Смех сквозь слёзы

Попытка полемики
               

         Мне тоже довелось прочитать упомянутую в «ЛР» книгу Михаила Никитина «Судный день». Тот критик был бы дураком, который бы осмелился бы критиковать юмор, потому что юмор смешнее любой критики. О существе этой «смешной книги» я и говорить не хочу. Весь народ смеялся над героями Юрия Никулина, Олега Попова, Юрия Куклачёва. По телевизору была программа «Маски». Каждый мог, как бы безобидно посмеяться над властителями мира сего. Но это была и есть почти единственная отдушина – «в бой роковой мы вступили  с врагами, нас ещё судьбы безвестные ждут…».
           Мы не будем даже касаться книги М. Никитина. Заставляет задуматься позиция самого рецензента: «Я хотел бы вообще коснуться темы юмора и развлечений в нынешнее время. Прежде всего,  это – яд, но яд, в отличие, скажем, от алкоголя и наркотиков – чисто духовный, не поражающий физическое тело человека. Отрава эта замаскирована и кажется вполне безобидной, но её смертоносное жало – это изощрённая шутка дьявола».  Как всегда под рубрикой  «Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым» мы изумляемся вместе с ним. Мне уже приходилось замечать, что А.Трапезников слишком легковесно оценивает некоторые произведения отечественной литературы (когда вопрос шёл о будто бы православной поэзии Н. Рубцова). Ну, ладно, бог с ним, с Рубцовым. Он говорил: «Я умру в крещенские морозы» и умер. На 50 лет раньше Фёдор Сологуб предвидел: «Я умру от декабрита», - и тоже умер.
             А  вот что пишет А.Трапезников: «Гибель людей в Перми в клубе «хромая лошадь», пришедших поразвлечься и посмеяться. И как в связи с этим не вспомнить пророческие слова Христа: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете». Механизм разрушающего действия юмора на душу человека очень тонок и глубоко сокрыт от простых людей».
Ни на одной странице Св. Писания никогда не упоминалось, чтобы Христос хоть раз улыбался, а тем более смеялся. Христос – бог уныния. Теперь мы видим нечто прямо противоположное. На любых рекламных пакетах и обёртках от Санта Клауса до Барак Обамы всегда видны блестящие белые оскаленные вставные зубы. Голливудская улыбка равна оскалу. Почему? Никто из персонажей мировой истории до второй половины ХХ века никогда не был портретирован или сфотографирован с оскаленной улыбкой? Вот о чём нужно подумать. Это мода теперешних руководителей так называемого юмора.
А Трапезников пишет: «Вот тогда «плач и скрежет зубов», о которых  постоянно предупреждали Христос и апостолы, станут реальностью». Вот и стали. И нечего вякать.
«Судный день» так назвал автор свою книгу, на которую А. Трапезников откликнулся рецензией «Смешная книга». Он прав в том, что перед нами действительно судный день. И ждать его осталось недолго. Но главное не в том, чтобы говорить, что для юмора и сатиры в нашей стране нет места, и что это будто бы разрушительное явление для общего бытия. Ещё Мефистофель утверждал : дух разрушения есть дух созидания. Смотря что разрушаем и что созидаем. Сама по себе книга  - посредственный факт текущего явления литературного процесса, но А.Трапезников, как всегда в своей полемической манере, поставил вопрос о другом: о том , имеем ли мы вообще право смеяться?  Неужели всё то, что прежде было сконцентрировано вокруг имён Гоголя, Чехова, Аверченко теперь это будто бы Жванецкий или кто-нибудь из этого лагеря? Петросян?  Сколько же можно? Может, Лужков и Елена Батурина? Ха-Ха.
Мне кажется, что отечественная ирония не иссякла, и я готов поспорить на страницах «ЛР» с теми, кто , возможно, и не разделят мою точку зрения.   


Рецензии