Интеллектуальные клубы как авангард общества

/с заседания экспертного клуба АЭ/

  Начну с того, что меня весьма заинтересовали, даже воодушевили материалы предыдущего заседания экспертного клуба, где я прочитал знакомые слова: «модернизация», «гражданское общество», «гражданская активность». И я хочу сказать о том, как эти понятия можно наполнить конкретным содержанием в формате клубных инициатив, с использованием такой среды коммуникаций, как интернет (о чем уже подробно говорил К. Мартынов), с опорой на нее. На мой взгляд, мы сегодня находимся в обществе, где преобладает не только социальная апатия, как говорил здесь С. Магарил, это даже скорее социальная аномия (по Дюркгейму), отсутствие не только мотивации, но и позитивных социальных ориентиров в представлениях значительной части населения. Когда мы говорим о гражданском обществе и путях его формирования, то первая, а может быть, и основополагающая проблема заключается в том, что этого самого гражданского общества нет даже и в представлениях значительной части наших сограждан. Исследования социологов в сегодняшней России показывают, что только 10% респондентов заявляют о том, что у них есть активная гражданская позиция. И соответственно необходимы социальные проекты, в чем-то просветительские, в чем-то воспитательные, которые можно направить на формирование гражданского массового сознания.
Это очень тесно связано с такими задачами, как модернизация, инновация, когда мы задумываемся о том, кто собственно может быть субъектом, активным деятелем этих процессов, где же у нас тот необходимый для подобной деятельности креативный класс, который описывают американцы (Р. Флорида). В исследованиях социологов показано, что в нашей стране сегодня в значительной мере, если даже не полностью, данный класс, или социальная группа «Людей-ХХI», людей социально активных, экономически деятельных и заинтересованных в инновациях (особенно технических, экономических) совпадает с группой пользователей интернета. Наиболее показательными среди юзеров рунета в этом плане являются пользователи социальных сетей и блогосферы. Из 43 миллионов интернет-пользователей, которые сегодня насчитываются в нашей стране, примерно каждый четвертый ведет свой интернет-дневник или блог (хотя общее количество блогов более 18 миллионов, но существует их частичное дублирование). Конечно, у нас пока еще социальные сети, блоги не выполняют в полной мере те функции, как на Западе, где они являются основой так называемой электронной демократии участия (e-democracy). Хотя уже и в России соцмедиа, особенно блоги – сложившаяся, устоявшаяся специфическая сфера социальной коммуникации, которая позволяет людям публично заявить о своих личных потребностях, в обход различных бюрократических и медийных фильтров, и привлекать внимание общества к острым, социально значимым, действительно актуальным проблемам. В этом смысле не только теоретически, но и практически блогосфера может играть роль своеобразного тренажера гражданского общества, в нескольких аспектах.
Кроме информационного, или просветительского аспекта, а также коммуникативного, о которых я упомянул ранее, важен аспект воспитательный, или личностно-развивающий. Блогосфера может играть роль средства формирования гражданского сознания, повышения гражданской правовой культуры. Существуют определенные социально-психологические инструменты, которые это опосредуют, в психологии описанные как личностный рост. Важным механизмом личностного роста является так называемый эффект присутствия, предполагающий более сознательное, деятельное, субъектное отношение человека к собственной жизни. Так же, как и участие людей в совместной деятельности, их общение в интернет-пространстве блогов позволяет соприкасаться с разного рада социальными событиями, воспринимать последние в некоторых смыслах как свои, чувствовать личную сопричастность, формируется эффект социального присутствия.
Кроме того, еще один аспект – психотерапевтический. Общение в интернет-блогах выполняет сегодня важную роль социальной психотерапии, помогает добиваться некоторой разрядки социальной напряженности. Не секрет, что сегодня в нашем обществе отмечаются эпизоды, или точнее инциденты, деструктивной гражданской активности, при дефиците (а в некоторых сферах и полном отсутствии) гражданской активности конструктивной, созидательно-спонтанной. По сути, в массах населения накапливается психологическая напряженность, как следствие происходит прирост напряженности социальной. Она ищет повод для своей «канализации», для того, чтобы прорваться наружу. Эти поводы могут быть самыми разными, а то общее, что их объединяет – они приводят к протестным выступлениям (на почве экономических либо межэтнических противоречий), либо негативным массовидным явлениям (распространение слухов, панических настроений, в том числе потребительская паника). Так даже из недоразумений и мелких локальных противоречий, сдобренных провокациями и информационным шумом, на почве повышенной тревожности населения могут вырастать большие проблемы. Людям не хватает  социальных коммуникаций для того, чтобы свою напряженность развеять, чтобы избавиться от стрессов и неопределенности, от тревожных ожиданий и неверия в будущее, следствием которых становится аномическое отсутствие жизненных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне.  В этом аспекте общение в интернете позволяет людям за счет различных механизмов групповой коллективной психологической защиты уменьшить уровень личной психоэмоциональной напряженности. Когда это тиражируется в массовом порядке, то может способствовать снижению напряженности социальной. Особенно подходит для разрядки напряженности и создания групп психологической поддержки общение в блогах, там где формируются виртуальные социальные сообщества, интернет-клубы.
В наибольшей мере выполнять эту позитивную роль социальной психотерапии, гражданскую, личностного роста и даже тренажера гражданского общества интернет и особенно блогосфера могут в формате создания распределенных креативных сообществ. Что это такое? Дело в том, что наиболее полноценно взаимодействие людей протекает все же тогда, когда оно происходит в живом общении, лицом к лицу. Сегодня вследствие информационно-технологического прогресса живое общение все больше заменяется или подменяется виртуальным, а люди себя ощущают разобщенными. Виртуальное и дистанционное общение восполняет дефицит позитивной, поддерживающей социальной коммуникации лишь частично. Ведь виртуальное общение в интернете - это в основном лишь информационный обмен (собственно коммуникация). А живое общение «глаза в глаза» - это еще и эмпатия, обмен эмоциями. Сочетание же того и другого – общения через интернет, который играет роль организующую, и общения живого, в виде неформальных клубов (групп встреч, групп психологической поддержки, интеллектуальных клубов и дискуссионных площадок, как в конце 80-х гг.),  и представляет собой так называемую распределенную коммуникацию.
Так возникает распределенная система человеческого общения, включающего и коммуникацию, и коллективную интеллектуальную деятельность. Последняя - обязательное условие формирования коллективной идентичности, связности, восприятия интернет-собеседников как психологически близких, «своих». Это, в свою очередь, создает возможность опереться на их заочную психологическую поддержку, ощутить не виртуальную, а реальную эмпатию. В результате создания такой поддерживающей коммуникационной среды большое количество людей могут действительно эмпатически общаться друг с другом, сочетая постоянное онлайновое общение посредством сети интернет и регулярное периодическое офлайновое, живое общение. В подобных комбинированных сетевых сообществах, принадлежность к которым высоко значима для их участников, ярко проявляются известные групповые феномены аттракции, референции, ценностно-ориентационного единства. И принадлежность к подобным сообществам, и обретение в них статуса, и общение, и получение информации, и коллективная деятельность, как показывает практика, служат действенными мотивами для объединения людей.
Оказывается, что подобного рода сообщества людей, объединенных распределенной системой сетевой коммуникации, возникают уже сами по себе, как интеллектуальные клубы, клубы блоггеров, «народные» экспертные группы – как автономные, так и связанные с отдельными общественными организациями. Это явление происходит в разных городах, не только в Москве, но и в регионах, где такие коммуникативные группы и клубы возникают спонтанно, на основе самоорганизации. Полагаю, что существует возможность их объединить, координировать их действия, и главное – использовать созидательную мотивацию участников таких коммуникативных сообществ. А именно, привлечь их на волонтерской основе к социально полезной деятельности (social entrepreneurship), предлагая участникам коллективно поискать ответы на вопросы, которые для общества сегодня актуальны. По сути, предлагая им совместно подумать о решении тех задач, которые выдвигает сегодняшняя социальная реальность - для того, чтобы усилиями этих людей представления о модернизации, инновациях и т. д. в современной России наполнить конкретным и реальным практическим смыслом.
Технологически это может осуществляться с использованием известных и специфических для социомедийной среды интернета социально-психологических механизмов, описанных на Западе - crowdsourcing, groundswell, collective intelligence. Последний, пожалуй, в инновационном плане является самым важным в качестве технологии учета коллективного мнения и технологии коллективных интеллектуальных действий для решения социальных, экономических, технологических задач. Сегодня существуют реально действующие информационные инструменты, которые все это позволяют осуществить, вот только в нашем российском интернете их пока недостает. Дело за малым – внедрить это, и в виртуальной сфере, и в социальной практике. Организационной формой могут послужить распределенные креативные сообщества, очно-заочные объединения пользователей блогов и социальных сетей.


Рецензии