из них продал душу второму? Кто кому - неизвестно, да и не суть.
И так, к слову: умеренно известный певец Ник Кейв написал сценарий для продолжения "Гладиатора", в котором действие прееносилось в наши дни, душа Максимуса куда-то то ли вселялась, то ли перерождалась, потом начинался настоящий творческий беспредел. Видимо, Ник Кейв был под кислотой, а сценарий он принес Скотту лично и сдул на режиссера горку дури, покоившуюся на листах. Как бы то ни было, Скотту понравилось, но снимать не стал.
И слава богу. Сиквелы чаще всего портят оригинал.
Вместо похождений воскресшего римского легионера нам преподнесли легенду о Робине из Локсли. Но преподнесли неожиданно и нестандартно.
Начинается все со штурма французского замка войском Ричарда Львиное сердце во главе с ним же. Робин Локсли - друг короля (!), несущий это бремя с честью, но король предпочел бы правду, чем подхалимство, пускай и вызванное осторожностью за свою жизнь. По сему Ричарду приглянулся Роберт Лонгстрайд, солдат, лучник, "честный, храбрый, наивный".
"-Смотри, это же Рассел Кроу!
  -Ой, обосраться, Рассел Кроу, ерш твою меть! Как вы меня задрали все!" ("Саус Парк")
За правду вроде бы не казнят, так что за нее его и его друзей заковали в колодки. Но на следующий день король погиб от стрелы, попавшей в шею (историческое вранье).
Убегая на родину, Роберт сотоварищи, среди которых имеется маленький Джон ростом два десять, оказываются свидетелями засады на гонцов, везущих дурные вести и корону Ричарда в Англию. Прогнав негодяев и метким выстрелом ранив лысого предателя (кличка Робер де Сабле приклеилась намертво), хоть и после свершения черного дела, Роберт дает клятву умирающему (!) Робину Локсли, что доставит домой меч, который он стащил у отца, не разрешавшего ему идти в Крестовый поход. Переодевшись рыцарями, герои достигают Лондона и передают корону новому королю: Иоанну (он же Джон, кто не следит за историей). После герои отбывают в Ноттингем, вернуть меч его законному владельцу, где с Робертом происходит интересное: он всю дорогу прикрывался именем Робина Локсли, а хозяин поместья Локсли предлагает ему СТАТЬ Робином.
Крестовый поход истощил казну Англии, и чтоб восстановить экономическое положение принимается решение повысить налоги. Осуществлять это решение направляется лысый Годфри (он же под кликухой Робер де Сабле). Но он ведет двойную игру: договорившись с королем Франции, он настраивает баронов севера страны против короля, грабежами и убийствами во имя короны. Старый Локсли подозревал, что грядут сложные дни, а он стар и немощен, и мужчина в доме будет очень нужен. По сему он уговаривает Роберта стать его сыном, Робином. В обмен на историю о его прошлом, которое для Роберта - темный лес. Интригующе, и герой Кроу соглашается.
Он же, переодевшись в свои легкие доспехи и малиновый капюшон, пресекает грабежи людей Ноттингема, со своими друзьями, и с благословения местного священника по фамилии Тук, совершая дерзкие грабежи сборщиков податей и возвращая награбленное людям.
"Если сделать это ночью, то сойдет за чудо, а чудо епископ не оспорит".
Но Годфри достигает совего, и бароны севера ополчились на короля. Однако же приближающая армада короля Франции вынуждает нечаянных врагов сплотиться, дабы отстоять свою страну.
Интересно становится с самого начала фильма, когда мы узнаем, что герой Рассела вовсе не Робин Локлси, пускай и хороший стрелок. В этом фильме все словно не так, как вы думали. Легенда о разбойнике перевернута непонятно на что и поставлена в необычное положение. Знакомые герои теперь не знакомые, у них иная мотивация, друга я история, они перестали быть героями, и превратились в обычных людей. Причем явные отрицательные персонажи упразднены. Тот же злой король Иоанн (привычнее все же Джон) уже не злой, он более умный, легче идет на уступки, ведет себя не как шизофреник, а как подобает королю, пускай и тиранит немного. Шериф - так вообще мелкий гад, не более, но не сущее зло, желавшее жениться на Леди Мэрион во что бы то ни стало. Все, решительно все персонажи переработаны, легенду перекроили, изменили науке истории, чтобы не утомить зрителя, и чтоб он увидел не идеализированных героев, а реальных людей, которые могли существовать в те времена. На фоне таких персонажей политическая линия сюжета смотрится даже как лишняя, так интересно следить за жизнью героев. Причем именно за мирной составляющей. Именно в ней львиная доля шуток и красот этого фильма, ради которых не жалко денег на разовый билет в кинотеатр.
Визуальная составляющая состоит из контраста между ярко и темно-зеленым, и коричневым, растительностью и кожаными одеждами того времени. Аутентичность не мне определять, но выглядит все хорошо, без выпирающих комиксоподобных одеяний, сохраняя уровень реализма на экране. Малиновый капюшон, и тот темных тонов, ибо не один бой повидал вместе со своим хозяином.
Драки и сражения поставлены на твердую пятерку. Сумбурность баталий войны показана прекрасно, бесчинства негодяйских французов - метко и под правильными углами, когда видно результат, а не фонтаны крови. Причем это относится ко всему фильму в целом: крови в ленте почти нет. Она лишь отвлекает зрителя, нагнетая уровень насилия, заставляя биться в садистском экстазе. Ее почти полное отсутствие сказывается в лучшую сторону, и палитра не страдает, ибо цветовое решение о двух цветах - зеленом и коричневом - идеально подошли для этого фильма.
Итоговая оценка новой ленте тандема Скотт-Кроу есть твердое четыре. Рассказав историю о Робин Гуде в новом ключе, Ридли Скотт сделал своего "Темного рыцаря". Поменялись принципы построения, изменились характеры и история героев, но сама легенда осталась такой же. Не буквой, но духом ,а это дорогого стоит. Теперь свой Робин Гуд есть у всех. Дети предпочтут великолепный мультфильм студии Уолта Диснея, личности потверже выберут нового Робина в исполнении Рассела Кроу.
А вот лично я предпочту классического Робина из Локсли в исполнении Кевина Костнера из блистательного "Робин Гуд - принц воров". И вам советую его посмотреть, если не видели.


Рецензии